В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 26, 2014

О скифах по Тамаре Райс. Введение

Автор 19:25. Рубрика Рецензии на чужие публикации

Кого греки относили к скифам. «Древние греки называли скифами, саками или кахами без разбора всех кочевников евразийской степи, не разделяя тех, которые обитали на землях недалеко от Китая, и тех, которые жили ближе к Карпатам» [1:35]. - Я полагаю, что и тут автор ошибается. Для доказательства я хотел бы рассмотреть «Электрум греческой работы из Куль-Оба под Керчью IV-III века до н.э. Высота 5,5 дюйма. Оригинал находится в Эрмитаже» [1:218].

tamara3.jpg

Рис. 3. Электрум из Куль-Оба

Интересно, что в статье П.М. Золина об этом артефакте написано так: «В 1970 г. известный московский скифолог проф. Д.С.Раевский, автор ряда книг по скифской мифологии, предложил совершенно новое прочтение сюжета на знаменитом сосуде из Куль-Обы (округа Керчи). Он внимательно исследовал разные варианты скифской генеалогической легенды, фрагментами сохранившейся в греческих и латинских текстах. Из этих вариантов сложился следующий стержневой сюжет легенды о происхождении скифов. В мифологии каждого народа есть свой первопредок, как правило, царь. У скифов таким первопредком был царь Таргитай, рожденный от брака Неба и Земли (обычная для всех индоевропейских народов мифологема). У него было три сына (тоже весьма популярная ситуация, перешедшая в волшебные сказки): Колаксай, Липоксай и Арпоксай».

Более того, каждый из четырёх сюжетов он объяснил определенным образом: «Опуская многие детали и варианты, о которых можно прочесть в книгах и статьях Д.С.Раевского, обратимся к главному. Почувствовав приближение старости и задумавшись о наследнике, Таргитай поставил перед сыновьями условие: на царство взойдет тот, кто сможет натянуть его лук и подпоясаться царским панцирным поясом. Старший сын стал натягивать лук, но лук вырвался из рук и ударил его по челюсти; среднему сыну непокорный лук повредил голень и только младший сын справился с задачей и стал царем» [3]. И в качестве конкретного доказательства он приводит подпись под каждым изображением.

tamara4.jpg

Рис. 4. «Таргитай объявляет о своем условии» и моё чтение надписей

У меня возник вопрос: действительно ли перед нами Таргитай? - скопировав изображение, увеличив его и усилив контраст, перехожу к чтению. Таргитай, видимо, слева, а справа - один из его сыновей. Вообще говоря, судя по изображению, разговаривают пожилые люди одного возраста.

На спине и правом плече левого персонажа можно прочитать слова: ЯРА ХРАМ, а на руке - слово МИМ.  На лбу и на бороде мима Яра можно прочитать слова РУСЬ ЯРА. Но где же надпись ТАРГИТАЙ? - Её нет!

Но, возможно, на правом персонаже можно прочитать слова СЫН ТАРГИТАЯ? - Нет, такой надписи также нет. На бороде якобы «сына» также читается слово МИМ, а на его щите - слова: РУСЬ ЯРА НА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, отмечается тот факт, что на земли Руси Мары, к которой прежде относились скифы, пришли мимы Руси Яра, которые предложили части скифов перейти в подчинение Руси Яра. Это - намного более важное событие, чем судьба мифологических персонажей.

tamara5.jpg

Рис. 5. «Колаксай натягивает лук» и моё чтение надписей

Естественно, что у меня теперь возникает еще более законный вопрос: а в самом деле перед нами Колаксай? Понятно, что тактика моя - та же самая: усиление контраста и увеличение размеров изображения.

На спине персонажа я читаю слово СКИФИЯ. - Далее я перехожу к чтению надписи на верхней части рукава правой руки. Эту надпись было очень тяжело прочитать, однако,  в конце концов, надпись поддалась: тут написаны слова МАРЫ РУС. Иначе говоря, показан русич края под названием РУСЬ МАРЫ.

