Рис. 8. Бюст Таргитая и моё чтение надписей
О Таргитае. Напомню, что бюст Таргитая на надгробии из Ветулонии мною тоже был описан в статье [9]. Я писал: «В книге З. Майяни имеется изображение надгробия с подрисуночной подписью: «Каменное фигурное надгробие из Ветулонии VIII-VII веков до н.э.» [11:400]. Никаких дополнительных комментариев не приводится».
Своё чтение я воспроизводить не буду, я его уже воспроизвёл в упомянутой статье, и оно видно на рисунке. Но внизу бюста я теперь выявил даты: 180-185-188 (ГОДЫ ЯРА). Эта дата совпадает с последней датой на электруме из Куль Оби. Возможно, что на бюсте приведены не годы жизни (по Яру), а годы правления Таргитая. Но тогда это - отнюдь не VII-VI вв. до н.э, как полагал Б.А. Рыбаков, а первая половина XI века н.э.
Но для понимания того, что перед нами - действительно князь, принимавший участие в сражении, необходимо найти какой-либо военный сюжет, который хотя бы был датирован соответствующим временем. Оказывается, что такой сюжет может быть найден. Это - золотой гребень из кургана «Солоха», якобы 4-й век до н.э.
Рис. 9. Оборотная сторона гребня из кургана «Солоха» и моё чтение надписей
Гребень из кургана «Солоха». При этом П.М. Золин пишет: «В верхней части изображена битва скифских воинов. Разглядывая гребень с обеих сторон (см. ниже), можно получить точные сведения об одежде и этническом облике скифов, их вооружении. Греческий (?) ювелир был хорошо знаком с жизнью скифов. Такие изделия создавались в мастерских Боспорского царства, где в тесном соседстве жили эллины и варвары.Web-страница Эрмитажа».
На гребне виден пехотинец слева, всадник в центре, упавший конь внизу и еще один пехотинец справа. На правой, а затем на левой руке пехотинца слева можно прочитать слова: РУСЬ ЯРА. А на его кирасе в обращенном цвете можно прочитать слова: РОДОВ (на нижней части рукава), ВОИН (в столбец на правой части кирасы), РУЯНА (на нижней части кирасы) и ВАГРИЯ (на предплечье левой руки). Из предыдущих статей я знаю, что пеший воин назывался воином Рода, а всадник - воином Яра.
Но с кем сражался этот воин Рода? - На всаднике, на морде его коня в обращенном цвете, а также на правой руке в прямом цвете читается единственное слово: РИМ. Наконец, внутри выделенного черной рамочкой квадратного фрагмента можно прочитать цифру 188, а под ней - слова ЯРА ГОД. Иначе говоря, скорее всего, скифы были разгромлены кавалерией Рима. И произошло это именно в 188 году Яра (1044 году н.э.).
Рис. 10. Лицевая сторона гребня из кургана «Солоха» и моё чтение надписей
На лицевой стороне мы видим того же пешего воина справа, на его брюках читаются слова СКИФИЯ ЯРА, а на рукаве его правой руки - слова ЯРА СКИФИЯ. Это - почти то же, что и на оборотной стороне (РУСЬ ЯРА). А на ножнах его меча можно прочитать именно это словосочетание ЯРА РУСЬ. Имени Таргитая я на этой фигуре не обнаружил. Но зато, к своему изумлению, я прочитал на штанине правой ноги имя КОЛАКСАЙ.
Центральный персонаж имеет на уровне правой руки примерно ту же надпись: ВОИН РИМА. А вот на самом левом пехотинце можно прочитать на груди слова ВОИН ЯРА, а на левом бедре - также неожиданную для меня надпись: ЛИПОКСАЙ. Иными словами, оба сына Таргитая реально боролись с римлянами, убили одного всадника (того, чья лошадь лежала внизу) и взяли в «клещи» другого.
