В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 1, 2007

Тысячелетия русской культуры

Автор 08:06. Рубрика Интервью

Тысячелетия русской культуры

Сергей Бойцов

Титул газеты
Рис. 1. Титул газеты

Название статьи
Рис. 2. Название статьи

25-26 апреля 2006 года в Ленин­градском государственном универ­ситете имени А.С. Пушкина состоят­ся традиционные Царскосельские чтения. Нетрадиционной, однако, будет тема чтений - тридцатитысячелетие русской культуры. Совре­менные изыскания ученых в различ­ных областях знаний позволяют с уверенностью говорить, что русская культура возникла со времен камен­ного века, и является древнейшей культурой человеческой цивилиза­ции, оказавшей влияние на древние языческие культуры всех континен­тов.

Ректор ЛГУ профессор Скворцов
Рис. 3. Ректор ЛГУ профессор Скворцов

Целесообразно, на наш взгляд, показать разнообра­зие подходов к данной про­блеме со стороны ученых, за­нимающихся, казалось бы, не соприкасающимися впрямую проблемами.

Замечательный русский ученый-историк Валерий Ни­китич Дёмин долгие годы по­святил изучению Русского Се­вера, где он с единомышлен­никами из Русского географи­ческого общества ищет древ­нюю Гиперборею. В своих книгах Валерий Никитич гово­рит и о русской исторической науке, где до сих пор все еще не выветрился дух Миллера, Байера и Шлёцера, называв­ших все достижения русской культуры Средневековья по­лученными с Запада: «Собст­венно русская история начи­нается якобы с призвания ва­ряжских князей, а также с по­следовавшего вскоре вслед за этим принятия христианст­ва. А до той поры пребывал русский народ, дескать, в ди­ком, варварском состоянии, не говоря уж о том, что сла­вянские племена вообще яв­ляются пришлыми на террито­рии, где они обитают в насто­ящий момент». Укреплению данных идей во многом со­действовал Н.М. Карамзин, написавший в своей печально известной «Истории государства Российского»: «Сия вепикая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погру­женными народами, которые не ознаменовали бытия свое­го никакими собственными историческими памятника­ми».

Эта позиция, поощряемая государственной и церковной властями, дожила до наших дней и заняла доминирующее положение в школьных и ву­зовских учебниках, научной и популярной литературе, в средствах массовой инфор­мации и т.д. В результате, как считает В.Н. Дёмин, по­всеместно насаждается мне­ние, что до определенных временных пределов русский народ как бы вовсе и не суще­ствовал, пребывая во внеис-торическом состоянии, а ког­да возник (вроде бы из небы­тия) на исторической арене, то просто воспринял идеоло­гию, культуру и государствен­но-правовые традиции, сло­жившиеся до него и без него.

К счастью, в русской исто­рической науке всегда была сильна и другая традиция, ко­торая восходит к двум заме­чательным деятелям отечест­венной науки - Василию Ни­китичу Татищеву и Михаилу Васильевичу Ломоносову. Труды обоих, посвященные древнейшей русской истории, были опубликованы посмерт­но. Оба русских ученых неза­висимо друг от друга отстаи­вали одну и ту же мысль: кор­ни русского народа уходят в глубины тысячелетий и затра­гивают этносы, издревле за­селявшие север Евразии и из­вестные под разными имена­ми античным и иным авторам.

Татищев напрямую вел ро­дословную славян (а следова­тельно, и русских) от скифов, по современным данным по­явившихся в Причерноморье ориентировочно в VII веке до н.э. Ареал их расселения распространялся далеко на Север и в Сибирь. Праотцом славян и русских Татищев считал Мосоха - шестого сына библейского Яфета (Иафета) и внука легендарного Ноя. От имени Мосоха (Моска) впос­ледствии образовались наи­менования: Москва - сначала река, затем и город на ней, Московия, московиты, моск­витяне, москвичи...

Родословная потомков Ноя и основанные на ней легенды были когда-то чрезвычайно популярны на Руси и породи­ли вереницу апокрифических сочинений. Публикация дан­ных произведении, исключи­тельно важных для понимания русской предыстории и становления национального са­мосознания, прекратилась еще в прошлом веке. Совре­менные ученые вообще счита­ют их продуктом чистого со­чинительства, полагая, что никакой фактологической ос­новы здесь нет и быть не мо­жет. На самом же деле авторы этих «повестей», вне всякого сомнения, опирались на ка­кие-то не дошедшие до нас источники (если не письмен­ные, то устные). Следова­тельно, ядро этих повестей опирается на действительную историю, хотя и закодирован­ную в виде образов фольк­лорного творчества.

