В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 23, 2007

Таинственные пропилы каменных плит и храмы Сейдозера

Автор 16:07. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Таинственные пропилы каменных плит и храмы Сейдозера

В.А. Чудинов

Одной из целей нашей экспедиции на Сейдозеро 2 августа 2007 года было исследование таинственных пропилов каменных плит, обнаруженных ранее экспедицией В.Н. Демина много лет назад. Вроде бы данные пропилы свидетельствуют о следах человеческой деятельности, однако никаких других доказательств того, что перед нами артефакты, а не «игра природы», предоставлено не было.

Обнаружить место, где залегают плиты с пропилами, оказалось далеко не просто. Дело в том, что такие плиты образуют в некоторых местах стены небольшого, длиной метров 10-12 рва в половину человеческого роста и шириной где-то около метра, который начинается как углубление ручейка, а кончается выходом на покатую часть горы. Сверху канавка густо поросла кустарником, так что издали ее заметить было совершенно невозможно, а видима она была только при подходе к ней почти вплотную. Два человека там могли бы с трудом разойтись, рис. 1.

propili1.jpg
Рис. 1. Канавка, где боковыми стенками служат каменные плиты

В отсутствии людей видно дно, поросшее такой же скудной растительностью (мхами и лишайниками), что и остальная часть горы, по которому течет очень маленький ручеек, а стены сложены как из массивных камней, рис. 2 слева, так и из отдельных небольших плит (рис. 2 справа). Дно также устилают отдельные небольшие камни, видимо, упавшие с крутых откосов канавки.

Только при обработке фотографий в Москве выяснилось, что на плитах и камнях данной промоины имеются надписи. При осмотре на месте их было трудно заметить по нескольким причинам: в канавке гораздо темнее, чем на окружающей местности; надписи расположены на уровне коленей и ступней, а не на уровне глаз; над ручьем этого рва вьется огромное количество комаров, которых на открытой местности сдувает ветер, а здесь они находятся под защитой стен. Наконец, проводники привели сюда всю съемочную группу, которая и производила съемки, так что в малом объеме скопилось множество людей, а уходить предполагалось всем вместе. Так что на фотографирование камней без людей оставались считанные минуты.

propili2.jpg
Рис. 2. Вид канавки без людей и мое чтение надписей

Чтение надписей. Только при обработке фотографии были выявлены надписи на камнях. Слева от двух крупных, треугольного вида камней виден маленький камешек, черный лишайник на котором можно прочитать слова СЯ ЯМКА, а на камне чуть ближе к зрителю - продолжение предложения - МАРЫ. Данный текст означает: ЭТО - ЯМКА МАРЫ. Следовательно, мы узнали название данного объекта на русском языке той эпохи: Ямка Мары. Следовательно, перед нами - не храм, а как бы небольшая часовенка, где можно было удовлетворить религиозные потребности небольшого числа людей - до 5-6 человек. О существовании такого рода объектов мне ранее ничего известно не было, так что в данном случае мы столкнулись с новым видом исторического объекта. А поскольку первым словом является указательное местоимение СЯ, можно подумать, что ямки посвящались разным богам, но конкретно данная ямка - богине Маре.

В самом низу фотографии видны два небольших камня на дне. Левый из них как бы воспроизводит человеческое лицо. Я выношу его изображение на поля и читаю две буквы справа над глазом - ЯР. Обращаю внимание на написание буквы Р с небольшим отростком под петелькой. Такова была данная буква протокириллицы (руны Рода) и тогда, когда много позже данный алфавит проник в Северную Италию, где из маленького отростка образовалась диагональная ножка, а буква стала выглядеть, как R. Здесь мне приятно отметить наличие отростка у Р. Это - одно из доказательств происхождения латиницы из протокириллицы. Что же касается антропоморфного лика Яра в Ямке Мары, то в этом нет ничего странного: у христиан мы также наблюдаем наличие лика Спасителя в храмах, посвященных Николаю Чудотворцу или Успению Богородицы.

А на самом нижнем и самом левом камне фотографии читаются слова ЯРА ЛИКИ. Они означают, что ликов Яра тут несколько, и мы тотчас находим еще одно изображение лика Яра на камне слева от надписи СЕ ЯМКА: оно плоское и как бы лежит на камне. Я также выношу это изображение на поля и читаю надпись на лбу: ЯР.