Рис. 11. Моё чтение надписей на скульптуре из замка Каркассон
Судьба Руси Мары. На рис. 11 я воспроизвел рис. 3 из работы [11]. На основе анализа этой скульптуры, где Рюрик выступил объединителем двух стран, я написал в этой статье: «Теперь становится понятным, что именно сделал Рюрик: в его Руси Яра объединились (и, возможно, впервые) Западная Европа (Скифия Яра) и Азия как Восток (Русь Мары)». Однако, если на электруме из Куль Оби еще фигурирует Русь Мары, но на сцене битвы с римлянами (гребень из кургана «Солоха») борьбу ведет только Скифия Яра, входящая в Русь Яра. Она представлена сыновьями Таргитая Колаксаем и Липоксаем как воинами Рода Скифии Яра. Следовательно, Русь Мары отошла от поддержки Арконы где-то до 188 года Яра.
Обсуждение. В этой статье я рассмотрел только первую половину введения в книгу [1]. Вторая половина введения посвящена истории археологии Скифии. Но это - особая тема, которой я пока не хотел касаться, хотя она, разумеется, весьма интересна. Меня же интересовали общие положения, из которых исходит современная скифология. Основное положение этой науки на сегодня - это противоречие между якобы бесписьменной культурой скифов и очень высоким качеством их артефактов, особенно фигурок мелкой пластики и рельефов сосудов. Вместо того, чтобы попытаться объяснить это противоречие, Тамара Райс его просто констатирует.
На самом деле никакого противоречия нет, ибо, с одной стороны, все артефакты скифов подписаны, а с другой, они принадлежат вовсе не степным кочевникам, а столице Руси Яра Арконе, которая и был представительницей высочайшего уровня культуры древности. А скифы входили как в Русь Яра, так и в Русь Мары.
В своё время меня очень удивило поведение и другого скифолога, Д.С. Раевского, который вел себя столь безапелляционно, словно он - царь и бог, и его слово - это слово истины в последней инстанции. А между тем, его гипотеза, которую изложил П.М. Золин в своей статье, оказалась ложной, причем не только с моей точки зрения с опорой на прочитанные надписи, но и с точки зрения несоответствия легенде о Таргитае. Неужели он ее в тот момент не вполне помнил? Но отсюда закрадывается впечатление о том, что высокое мнение П.М. Золина о Раевском не обосновано. Напомню, что, по мнению Золина «предложенные им (Раевским) реконструкции образуют целостную систему, объединяющую самые различные элементы скифской культуры. Целостной системы не получилось. На сосуде из Куль-Обы не было персонажей из легенды о Таргитае, зато они оказались на гребне из кургана «Солоха», в отношении которого Золин не приводит никаких предположений Раевского с подобной же гипотезой.
Возникает и более широкое впечатление, связанное со всей скифологией, как зарубежной, так и отечественной. Предположение, что скифы были бесписьменным народом, как мне представляется, основано не столько на реальном отсутствии письменности, сколько на современном представлении академической археологии о письменности. Полагаю, что академическая археология просто остановилась на уровне достижений XIX века.
Что же касается самих скифов, то они, как можно видеть на рассмотренных изображениях, были прекрасными воинами. Высокое мнение о них высказывает и П.М. Золин: «Это скифы, о силе которых во времена Македонского свидетели сообщали немало подробностей. Северяне, по словам сподвижника Александра - Пармениона, поражали своим внушительным видом: «... днем, прежде всего, увидишь бегущие на тебя страшные лица скифов и бактрийцев, их косматые бороды и нестриженные волосы, еще их огромный рост и мощные тела...». Об этом официозная наука, особенно западная, помалкивает (нет этих сюжетов в учебниках, популярных книгах и общественном сознании).
А жаль, замалчивание - во вред России, ее соседям и миру в целом. Не стоит лишний раз многотысячелетнюю державу разными способами унижать и провоцировать. Рим к началу средневековья свое от Великой Скифии получил. Не стал еще ранее испытывать судьбу Македонский. Эх, помнили бы о том Наполеон и Гитлер, другие апологеты новых «мировых порядков» в пользу атлантизма».
Заключение. Прекрасный финал статьи! Однако, как я полагаю, мы еще очень многого о скифах не знаем. Академическая скифология не хочет анализировать их тексты, и в соответствии с ними выстраивать скифскую историографию. Так что придётся выстраивать ее с опорой на микроэпиграфику.
Литература
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.397 секунд