Не менее скрупулезно и панорамно данная проблема проанализирована Василием Кирилловичем Тредиаковским в обширном историчес­ком труде «Три рассуждения о трех главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве словенского язы­ка над тевтоническим, II о первоначалии россов, III о ва­рягах-руссах, словенского звания, рода и языка» (СПб, 1773). В этом незаслуженно забытом трактате только во­просу о Мосохе (Мосхе) по­священо не менее двух десят­ков страниц, завершающихся знаменательным выводом: «... Рос-Мосх есть праотец как россов, так и москов... Рос-мосх есть одна особа, и, следовательно, россы и мосхи суть един народ, но разные поколения... Рос есть собственное, а не нарица­тельное и не прилагательное имя, и есть предимение Мосхово».

Тредиаковский, выдаю­щийся отечественный просве­титель, стоял вместе с Ломо­носовым у истоков русской грамматики и стихосложения и явился достойным продол­жателем Татищева в области русской истории. Помимо за­видной эрудиции, Тредиаков­ский обладал редким чувст­вом языка и интуитивным по­ниманием глубинного смысла слов. Так, он решительно поддержал и развил мнение, упомянутое еще у Татищева, о русскости древнегреческого наименования скифы. До ре­формы русского алфавита в его составе была буква F «фи­та», предназначенная для пе­редачи заимствованных слов, где обозначала и звук [ф] и звук [т]. И слово скифы в до­революционных изданиях пи­салось через фиту. В дейст­вительности же скит - чисто русский корень, образующий лексическое гнездо со слова­ми типа скитаться, скитание. Следовательно, скифы-скиты дословно означают 'скиталь­цы' ('кочевники'). Вторично, в качестве позднейшего заим­ствования из греческого язы­ка, где оно служило названи­ем пустыни, общая корневая основа скит вновь вошла в русское словоупотребление в значении 'отдаленное мона­шеское убежище' или 'старо­обрядческий монастырь'.

Ныне представление о прямом родстве славяноруссов со скифами и другими древними народами Евразии считается не иначе как наив­ным. Между тем позиция Та­тищева - Ломоносова - Забе­лина может быть существенно подкреплена за счет аргумен­тов, заимствованных из исто­рического языкознания, ми­фологии и фольклора. Линия, идущая от историков XVII-XVIII веков, была продолжена и за­креплена в трудах Дмитрия Ивановича Иловайского и Георгия Владимировича Вернадского, написавшего по-английски книгу «Древняя Русь» (1938 г.; рус. издание -1996 г.), где история русского народа начинается с каменно­го века и проводится через последующие этапы: кимме­рийский, скифский, сармат­ский и т.д. Нельзя пройти и мимо исторических сочине­ний Александра Нечволодо-ва и Льва Гумилева. Извест­ный в прошлом археолог и ис­торик русского права Дмит­рий Яковлевич Самоквасов также отстаивал скифское происхождение русского на­рода, а прародину славяно­руссов именовал Древней Скитаниеи. Естественно, речь должна идти не об одном только русско-скифском род­стве, но и о генетическом единстве множества народов, населявших в древности про­сторы Евразии.

Неоспоримый вклад в ста­новление и организацию исто­рической науки в России внес Александр Дмитриевич Чертков, к сожалению, забы­тый в настоящее время. Он обладал одним из самых бога­тых в России собраний книж­ных, рукописных и нумизма­тических редкостей. На дан­ной основе впоследствии бы­ла создана знаменитая част­ная Чертковская библиотека. Бесценное собрание Черткова было подарено Москве, некоторое время пребывало в Румянцевском музее (ныне Рос­сийская государственная биб­лиотека), в настоящее время книги находятся в Историчес­кой библиотеке, а рукописи - в Историческом музее. В последние годы жизни Чертков являлся президентом Общества истории и древнос­тей российских и опубликовал несколько удивительных исто­рических изысканий: «Очерк древнейшей истории протословен» (1851 г.), «Фракий­ские племена, жившие в Ма­лой Азии» (1852 г.), «Пеласго-фракийские племена, на­селившие Италию» (1853 г.), «О языке пеласгов, населив­ших Италию» (1855 г.). Опи­раясь на глубокое знание древних языков и практически на все доступные ему источ­ники, Чертков указал на язы­ковое и этнокультурное срод­ство между славяноруссами, с одной стороны, а, с другой - с пеласгами, этрусками, скифами, фракийцами, гетами, эллинами, римлянами...

Заключая свой историчес­кий экскурс, В.Н. Дёмин го­ворит: «Корни русского языка и русского народа находятся гораздо глубже. Истоки Руси уходят в тысячелетние дали и обнаруживают свои начала в той нерасчлененной этнолинг­вистической общности, с ко­торой, собственно, и начина­лось человечество».

