В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 23, 2015

Томская писаница

Автор 04:22. Рубрика Чтения новых текстов

Томская писаница

В.А. Чудинов

После того, как в статье о писанице на реке Лена (Шишкинской писаницы) я обнаружил присутствие неизвестного исторической науке образования под названием Вагрия Мары эпохи Рюрика [1], я решил рассмотреть ряд других писаниц - не являются ли они продолжением той самой писаницы? И я начал с Томской писаницы.

tomskaya1.jpg

Рис. 1. Видимо, одна из древнейших композиций и моё чтение надписей

О Томской писанице. Рис. 1 я заимствовал из галереи [2] с рядом рисунков. Там  я встретил такой текст: «Томская писаница - уникальный памятник наскального искусства, культуры и истории народов Сибири. Первые сведения о рисунках на р. Томь появились в начале XVII в. С тех пор интерес к Писанице не ослабевал».

Иначе говоря, никакого конкретного места в качестве подписи к данной фотографии не обозначено. Но зато в работе [3] я читаю такие строки: «Первую прорисовку с фотографии памятника в начале 20 века сделал Н. Я. Овчинников, землеустроитель от Кабинета Его Императорского Величества. Можно сказать, что он положил начало научному документированию Томской писаницы», после чего показан рис. 3. Я не верю глазам своим: так это же прорись  рисунка 1! Что там ухитрился прочитать Н.Я. Овчинников, я не знаю, однако я всё-таки попытаюсь понять, ибо меня очень интересует отличие археологии от археоники. А пока я приступаю к чтению надписей на рис. 1.

Чтение я начинаю слева, с верхней части скалы, где первыми словами являются: МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ. Очень знакомый текст, хотя слово МАСТЕРСКАЯ встречается не часто. Далее, двигаясь вправо, я читаю надписи на траве, то есть, вегетоглифы. Первый из них гласит: КРАЙ ЯРА РЮРИКА. - Так это же именно то, что я ищу! Я ищу земли, носящие имя Яра Рюрика. И, наконец, чуть ниже на скале я читаю слова: МАРЫ ХРАМ РЮРИКА. Так что принадлежность данного места краю Рюрика тем самым подтверждена.

tomskaya2.jpg

Рис. 2. Продолжение чтение надписей на данной скале в моём анализе

Понятно, что надписей значительно больше, чем прочитанные три, так что я продолжаю их чтение. Сначала я читаю надпись в центре скалы. Тут написано: СЕ ЯРА МАРЫ МАЯК ЯРОВ. Очень крупная буква «С» вырублена из скалы в 3 человеческих роста. Остальные буквы выдаются тёмным цветом, они мельче. Полагаю, что это - титульная надпись.

Затем я читаю надпись на правом верхнем наклонном фрагменте скалы. Она гласит: КРАЙ МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Полагаю, что тут имеется в виду КРАЙ МАРЫ РУСИ РЮРИКА. А прямо под титульной надписью можно прочитать такой текст: СТАН ВОИНОВ ЯРА. Иначе говоря, рядом с этой скалой размещался один из воинских гарнизонов Рюрика.

Слева на среднем уровне из скалы выпирает фрагмент, имеющий вид прямого угла. На его грани я читаю продолжение предыдущей надписи: СКЛАВЯН МИРА РЮРИКА. Иначе говоря, основной этнический состав данного войска Рюрика был представлен славянами, а не скифами.

Кроме того, на этом же фрагменте можно прочитать принадлежность данного края к определенному городу из известных во времена Рюрика. Это - 33 АРКОНА ЯРА, то есть, объединение городов Ладога-Херсонес Севастопольский.

На том же фрагменте, где я прочитал надпись большими буквами слово СТАН, имеются и более мелкие буквы, которые образуют слова МИР ЯРА, и далее: ТО РУСИ ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, здесь уже прямым текстом говорится о принадлежности данной области к Руси Рюрика Яра.

