В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Тайна оберега

Автор 14:20. Рубрика Новые исторические объекты

Тайна оберега

В.А. Чудинов

Эту статью я хотел было начать с определения оберега, или хотя бы амулета, заимствовав его из какого-либо мифологического словаря последних лет; каково же было мое удивление, когда такового там не оказалось. Лишь первой издание Большой советской энциклопедии дало маленькое пояснение: «амулеты — предметы, которые по первобытным представлениям сообщают их владельцам способность защиты от колдовских враждебных сил. Амулеты обычно носят на шее. Как амулеты обычно употребляются: части человеческого тела (волосы, почки), изображения животных (египетский жук скарабей), своеобразные по формам и свойствам камни и, наконец, колдовские формулы в писаной форме. Происхождение слова спорно (от арабского hamala — носить или латинского amoliri — предотвращать»1. По отношению к славянским оберегам эти представления совершенно не проходят. Да и слово “оберег” восходит к глаголу “оберегать”, разумеется, от происков нечистой силы.

Правда, в популярных книжках оберегам повезло больше. В качестве примера процитирую раздел “Обереги” из книги Марии Семёновой “Мы — славяне”: «Иногда приходится читать, что язычники (не только славяне, вообще европейские язычники) не носили предметов культа, сиречь почитаемых, священных, оберегающих изображений, в виде украшений; такая “мода”, по мнению некоторых исследователей. Возникла только после официального крещения в качестве протеста против новой, нередко насильно насаждаемой религии. Думается, с этим стоит поспорить. Во-первых, мы уже видели: всё, что на современном языке называется “украшениями”, имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Во-вторых, разве для верующего христианина крест, который он носит на шее, — будь этот крест даже прекрасным произведением ювелирного искусства — просто “украшает” в том смысле, которое мы придаем этому слову сегодня? И, наконец, убранство покойника, опускаемого в могилу или укладываемого на погребальный костер, вовсе не обязательно соответствовало убранству живого. По крайней мере каждодневному. Мало ли какие существовали обычаи, воспрещавшие класть предметы культа в могилу? К примеру, вполне можно предположить, что славяне опасались засыпать землей символы Солнца, а скандинавы — свои молоточки Тора, символы небесного грома..»2. Как видим, здесь утверждается существование оберегов до христианства, но не выясняется, почему они выполняли свои функции оберегов, с чем это было связано.

Славянские обереги представляют собой прежде всего металлические плоские фигурки, чаще всего с дырочками для шнурка, чтобы носить на шее; и при взгляде на их обилие становится совершенно непонятным, что могло бы объединить их всех. Я и не представлял, пока не стал исследовать их пристальнее. А когда занялся этой проблемой, то, кажется, понял, в чем тут дело. Правда, лучше, если я просто процитирую вначале свое первое исследование.

Статья в “Вестнике МЭГУ”. Когда я работал в Московском экстерном гуманитарном университете, я опубликовал в числе прочих исследований небольшую заметку, которую приведу целиком вместе с содержащимся в ней иллюстративным материалом. «Обереги. К числу весьма любопытных памятников славянской мифологии относятся обереги — изображения птиц и животных, выполненные в виде плоской пластины с прорезями (см. рисунок). На первый взгляд кажется, что эти обереги, то есть тиалисманы, предохраняющие от воздействия нечистой силы, выполнены в каком-то своеобразном стиле, отличающим их от любых других металлических изделий, не несущих магических функций. Однако, приглядевшись, можно понять, что магические функции у данных предметов возникают потому, что сами предметы обладают сходтвом со знаками слогового письма. Так, грудь птицы обладает весьма округлой U-образной формой, тогда как спина явно имеет форму буквы w. Но с позиций слогового письма сочетание Uw читается как БОЖЕ, то есть оберег выполняет свои магические функции прежде всего за счет обращения к божеству»3.

Мое чтение надписи на обереге
Рис. 1. Мое чтение надписи на обереге

Прервем пока цитирование, чтобы восхититься великолепными и весьма совершенными формами привески в виде уточки. Меня тогда, пять лет назад, настолько увлекла гармония формы (в данном случае птички) и содержания (надписи БОЖЕ руницей), что я, пытаясь как можно скорее опубликовать этот завороживший меня идеальный образец оберега, забыл привести источник, из которого я заимствовал это изображение, а заодно век изготовления и место находки. Не привел я и транскрипции. А сейчас, перерывая свои записи пятилетней давности, я уже не могу их отыскать. Поэтому я привожу другие, возможно, не такие совершенные, но того же стиля.