Студентки ЛГУ с книгами В.А. Чудинова

Рис. 4. Студентки ЛГУ с книгами В.А. Чудинова

По словам крупнейшего специалиста в области рус­ской руницы - древнейшего слогового письма славян -Валерия Алексеевича Чуди­нова, исследовавшего раз­личные ремесленные изде­лия, за более чем полтора века археологических раско­пок ученые смогли обнару­жить огромное количество древних предметов и соста­вить себе полное и исчерпы­вающее представление о том, кто и зачем их делал. Археологи гордятся тем, что раздел древнерусского ре­месла изучен по сравнению с другими наилучшим образом. Однако при всем том имена, а тем более фамилии масте­ров, за единичными исключе­ниями, не известны. Тем бо­лее археологи ничего не мо­гут сказать о том, была ли у мастера своя мастерская, да и вообще, был ли он масте­ром или подмастерьем, или вообще цеховая ремесленная организация Руси не каса­лась. Крайне важен вопрос и о месте изготовления тех или иных предметов. Все это мо­жет помочь установить эпи­графика, т.е. чтение микро­надписей, сделанных на раз­личных предметах.

Так, например, на перст­нях гораздо больше разнооб­разных надписей, чем на браслетах. Это и понятно: перстень мельче, дешевле, и использовался как женщина­ми, так и мужчинами. Инте­ресно отметить, что крупные надписи в виде узоров дела­лись обычно руницей, тогда как мелкие, можно сказать микроскопические, предпо­читали делать кириллицей. Отмечаются частные надписи: ПЕРСТЕНЬ, ПЕЧАТЬ, С ПЕЧА­ТЬЮ, КОЛЬЦО. Гораздо боль­ше было украшений с назва­нием города: СЕРЕНСК, В РЯ­ЗАНИ, СМОЛЕНСК, ЖИВИНА РУСЬ ПСКОВИЯ. Встречаются и названия страны: РУСЬ, В РУСИ, РУСЬ-ЛИТВА, РУС­СКИЙ. Графическое оформле­ние каждого перстня оригинально, нет даже повторов, и перстни смотрятся как величайшие произведения юве­лирного искусства.

Другой тип украшений - узоры на скатерти. Оказыва­ется, и тут первоосновой яв­ляется слоговая надпись. На двух читаемых образцах из Вологды удалось выявить сло­ва: РУСЬ, ПЕРУН, ЖИВА, СЛАВЯНЕ. ВЫРЕЗАНА ЗРЕЛЫ­МИ ПИСЬМЕНАМИ, ВОЛОГДА. Из этой надписи можно по­нять, что Вологда себя одина­ково относила как к Живиной Руси (куда относился и Новго­род), так и к Перуновой Руси (куда себя причисляла Ладо­га). На другом образце над­пись гласит: СМОЛЕНСКАЯ ВЫШИВКА, РУСЬ-ЛИТВА.

Для изготовления ножей, ключей характерно то, что на изделие наносилось его на­звание: НОЖ, КЛЮЧ, ЗАМОК, НОЖНИЦЫ. Иногда уточня­лась и марка изделия: БОКО-ЗУБЫЙ НОЖ, НОЖ ДЛЯ МЯСА ОСТРЫЙ, ЗАМОК «ТАЙНА». Чаще всего при этом сообща­лось имя кузнеца, он подпи­сывался как МАСТЕР. Позже имя мастера заменяется на название города-изготовите­ля.

Надписи в своем боль­шинстве написаны кирилли­цей, но с добавлением знаков руницы, так что для их чтения знания одной кириллицы явно недостаточно.

В.А. Чудиновым рассмот­рено более 200 археологичес­ких находок. Для надписей использовались не только та­кие мягкие в сыром виде ма­териалы, как глина или наи­более податливый металл свинец, но и камни оселков, песчаник, шифер, медь, стекло и сталь. Причем на стали писали чаще всего.

Исследования ремеслен­ных изделий помогли выявить некоторые неизвестные черты русского ремесленного про­изводства: ремесленник дол­жен был обязательно поста­вить свое клеймо, которое со­стояло в начертании обяза­тельной ремесленной форму­лы: МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА ТАКОГО-ТО. Здесь следовала чаще всего фамилия мастера, иногда дополняемая именем. Кроме того, весьма часто следовало название изделия, иногда указывался город из­готовления. Эта формула поз­воляет, во-первых, отличить ремесленное изделие от до­машнего, что, в свою очередь говорит о том, что уже в Средние века существовал водораздел между товарным производством и патриар­хальным в рамках натураль­ного хозяйства. Во-вторых, формула позволяет перейти от исследования анонимного ремесленного производства Руси к исследованию произ­водства авторского, что поз­воляет осуществить сравне­ние не только изделий разных городов, но и разных ремес­ленников. В-третьих, форму­ла может пригодиться и для исследования внутренней торговли. Так, топор, выко­ванный в Пронске, найден в Слободке, а топор-лом из Шишкова попал в Старую Ря­зань. В-четвертых, формула показывает и социальную ор­ганизацию ремесла. В-пятых, наличие формулы дает бога­тый материал для антропони­мики, особенно для ее исто­рической части.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.07MB | MySQL:11 | 0.248sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.419 секунд