На нижней части скалы имеется пешеходная тропа. Слева к ней ведет деревянный мостик на металлических опорах с перилами. Продолжением тропы является диагональный подъём, поросший травой и выделяющийся желто-зеленым цветом. Здесь я читаю слова: РУСЬ ЯРА РЮРИКА КРАЯ РУН ЯРОВЫХ. Под РУНАМИ ЯРОВЫМИ имеются в виду РУНЫ РОДА, то есть, БУКВЕННАЯ РУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ. Указание на неё означает, что в этом краю не только говорили, но  писали по-русски.

Далее меня интересует участок скалы у воды слева, под мостиком. Здесь можно прочитать слова: ХРАМЫ МИМА И ВОИНА ИЗ 33 АРКОНЫ ЯРА, а на продолжении этой скалы вправо - слова: МАСКИ РУСИ ЯРА РЮРИКА. Под МИМОМ И ВОИНОМ понимался, естественно, ЯР РЮРИК, который пришел сюда из 33 Арконы Яра, то есть, из Ладоги. А слова МАСКИ РУСИ ЯРА РЮРИКА означают, что на этой скале имеются изображения в стиле Руси Рюрика. Кроме того, подтверждается принадлежность данного края именно 33-й Арконе Яра.

Следующий нижний участок скалы у воды имеет наклон вверх, и на нём можно прочитать текст: ГОД ЯРА 38-Й ВАРЯГА РЮРИКА И РУСИ ЯРА РЮРИКА. - Как и на одном участке Ленской или Шишкинской писаницы, годом строительства данного воинского стана явился 13-й год после смерти Рюрика. Что же касается датировки Руси Яра Рюрика, то названа неофициальная дата создания Руси Рюрика, дата де-факто, ибо де- юре Русь Рюрика была провозглашена на 30 лет позже. А датировка  «38-й год Яра» в пересчёте на привычное для нас летоисчисление означает 894 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, самый конец IX века.

Имеются на скале и лики, те самые, о которых упоминала одна из надписей. Первый из них находится справа от выступающего углом фрагмента скалы. Это - женское лицо в правый профиль, с коротким носом, выпяченными губами и коротким подбородком. На уровне глаз написана подпись МАРА, а ниже идёт дополнение - МИРА РЮРИКА. Понятно, что так символически обозначен храм Мары.

Второй женский лик в правый профиль находится справа от скалы, он немного порос травой. В отличие от левого лика у него крупный нос, очень длинная носогубная складка, впалый рот и крупный подбородок. На вегетоглифе я читаю слова: МИМА МАРЫ. Иначе говоря, при храме Мары находилась и резиденция его жрицы.

Справа от лика мимы Мары я читаю последнюю надпись, также отчасти выполненную на траве: ХРАМ МИРА ЯРА РЮРИКА ХАРАОНА. Иначе говоря, ХРАМ МАРЫ РУСИ РЮРИКА. Что еще раз подтверждает приведённые выше чтения.

Я не могу сказать, что прочитал все надписи данной скалы. Однако и прочитанных 58 слов и 3 чисел вполне достаточно, чтобы сказать, что скала буквально пестрит надписями. И тем удивительнее было перейти к анализу рис. 3.

tomskaya3.jpg

Рис. 3. Прорисовка той же скалы Н.Я.  Овчинниковым в сравнении с ее текстом

Я решил сравнить прорисовку скалы Н.Я. Овчинниковым с тем текстом, который на ней написан. Сначала я рассматриваю центр скалы с титульной надписью, где я читаю слова СЕ ЯРА МАРЫ МАЯК ЯРОВ. А на прорисовке мы видим разбросанные по скале буквы; однако, если их соединить в том порядке, в каком они нарисованы, получается текст: СТЕ ХААК ВУ ОНД. Иначе говоря, буквы тут изображены русские, а текст остался совершенно непонятным.

Далее я сравниваю лик Мары в правый профиль с изображенным на прорисовке ликом в левый профиль. Иначе говоря, Овчинников изобразил фон для лика, придав ему смысл лика, причем повернутого в левый профиль. И вместо слов: МАРА МИРА РЮРИКА мы читаем внутри этого нового лика непонятные слова: ЯХМИ ЛЧИ.