Мое чтение надписи на обереге из Каргополья
Рис. 2. Мое чтение надписи на обереге из Каргополья

На рисунке приведена подвеска XII века из могильника Нефедьево 1В Каргополья4. На ней я читаю БОЖЕ, но не ЖИВОЙ, как я полагал ранее, а ЖИВА, то есть богиня Жива, которая всегда вспоминалась, когда речь шла о древней Руси. А далее читаются слова ВОЛЕВА РУСЬ, то есть СВОБОДНАЯ РУСЬ.

Продолжу цитирование. «Но тут можно увидеть и другие знаки: FV0, что означает ЖИВОЙ. Следовательно, оберег взывает к богу: БОЖЕ ЖИВОЙ!»5. Теперь я понимаю, что тогда ошибался даже в принципе: БОГ не может быть мертвым, он всегда живой, так что этот эпитет не совсем понятен. Но тогда я не знал, что богиня ЖИВА упоминалась постоянно, и не только на оберегах, и потому не мог дать точной интерпретации. По сути дела, тогда исследования только начинались. И тогда же я привел в качестве примера другую привеску.

Мое чтение надписи на привеске из Каргополья
Рис. 3. Мое чтение надписи на привеске из Каргополья

В этом случае мне удалось отыскать в своих записях прототип, хотя он повернут в иную сторону. Публикуя его, исследователь писал: «Бронзовая подвеска-уточка. Многочисленные плоские прорезные подвески-уточки известны в материалах из Приладожья и Костромского Поволжья. Дата Приладожских находок — вторая половина Х-начало XII вв.6 Подвеска из Попова (рис. 2-3) несколько отличается от стандартных образов Х- начала XI вв. и ближе к экземплярам II половины XI века»7. Я же вижу на нем надпись, выраженную в обводах привески, и читаю ее БОЖЕ, ЖИВА! Тем самым, наши предки обращались не к божеству вообще, но конкретно к Живе, подобно тому, как христиане обращаются конкретно к Христу или к какому-либо святому. Так что суть моего предположения — а именно, что привеска содержит знаки руницы, упоминающие божество, и лишь в силу этого становится оберегом — была подтверждена этим примером.

Далее меня заинтересовала привеска в виде фигурки быка; тут источник известен, курган Беседа из Приладожья8.

Мое чтение привески из Приладожья
Рис. 4. Мое чтение привески из Приладожья

Я отмечал: «На обереге в виде быка слово БОЖЕ написано дважды»5. Это прошлое чтение я поместил слева от изображения привески. Теперь я читаю чуть иначе: БОЖЕ, ЖИВА! РУСЬ. Это чтение я поместил справа от изображения привески.

В этой же короткой заметке я поместил еще два изображения. Одна из них восходит к Гочевскому кургану северян и датируется XII веком9. Я писал: «На украшении из Гочевских курганов северян можно видеть в качестве оберега лошадь. Если лошадь перевернуть, то ее конечности можно прочитать как знаки слогового письма, передающие тот же тест, БОЖЕ ЖИВОЙ»5.

Мое чтение надписи на украшении из Гочевских курганов северян
Рис. 5. Мое чтение надписи на украшении из Гочевских курганов северян

Это чтение я поместил под чертой. Правее я привел сегодняшнее чтение: БОЖЕ ЖИВА! Тут важно то, что вместо пластинчатого оберега возможен и оберег рисованный, но он должен висеть кверху ногами, чтобы надпись читалась правильно.

Мое чтение надписи на сережках из Бранешты и Битицы
Рис. 6. Мое чтение надписи на сережках из Бранешты и Битицы

Сережки-обереги. В заключение заметки я перешел к описанию сережек, где, по моему мнению, тоже была выражена идея оберега. Я отмечал: «Слово БОЖЕ можно прочитать также на привеске IX-X вв из Бранешты»5. Бранешты — это поселение типа Луки-Райковецкой, где была выявлена трипольская культура, предшествовавшая античной. Судя по названию местечка, речь идет о юге, о районе Молдавии. На рисунке я вначале даю то расположение украшения, которое предложил археолог10, а затем перевернул, поскольку только в перевернутом вверх ногами положении читается надпись БОЖЕ! Сопоставив с изображением лошади из Гочевских курганов, я решил, что правильное ношение амулета предполагает его переворачивание вверх ногами.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.452sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.617 секунд