В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 5, 2007

Священный камень из Тверского музея

Автор 15:23. Рубрика Священные камни

Единственная диагональная стрелочка указывает на слова ВСЕ ОНИ И и на написанные вразрядку жирным шрифтом слово ОТЦЫ. Итак, речь уже идет не только о жрицах, но и об ОТЦАХ, под которыми, видимо, понимаются жрецы. Я до этого нигде не видел указаний на то, что языческие жрецы тоже назывались бы ОТЦАМИ. Как и чуть выше, при упоминании Андрея Ростовского, я полагаю, что отчасти потому-то и так старательно стирают христиане память о языческом культе, что по многим его формам он весьма напоминает христианский, но притом граздо старше. Много ниже на писано В ПОРЯДКЕ, а еще ниже, там, где указывает вертикальная стрелочка, я читаю ПО ЖЕЛАНИЮ САМОЙ. Справа и ниже находится еще несколько знаков, образующих слово МАКОШИ. Итак, женщины постоянно должны быть В ПОРЯДКЕ, то есть не болеть никакими заболеваниями, не страдать дисфункциями или хандрой, а всегда быть в строю. Таким образом, данный фрагмент принес нам максимальный текст по количеству слов (26): МАГИНЕ СПОКОЙНО: НЕ ЗРЯ ЖЕ В ХРАМЕ МАЛО НЕКРАСИВЫХ ЖРИЦ И МАЛО МУЖЧИН, А МНОГО ДАМ. ВСЕ ОНИ, И ОТЦЫ, В ПОРЯДКЕ ПО ЖЕЛАНИЮ САМОЙ МАКОШИ.

Весьма любопытные надписи можно прочитать в самом низу камня справа. Эту часть я дал в обращенном цвете и стал рассматривать выделенный нижний прямоугольник при максимальном увеличении. Тут мое внимание привлекла строка с цифрами, где тройка была дана крупнее, а пятерка мельче. Вместе с соседними знаками данная строка читается 3-5. ЯТ ИЗЪ ХРАМА, то есть 3-5 взят из храма. Это — обычная инвентарная надпись, но поражает то, что дата начертана не буквами, а арабскими цифрами. Это означает весьма позднюю дату. Более, того, крупная цифра, видимо, означает месяц, мелкая — день. Но тройка может означать март лишь при пользовании январским счетом, введенным Петром Великим указом от 20 декабря 1699 года. До этого существовал сентябрьский счет, так что тройка должна была бы означать ноябрь. Однако, осматривая поверхность камня, я нашел слово МАРЪТЪ, которое поместил в рамочке, стало быть, счет был январским. А это само по себе означает, что последние надписи на камне делались уже в XVIII веке.

Низ камня справа и мое чтение надписей
Рис. 6. Низ камня справа и мое чтение надписей

Полагаю, что камень хранился в одном из Тверских христианских храмов, как и вся подобного рода языческая символика; даже реформа Никона поначалу не привела к освобождению храмов от этих реликтов язычества. И лишь где-то в первой половине, а, возможно, и в середине XVIII века не только в Тверской епархии, но и по всем епархиям России началось освобождение от “языческого хлама”. Однако дочитаем надпись. На самой тройке находятся в виде лигатуры три знака, которые я читаю НЪ РУСЬ, то есть НА РУСЬ. Таким образом, данная строка надписи означает, что “пятого марта камень был взят на русь”. Получается, что на третий день Масленицы. Другая надпись, чуть выше первой, гласит: СЬ РУСИ 5 НЪЗАД ВО ХРАМЪ, то есть пятого же числа камень вернулся назад. Интересно, для чего его вообще брали? На этот вопрос ответ тоже можно прочитать на камне: он начертан в прямоугольничке, который нужно повернуть на 900 вправо и вернуть в обычные цвета (хотя некоторые буквы добавить и из обращенных). Я читаю: ЯКО КАМЪНЬ С РУНЪМИ, то есть КАК КАМЕНЬ С НАДПИСЯМИ. Очевидно, наличие древних надписей высоко ценилось и христианскими священниками. Наконец, может возникнуть вопрос о том, кто же вел учет того, когда и кому выдавали камень. И на него ответ можно прочитать на камне: ХРАМОВАЯ РИЗНИЦЯ. Т.о., в христианское время языческий камень наряду с другими сокровищами хранился в храмовой ризнице. Позже, после того, как церквям было велено очиститься от языческого наследия, он мог какое-то время (порядка века) находиться на хранении у частных лиц, которые уже не имели представления о его языческом происхождении, и в XIX веке он был передан в археологический отдел Тверского музея как некое надгробие, возможно, Степана. Но эти последние надписи для меня необычайно важны, поскольку показывают, что стиль нанесения надписей на камень не менялся с седой древности вплоть до XVIII века; менялся, разве что, размер знаков, но и тут зависимость, как мне кажется, имеется не столько от времени, сколько от важности надписи и общей композиции рун. С другой стороны, эта группа надписей свидетельствует, что еще в XVIII веке языческие реликвии находили спрос у христиан наряду с иконами и другими христианскими ценностями.

Центральная часть камня и мое чтение надписей
Рис. 7. Центральная часть камня и мое чтение надписей

Теперь внимательно всмотримся в центральную часть камня, где начертано слово СТЕПАНА (я даю ее на врезке в обращенном цвете). Буква Т этого имени весьма напоминает форму буквы Т слова Тверь, которая выбивалась на камне, принятом за крест. Кроме того, она меньше букв слева и справа от нее. Не означает ли это, что было первоначально выбито СЕ Т, то есть СЕ КРЕСТ? Для проверки этого предположения необходимо прочитать надписи рядом.

Низ центральной части и мое чтение надписей
Рис. 8. Низ центральной части и мое чтение надписей

Действительно, справа от буквы Т начертано (если повернуть надпись вдоль мачты Т на 900 влево) крупными литерами слово РУНЕ, то есть НАДПИСИ, а более мелкими — слово МАКЪШЕВЫ. Рядом со знаком НЕ слова РУНЕ находятся знаки слов НА КАМЪНЕ. Собственно говоря, тут для меня ничего нового нет. Однако новизна начинается, как только я возвращаю в прямой цвет надпись между словом РУНЕ, и мачтой буквы Т. Тут читаются слова КЪНАЗЯ ЯРОСЛАВА, то есть КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА. А под буквой Т можно прочитать надпись ЯРОСЛАВЛЕВЬ КАМЕНЬ.

В последнем словосочетании слышатся отголоски слов БОРИСОВ КАМЕНЬ и РОГВОЛОДОВ КАМЕНЬ. Иными словами, перед нами крещенный камень, но если в Белоруссии этим занимались князья Борис и его сын Рогволод, то у нас — Ярослав. Вероятно, имеется в виду Ярослав Мудрый (1019-1054) , а не Ярослав Второй, живший в тринадцатом веке. Ярославу Мудрому удалось объединить всю русскую землю за исключением Полоцкого княжества, но именно Полоцкий князь Борис занялся перекрещиванием камней в своем княжестве. Вероятно, уже после того, как эта кампания прокатилась по Руси. Следовательно, на Руси камни приняли крещение в правление Ярослава Мудрого и получили название ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ. Подобной информацией я ранее не располагал и теперь получил ее, читая надписи на данном камне.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.323sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.484 секунд