В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 29, 2012

Эпиграфический комментарий к Торопу

Автор 12:05. Рубрика Исторические комментарии

 torop2.jpg

Рис. 2. Копья и дротики и моё чтение надписей

 

Копья и дротики. «Во время боя скифские воины также использовали дротики - короткие копья с металлическими остриями.

В степных скифских захоронениях часто встречаются железные острия дротиков, с длинной втулкой и маленькой жалообразной головкой. Дротики использовались, главным образом, конными воинами в качестве метательного оружия. Железные наконечники дротиков имели короткое жаловидное перо на конце стержня, являющегося продолжением втулки. Нижний конец дротика оковывали железом, а его длина обычно равнялась длине копья. Обнаруженные на территории Никопольского района наконечники скифских копий имеют длину от 35 до 53 см, наконечники дротиков - от 29 до 44 см. На рис. 2 изображены наконечники копий и дротиков. Железо. ІV в. до н.э. 

Копья поздних скифов Нижнего Приднепровья и Крыма имели перо остролистой формы и длину наконечников от 23 до 60 см. В Крыму очень редко встречаются относящиеся к данному периоду наконечники с лавролистой и ромбической формой пера».

Моё чтение надписей. Я усиливаю контраст изображений, увеличиваю размеры при чтении и иногда оборачиваю в цвете. Это даёт возможность прочитать надписи.

Так, на втоке левого копья я читаю слова РОДА ХРАМ, ЯРА ХРАМ. ЯРОВА РУСЬ. МИМ РУСИ ЯРА, из чего следует, что копьё принадлежало не рядовому воину, но жрецу бога Яра. А храмы Яра и Рода почитались в равной мере.

На длинном втоке малого по площади третьего копья можно прочитать слова: РУСЬ ЯРОВА И ХРАМА ЯРА МИМА ЯРА.  Тем самым, можно понять, что и это копьё также принадлежало миму Яра из храма Яра.

Следующую надпись я читаю на боевой секире: ХРАМ ЯРА И ХРАМ РОДА. Из этого следует, что секира принадлежала храмам Яра и Рода, однако нет указаний на то, что она принадлежала непосредственно миму Яра. Возможно, одному из охранников храма.

Наконец, надпись на последнем втоке копья гласит: ХРАМ ЯРА. МИМ ЯРА РОДА. Иными словами, данное копьё принадлежала миму бога Рода.

Рассмотрение приводит к выводу о том, что перед нами - оружие храмовое, а не рядовых воинов. Все копья принадлежали лично жрецам, а потому отличались более высокими эстетическими и боевыми качествами.

Шлемы. «Значительного развития достигло у скифов и защитное облачение. В бою широко использовались сложенные на кожаной основе из мелких металлических чешуек щиты, панцири, боевые пояса, шлемы и поножи (кнемиды). Металлические шлемы были известны скифам уже в VII в до н.э. В VII-VI вв. были распространены массивные литые шлемы кубанского (по месту большинства находок) или раннескифского типа. Они довольно точно передавали форму головы, имели горошковидную форму, небольшой вырез, окаймленный дугами-валиками, сходящимися к переносице, а также отверстия, предназначавшиеся для крепления нащечников».

torop3.jpg

Рис. 3. Скифский шлем. IV в. до н.э.

 

Моё чтение надписей.  На этом шлеме я сначала читаю надписи на науше: ХРАМ ЯРА В РУСИ ЯРА. Уточнение В РУСИ ЯРА сделано в связи с тем, что Скифия также частично располагалась и в Руси Рода.

На фрагменте правее блика можно прочитать слова ЯРА МАСКА. Похоже, эти слова означали военный доспех, в данном случае шлем. Если бы это была погребальная маска, на ней можно было бы прочитать слова МАРА МАСКА. Наконец, над правой глазницей я читаю слова ЯРА МИМ, из чего следует, что данный шлем принадлежал миму Яра.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.02MB | MySQL:11 | 0.475sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.676 секунд