Еще ниже на рукаве правой руки я читаю слово МИМ. На бедре правой ноги можно прочитать слова: В ЯРА, и, наконец, на верхней части бедра внутри очерченного черной рамочкой фрагмента, читаю слово РУСЬ.

Иными словами, РУС РУСИ МАРЫ находится в РУСИ ЯРА. Фактически повторяется та же мысль, что и на первом изображении.

tamara6.jpg

Рис. 6.  «Результат попытки Колаксая: ушибленная челюсть» и моё чтение надписей

Здесь, учитывая два предыдущих случая, я уже не сомневаюсь, что ничего похожего на легенду о Таргитае и его сыновьях не изображено. После усиления контраста и увеличения размера изображения, на локонах волос на спине левого персонажа я читаю слова: ЯРА РУС ХРАМА ЯРА.

На рукаве его левой руки я читаю слова: СКИФИЯ РУСИ ЯРА.  Он всовывает ложку в рот правого персонажа, то есть, кормит его.

На бороде этого персонажа я читаю слова: ЯРА ХРАМЫ, а на рукаве его правой руки - слова: АРКОНА ЯРА. Следовательно, метафорически это означает, что Аркону Яра постоянно кормит Скифия Руси Яра. Замечу, что персонажи тут разные.

tamara7.jpg

Рис. 7. «Результат попытки Липоксая: ушибленная нога» и моё чтение надписей

Наконец, проделав и с четвертым изображением те же процедуры, я читаю на кончиках волос на спине левого персонажа слова: МАРЫ ХРАМ. На рукаве его левой руки я читаю слова: МИМ МАРЫ. А его противник на рукаве правой руки имеет надпись:  АРКОНА ЯРА. Понятно, что наибольший интерес представляет «ушибленная» левая нога якобы Липоксая. На ней можно прочитать слова: МАРЫ РУСЬ. Иначе говоря, метафорически это означает, что Русь Мары была чем-то повреждена, а Аркона Яра, видимо, оказывает ей медицинскую помощь.

Наконец, на рукаве левой руки правого персонажа читаются слова СКИФИЯ ЯРА. Иначе говоря, правый персонаж является одновременно и Арконой Яра и Скифией Яра. А на штанине правой ноги левого персонажа имеется датировка: 40-188 ГОД БОГА ЯРА.  В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это означает 896-1044 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Таким образом, изложены весьма важные обстоятельства: Русь Мары в период 40-188 годов Яра отделилась от Руси Яра, от Скифии Яра, и от Арконы. Но это как раз опровергает мнение Тамары Райс о том, что якобы греки не различали скифов. Скифы различали сами себя, деля на Скифию Яра (Западную Скифию) и Скифию Мары (Восточную Скифию) и, понятно, что греки как наследники скифов, это знали. Другое дело, что этого могли не знать археологи и историки.

Заодно я могу сказать, что гипотеза Д.С. Раевского не оправдалась.

О Д.С. Раевском. Дмитрий Сергеевич Раевский (1941-2004) - «один из крупнейших скифологов. С именем Дмитрия Сергеевича связан целый, практически новый, раздел скифологии - изучение мифологии, идеологии, социальных и культурных концепций бесписьменного народа. Предложенные им реконструкции образуют целостную систему, объединяющую самые различные элементы скифской культуры. Работы этого плана вызвали широкий интерес научной общественности, в том числе благодаря его подходу к изучению источников и строгой оценке возможности их интерпретации. Даже люди, далекие от собственно скифских проблем, стремились показать ему свои работы, посоветоваться, выслушать его замечания» [8].

Мне посчастливилось пообщаться с Дмитрием Сергеевичем. Это произошло в 2006 году, когда на конференции в Институте археологии РАН я выступал с двумя докладами. И когда я стал рассказывать о надписях на палеолитическом камне с изображением мамонта, он воскликнул: «Кто выпустил на сцену этого докладчика?» - Я был удивлён его убеждённости в том, что не только в палеолите, но и во времена скифов письменности в этих районах не существовало. В этом Раевский и Тамара Райс солидарны. Мне это кажется не просто странным, но и нарочитым, ибо с моей точки зрения не только скифские монеты, которые реально существовали, но и скифские украшения буквально пестрят надписями.