Здесь, однако, имеются и другие лики. Так, справа на фотографии, самый верхний плоский камень, как бы вылезающий из растительности, изображает некий лик, на котором написано ЯРА МАРЫ МИМ. Следовательно, такую маску носит мим Мары, то есть актер, изображающий во время мистерий Мару. Однако сама богиня Мары со временем разделилась на две ипостаси: богиню Сару Макоши, и богиню Мары Яра. В данном случае мим нёс маску Мары Яра. На этой маске есть глаза и рот, но нет носа. Зато на камне ниже видно человеческое лицо, причем лицо женщины, которое я так же выношу на поля. Под ликом читается слово МАРА; это же слово начертано и на самом лике, причем подчеркивается, что это - ЯРА МАРА. Так что помимо двух ликов Яра в Ямке Мары имеется не менее двух ликов Мары.

Отмечу, что до сих пор в исследованиях археологов не встречалось in situ полное изображение интерьеров ведических храмов, приходилось что-то раскапывать и что-то реконструировать. В данном случае мы имеем подлинное, не изменённое более поздним вмешательством человека (в силу труднодоступности места) расположение культовых объектов в интерьере Ямки Мары. Заметим, что лики Яра и Лики Мары Яра находятся напротив друг друга на разных склонах Ямки.

Плиты с пропилами. Плиты с пропилами находятся чуть дальше, если смотреть с позиции фотографии на рис. 2, в глубине Ямки. Там проход суживается, и сделать фотографию данного места канавки оказывается затруднительным. Однако можно сфотографировать саму плиту, что я и сделал, рис. 3. Сама плита, судя по сколу в правой нижней части, не очень толстая, всего 15-20 см, и была принесена в данное место откуда-то, а не являлась частью камней канавки. Самое примечательное в ней - это наличие так называемых пропилов с двух сторон. На мой взгляд, однако, это вовсе не пропилы, а следы от двустороннего сверления. В таком расположении, как показано на рисунке, сверление производить невозможно, поскольку нижнее сверло должно было бы исходить из земли. Поэтому, скорее всего, два сверла в одной плоскости входили в камень с двух боковых сторон, так что отделение плиты от массива происходило в другом месте. Сверла имели диаметр до 8 см и имели конический наконечник, что видно по конечным частям каждого отверстия. Суть сверления состояла в том, чтобы наметить плоскость раскалывания камня. Вообще-то камни в этой местности и без человека имели тенденцию раскалываться по плоским поверхностям на прямоугольные бруски; следовательно, человек, желая отделить каменную плиту нужной толщины, должен был высверлить глубокие отверстия, лежащие в одной плоскости, но необязательно соосные друг с другом. В данном случае было сделано глубокое отверстие с одной стороны, и весьма короткое - с другой, и приложено усилие, после чего камень раскололся.

Таинственные пропилы каменных плит и храмы Сейдозера
Рис. 3. Плита с якобы «пропилами»

Напомню, что одна из нерешенных проблем археологии - проблема отделения огромных каменных плит от скального массива. Наиболее популярное предположение состояло в том, что в камне каким-то образом просверливалось небольшое отверстие, в него вставлялся в распор деревянный клин, который затем поливался водой, в результате чего по камню шла трещина и он раскалывался. В этой версии есть два уязвимых пункта: сверление и раскалывание. С одной стороны, если камень могли сверлить каким-то образом, то совершенно неясно, почему его сверлили неглубоко; с другой стороны, при возникновении напряжения на поверхности трещины также будут носить поверхностный характер и приведут просто к откалыванию кусков камня и образования в нем отверстий типа каверн на глубину сверления. Иными словами, камень не расколется по плоскости, но из него будут вырваны большие куски с неровной поверхностью скола.

На данной фотографии мы впервые видим следы высверливания на большую глубину очень толстыми сверлами. Однако смущают стенки: они не гладкие, а с нарезкой, как если бы в них завинчивались гигантские шурупы. Возможно, что в уже просверленном отверстии с гладкими стенками делалась нарезка, хотя смысл этого неясен. С другой стороны, нарезка выражена не очень отчетливо, как бы смазана, как если бы завернутые в камень гигантские шурупы кто-то с силой пытался бы либо вырвать, либо, напротив, забить еще глубже. Не служили ли эти шурупы теми клиньями, забивание которых и раскалывало камень? Тогда наличие нарезки оказывалось бы оправданным; при ближайшем рассмотрении мы видим, что верхнее отверстие действительно немного расширяется кверху, а нижнее - книзу.

