Как видим, древние кресты могут поведать много интересного о жизни древней Руси и наших далеких праславянских предков, имевших и этот символ, и божественную троицу» (ЧУМА, с. 59, рис. на с. 58 внизу).
Со временем я сделал небольшое уточнение - надпись на груди стал читать как слово ЛЮБОВЬ, написанное руницей. Но по-прежнему считаю данный крест женской троицы одним из интереснейших крестов языческой эпохи.
Рис. 13. Трипольская статуэтка в виде креста
Заключение. Фигуры в виде креста, которые обычно считают чисто христианской символикой, существовали еще, по меньшей мере, в неолите. И хотя на ведических храмах крест обычно имел восемь концов (на прямой крест накладывался еще косой, а затем всё вписывалось в окружность), более мелкими были кресты четырехконечными. И в данной статье мы познакомились с богатством нашивок, фибул и даже поясных накладок в виде дохристианских крестов.
Поскольку современные исследователи даже на уровне докторов исторических наук, кем является, например, археолог В.И. Кулаков, не могут отличить христианские кресты от ведических, это говорит о том, что на уровне населения такое отличие практически не ощущалось. Иными словами, христианство приняло уже устоявшуюся форму ведических крестов в качестве своего символа. Остальные отличия, например, вытянутость по вертикали или равноконечность, изображение 4 ликов или 4 кружков, или их отсутствие - все это оказывается второстепенным и не может различать ведические и христианские обереги.
Таким образом, мы сталкиваемся с еще одним проявлением общности христианства и дохристианских верований.
28.03.2007
Литература
БЫЧ: Бычков А.А. Энциклопедия славянских богов. Мифы древних славян. М., 2000, 400 с.
ГАВ: Гавранек Б. Начало славянского письма и письменной культуры в Великоморавскую эпоху // Великая Моравия. Тысячелетняя традиция Государственности и культуры. Прага, 1963
КУ90: Кулаков В.И. «Звериноголовые» фибулы балтов (V-VII вв.) // Советская археология, 1990, № 2
КУ95: Кулаков В.И. Варианты иконографии Одина и Тора V-XI вв. // Древняя Русь: новые исследования. Славяно-русские древности. СПб, 1995, вып. 2
КУ00: Кулаков В.И., Валуев А.А., Скворцов К.Н. Сокровища, возникшие из пепла // Наука в России. М., 2000, № 4
КУЛ: Кулаков В.И., Валуев А.А. Европейские универсальные обереги VII-IX веков // КСИА, 2001, вып. 212, с. 17-23
НИК: Николаева Т.В., Недошивина Н.Г. Предметы христианского культа // Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997
ПОГ: Погожева А.П. Антропоморфная пластика Триполья. Новосибирск, «Наука», 1983
ЧУМА: Чудинов В.А. Материалы к познанию истории Древней Руси // Вестник МЭГУ, 1996, № 2 (6), с. 54-59
BLI: Bliuenè A. Vikingų epochos kuršių papuosalų ornamentika. Vilnius, 1999
ENG: Engel C. Beiträge zur Gliederung des jüngsten heidnischen Zeitalters in Ostpreussen // Congressus secundus archeologorum baltocorum. Riga, 1930
FET: Fetter L.-Cy., Périn P. Le francs. T.2. A l'origine de la France. Paris, 1987
GAE: Gaerte W. Urgeschichte Ostpreußens. Königsberg, 1929
KUL: Kulakov V. La terre prusse entre Scandinavie et Orient // Les centres proto- ur- bains russes entre Scandinavie, Bysance et Orient, Réalités Bysantines. Paris, 2000
MEN: Menghin W. Die Langobarden. Archäologie und Geschichte. Stuttgart, 1985
SCH: Schulze-Dorlamm M. Unbekannte Kreuzfibel der Karolingerzeit aus Edelmetall // Archäologisches Korrespondenzblatt. 1997, Bd.27
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.380 секунд