Но я хотел бы показать, что Д.С. Раевский, выдвинув гипотезу о передаче Таргитаем своего наследства сыновьям Колаксаю и Липоксаю, ошибся, что видно не только после чтения подписей, но и даже по картинкам. Прежде всего, оба собеседника показаны ОДИНАКОВОГО ВОЗРАСТА, что никак не соответствует предположению о беседе отца с сыновьями. А далее, рисунки не соответствуют легенде.

Саму легенду я излагал в моей статье [9]. Я ее оттуда переписываю ниже.

Рыбаков о легенде. Б.А. Рыбаков обращается к этой легенде в нескольких своих книгах. В сжатой форме он излагает ее в монографии о русских княжествах: «Геродот сообщает интереснейшие исторические мифы древних земледельцев-сколотов, вполне сопоставимые с археологическими данными. Схема этих сказаний такова: 1. Примерно за 1000 лет до прихода Дария на скифов (512 г. до н.э.) от Зевса и дочери Днепра родился Таргитай, оказавшийся первым человеком в этой земле. 2. У Таргитая было трое сыновей: в их царствование с неба упали золотые реликвии - плуг с ярмом, топор и чаша. Овладеть чудесным золотом удалось только младшему сыну Колаксаю, по имени которого все эти поклонники плуга и ярма назывались сколотами. Имя родоначальника сколотов - Таргитай - связано с древним индоевропейским понятием плодородия и урожая (ср. греческие «таргелии» - праздник урожая)» [10:24]. - К чести Бориса Александровича можно заметить, что он очень чутко относился к древнегреческим историкам (хотя современные исследователи типа Подберезкина полагают, что он не был специалистом по античности; это - сознательно возводимая на него понапраслина) и знал то, что они писали о предках нынешней Руси. В частности, Геродот.

«Время мифического Таргитая («никак не больше 1000 лет» до Дария) - примерно ХVШ-ХVI вв. до н.э., то есть то самое время, когда завершилось расселение пастушеских племен и началось обособление праславян и их исторически самостоятельная жизнь. Мифическое время трех сыновей Таргитая, по всей вероятности, - время чернолесской культуры (X-VII вв. до н.э.), когда началось пашенное земледелие (небесный плуг) и «поча люди оружье ковати» (небесный топор). В VII в. до н.э. греки уже знали имя мифического Колаксая. Трое царей властвовали над четырьмя сколотскими племенами, размещение которых с разной степенью вероятия может быть сопоставлено с четырьмя группами концентрации археологическим памятников чернолесской культуры: киевской, тясминской, подольской (Южный Буг) и ворсклинской. Золотые реликвии хранились в «обширнейшем» царстве, но у нас нет данных для его определения. 3. Младший (но главный) из сыновей Таргитая - Колаксай разделил царство между тремя свими сыновьями. Возможно, что уменьшение числа «царств»-племен при внуках Таргитая (три вместо четырех) отражает ситуацию VII-VI вв. до н.э., когда земли по Ворскле были завоеваны скифским племенем гелонов. Мифическое измерение времени поколениями героев-родоначальников не поддается, разумеется, прямому переводу на поколения людей» [там же]. Таковы хронологические прикидки выдающегося русского историка.

Итак, у Таргитая - не два сына, а три. Кроме того, с неба упал не лук, а плуг с ярмом, который и достался Колаксаю, а на рисунке второй персонаж натягивает лук. Липоксай получил топор, а не ложку в рот. Наконец, ни один из даров Таргитая не показан ни на одном из рисунков: ни плуг, ни топор, ни чаша. В связи с этим слова, сказанные в некрологе Раевского (изучение мифологии, идеологии, социальных и культурных концепций бесписьменного народа) звучит не как заслуга, а как сознательный уход от истины в ложном направлении,  а связь его заслуг с его подходом к изучению источников и строгой оценке возможности их интерпретации выглядит бездоказательным.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.158sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.321 секунд