Если наше предположение верно, технология раскола камней по трещинам оказывалась следующей: 1) с двух сторон в одной плоскости высверливались довольно глубокие (более полуметра) отверстия диаметром примерно 8 см. 2) В отверстие помещалась фреза, чей радиус увеличивался с каждым витком, и, вращаясь и поднимаясь вверх, она делала отверстие из цилиндрического слабо коническим, раззенковывая его. 3) Специальным приспособлением в слабо коническом отверстии делалась нарезка. 4) В отверстие вставлялся огромный шуруп, который завинчивался всего лишь частью оборота. 5) Вместо того, чтобы создавать усилие, колотя по шурупу (а тут требовались усилия в сотни килограмм или даже тонны), гораздо меньшие усилия прилагались к шурупу при его завинчивании. При этом в шлиц или отверстие шурупа (толстого в верхней части) можно было вставить бревно, которое создавало рычаг. При завинчивании усилия шурупа давили на стенки в перпендикулярном направлении, разрывая камень не в одной точке, а вдоль все поверхности нарезки. А поскольку отверстие в камне простиралось на всю его глубину, одновременное действие двух шурупов создавало достаточные усилия для ровного раскалывания камня.

Как видим, технология раскалывания оказалась гораздо более сложной, чем можно было предположить. И для этого требовались: сверла, фрезы-зенковки, фрезы для создания нарезки, шурупы; каждый из этих инструментов должен был иметь твердость большую, чем у подлежащего обработки камня. Кроме того, необходимы были соответствующие станки. Всеми этими операциями мастера занимались в соответствующих мастерских. Если мои рассуждения верны, мы получаем предварительную информацию о том, какие артефакты следует искать в мастерских по добыче и обработке камней: сверла, зенковки, фрезы для нарезки, шурупы - скорее всего, из камня более твердых пород. Станки могли быть деревянными и до наших дней не сохраниться.

Чтение надписей. На камне очень много надписей, часть из которых я хотел бы прочитать. Сначала я читаю надписи в конце верхней нарезки, в самом низу отверстия для шурупа; тут можно видеть слова ЯМКА ЯРА И МАКАЖИ. Таким образом, восточная часть Ямки оказывается Ямкой Яра и Макоши, тогда как западная - Ямкой Мары. Получается, что Ямка - в каком-то смысле наиболее примитивный вариант всего святилища.

А наверху нижнего «пропила», то есть следа от шурупа, можно прочитать слова РОД и РОД ЯРА. Таким образом, оказались задействованы все 4 основных бога славянского пантеона - Макошь, Мара, Род и Яр. Это и дает повод считать Ямку наиболее простым вариантом полного Святилища Яра.

Фрагмент в белой рамочке приносит нам имя мастерской, в которой производилась обработка камней; впрочем, об этом имени можно было догадаться: МАСТЕРСКАЯ ЯРА. Кроме того, в последнем фрагменте, обведенном черной рамочкой, можно прочитать еще два слова: МИМ ЯРА. Возможно, для небольшого числа людей мим Яра давал мистерии именно в Ямке.

propili4.jpg
Рис. 4. Мое чтение надписей в пропиле

Чтение надписей. Помимо надписей горизонтальных, существуют надписи и вертикальные. Для их чтения я повернул изображение на 900 вправо, рис. 4. Надписей много, но они однотипные и повторяющиеся, так что их чтение является только результатом терпения. Для того, чтобы не запутаться, я их перенумеровал. Итак, они гласят: 1) МАРЫ, 2) МАРА ЯРА, 3) МАРА ЯРА, ЛИК, 4-7) ДЛЯ МАРЫ В ЯРА ХРАМ, 8-9) РУКА МАКАЖИ - РУКА ЯРА, 10) РУКА ЯРА, 11) МАРЫ ЯРА ЛИК, 12) РУКА ЯРА, 13) МАРА ЯРОВА, 14) МАЯК ЯРА, 15) ЯР МАКОЖИ, 16) РУКА ЯРА, 17) РУКА ЯРА. Таким образом, перед нами - обычный маяк святилища Яра, но посвященный лику Мары Яра. Впрочем, насколько я понимаю, речь идет о двух принципиально разных назначениях данного камня. Когда его раскалывали, а потом на месте шурупов делали вертикальные надписи, камень предназначался для лика Мары в качестве маяка святилища Яра. Однако когда его установили, в этой части находилась Ямка Яра и Макоши, и в мастерской Яра им уже занялись специалисты храма Рода. Таким образом, вертикальные и горизонтальные надписи несколько не соответствуют друг другу.

propili5.jpg
Рис. 5. Вторая плита с пропилом

Вторая плита с пропилом. Чуть дальше вверх по канавке можно было обнаружить еще одну плиту с двумя пропилами. К сожалению, поверхность этой плиты была смочена струями воды, затемнявшими поверхность камня и затрудняющими чтение надписей. Сам пропил виден достаточно хорошо, однако он оканчивается не конусом, а прямоугольным участком. Очевидно, таким был сверлящий инструмент.