Наконец, автор рисунка изображает соседний участок скалы, на котором буквы так же раскиданы, как и на всех остальных. Тут можно прочитать слова: ХА ИАВП.

Какой же вывод можно сделать из данного изображения? Можно высоко оценить рисунок Н.Я. Овчинникова как первую СХЕМУ данной скалы, после чего можно было привлечь внимание общественности к ней как к памятнику истории. Иначе говоря, весьма высока заслуга Овчинникова как первооткрывателя Томской писаницы. Однако, с точки зрения эпиграфики данная схема никак не может считаться основой для чтения.

tomskaya4.jpg

Рис. 4. Портреты исследователей Томской писаницы

Далее в статье [3] можно прочитать: «Первое серьезное исследование писаницы было проведено в 60-е годы ХХ века сотрудниками кафедры археологии Кемеровского госуниверситета под руководством А. И. Мартынова. Древние рисунки были скопированы на кальку, сделаны их прорисовки, проведена датировка и интерпретация. Результаты этой работы были опубликованы в книге А. П. Окладникова и А. И. Мартынова «Сокровища Томских писаниц» (1972 год). В настоящее время работы на памятнике продолжаются. В первую очередь, это документирование. Оно включает в себя фотофиксацию, копирование петроглифов на микаленткую бумагу; прорисовку изображений, а также всех скальных повреждений на прозрачные материалы; изготовление силиконовых матриц с плоскостей с рисунками. Большим вниманием посетителей пользуется скала в настоящее время. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения сохранности этого уникального памятника древнего наскального искусства. К сожалению, все мероприятия по сохранению памятника окажутся малоэффективными без нашего бережного отношения к своему культурному наследию».

С последними словами вполне можно согласиться. Однако о том, что перед нами находится храма Мары, а также, что данная местность входила в Русь Рюрика, нет ни слова. Иначе говоря, о Рюрике и его эпохе даже эти археологи не подозревали.

tomskaya5.jpg

Рис. 5. Томская писаница. Камень на вершине скалы

Википедия о Томской писанице. «То́мская пи́саница» - историко-культурный и природный музей-заповедник в Яшкинском районе Кемеровской области. Создан в феврале 1988 года на базе одной, самой южной, группы скал в нижнем Притомье, протянувшихся на расстояние 50 км (от деревни Писаная в Яшкинском до города Юрга в Юргинском районе) и испещрённых наскальными рисунками. Кроме Томской писаницы, здесь обнаружено ещё семь местонахождений наскальных рисунков.

 

Музей-заповедник расположен в лесопарковой зоне в 50 км к северо-западу от Кемерово, на площади в 140 га на правом берегу Томи, где сохранилось 280 наскальных рисунков IV-I тысячелетий до н. э. В 1998 году музей «Томская писаница» стал победителем всероссийского конкурса «Музей года». В 2007 году музей-заповедник посетили 74,3 тысячи человек (в 2006 году - 58 тыс. человек).

По мнению археолога И. В. Ковтуна, «Томская писаница» известна с 1630 года и является первым летописным петроглифическим комплексом, открытым в Северной Евразии. Для российской и европейской науки памятник открыт Д. Г. Мессершмидтом во время его путешествия по реке Томь из Томска в Кузнецк приблизительно 15 июля 1721 года».

tomskaya6.jpg

Рис. 6. Карта наскальных рисунков Томской писаницы от музея до города Юрга

На этой карте мы видим, что помимо названия «Томская писаница» вблизи деревни Писаная возле деревни Новороманово имеется еще 4 региона писаниц: «Крутая», «1-я и 2-я Новоромановская»,  «Висячий камень», а вблизи деревни Поломошное - еще две писаницы: Никольская и Туспальская. Таким образом, имеется несколько (точнее - 7) регионов с наскальными рисунками.

А на рис. 7 показан один из древних рисунков. В Википедии он назван: «Томская писаница. Одно из наскальных изображений». А на сайте [4] та же фотография показана крупнее и на фоне ступеней и лестницы, что позволяет понять масштаб изображения. Кроме того, на ней убраны неинформативные участки скалы.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.227sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.381 секунд