Здесь также можно прочитать крупные надписи: на фрагменте в конце пропила читается сначала мелкая надпись МИР ЯРА, затем более крупная, но того же содержания, МИР ЯРА. Верх смоченной части пропила имеет гораздо более темные буквы, которые образуют надпись МИР ЯРА И РОДА. Наконец, фрагмент в черной рамочке слева от пропила несет надпись ХРАМ ЯРА И РОДА. Как видим, хотя надписи по содержанию несколько иные, они столь же однотипны.

Содержание надписей соответствует началу канавки, где происходит переход от размещения камней Мары к размещению камней Яра и Рода. На Скале храмов храмы Яра и Рода располагались в самом низу, и когда паломники поднимались в гору, эти храмы посещались в первую очередь. Так и в данной Ямке: при заходе в нее паломники сначала имели возможность общаться с камнями Яра и Рода, и только затем переходить к камням Мары и Макоши.

propili6.jpg

Рис. 6. Чтение надписей на камнях переднего плана

Возвращение к камням переднего плана. Имя Макоши, начертанное на камнях, нам пока не встретилось, поэтому мы возвращаемся вновь к рис. 2 и еще раз обследуем камни переднего плана, на этот раз справа. В цветах виден камень, на котором можно прочитать надписи. Они гласят: МАРЫ ЯРА (в черных рамочках), МАКОШИ И МАРЫ (в белой рамочке) МАСТЕРСКАЯ (в черной рамочке). Таким образом, имя Макоши все-таки оказалось начертанным на переднем камне, и, таким образом, было подтверждено наше предположение о том, что Ямка является линеаризованной и упрощенной моделью Святилища Яра. Возможно, что в Святилище таких ямок было несколько, и в них паломники могли молиться еще до посещения основных храмов Святилища.

На втором камне читаются надписи РУСЬ ЯРА и МИМ ЯРА. Первой надписью, на самом верху Святилища Яра, вообще заканчиваются все надписи (кроме самой надписи СВЯТИЛИЩЕ ЯРА), тогда как вторая означает место нахождения мима во время мистерий. При этом ближе ко входу помещался мим Мары, и чуть подальше - мим Яра.

propili7.jpg
Рис. 7. Чтение надписей на пропиле второго камня

Чтение надписей на пропилах второго камня. Условия для чтения надписей на пропиле второго камня хуже (менее четкая насечка, наличие водяных подтеков), поэтому я читаю тут меньше фрагментов. Однако, суть этих надписей - примерно та же, что и уже прочитанных, поэтому как-то репертуар надписей она не меняет, и тем самым необходимость в их углубленном изучении отпадает. Эти надписи таковы: 1) МАЯК, 2) МИМ МАЯК, 3) РУКА МАРЫ - РУКА ЯРА, 4) МАСТЕРСКАЯ ЯРА, 5) РУНА МАРЫ. Очевидно, существовал стандартный набор сакральных надписей, так что на каждый камень наносилась произвольная их комбинация.

propili8.jpg
Рис. 8. Чтение надписей на нижнем пропиле второго камня

На нижнем пропиле надписи читаются с еще большим трудом, поэтому я читаю их меньше: 1) МАЯК, 2 ) МАРЯК (то есть, МАЯК МАРЫ), 3) РУКА МАРЫ, 4) РУКА ЯРА. Как видим, и эти надписи являются по сути теми же.

propili9.jpg
Рис. 9. Чтение надписей на камне с выемкой

Камень с выемкой. Еще ближе ко входу справа находится камень с выемкой, рис. 9. Я обратил на него внимание только потому, что на уровне колен на нем имеется выемка в горизонтальной плоскости треугольной формы, перпендикулярная плоскости камня вверху и наклонная ниже. Я решил, что и на этой выемки могут быть надписи, и не ошибся. Здесь можно прочитать такие надписи, как ХРАМ РОДА, РОДА, МАСТЕРСКАЯ РОДА. Иными словами, это - камень Рода. В таком случае технологическим символом Рода оказываются не следы шурупа для раскалывания камня, а ровный треугольный горизонтальный выруб поверхности. И еще тут написано МИМ МАРЫ - он может перемещаться вдоль камней и стоять, например, у камня Рода.

Совершенно неожиданно для себя я заметил, что на поверхности камня можно выделить одно человеческое лицо, потом, другое, третье. Каждое из них подписано, часто двумя буквами подписи были глаза, третьей - нос. Таким образом, я выявил такие лица, которые были подписаны как ЯР, РОД, РОД, РОДА ЛИК, РОДА МИМ, а правее - пояснение ко всем этим изображениям, МИМА МАСКИ, МАСКИ. Правда, последние слова я смог прочитать в обращенном цвете. Таким образом, перед нами - целый иконостас масок Рода (и Яра), причем я выявил далеко не все маски.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.511sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.725 секунд