В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 8, 2016

Монеты и берестяные грамоты Великого Новгорода

Автор 11:32. Рубрика Чтения новых текстов

Здесь приводится и аверс, и реверс монеты. Однако сама монета какой-то неправильной формы и по сравнению с монетой на рис. 2 выглядит весьма небрежной чеканки. Изображение на аверсе является неким ребусом, и я не уверен, что археологи разгадали его верно. Датировка даёт не год чеканки, а промежуток длиной в 58 лет. Словом, во всём чувствует упадок монетного дела.

Прежде всего, я нахожу датировку монеты и обвожу данный фрагмент черной рамочкой. А затем читаю цифру даты и рядом - сопровождающие буквы. Получилась дата: 585 ГОД ЯРА.  Пересчитав ее в привычное для нас летоисчисление, получаем дату: 1441 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Она вполне укладывается в приведенную вилку дат с 1420 по 1478 годы, что меня удивило (чаще всего письменная датировка отличается от предположенной археологами на тысячелетия).

Затем я начинаю чтение надписей на монете. Сначала наверху я читаю слова: ЯРА СТОЛИТСА 35 АРКОНЫ ЯРА. Эта надпись подтверждает принадлежность монеты Великому Новгороду, который как раз и являлся 35 вторичной Арконой Яра. А ниже я читаю дополнение: ХРАМ ЯРА МИМА И МАРЫ РИМА. Иначе говоря, в чеканке монеты приняли участие не только храм мима Рюрика в великом Новгороде, но и храм Мары Рима.

Далее я решил рассмотреть изображения. На мой взгляд, здесь вовсе не изображен горожанин, поклоняющийся храму святой Софии. А изображен человек, приплывший в Рим на гребном судне (на рис. 4 я показываю на поле дешифровки путника, приплывшего на гребной лодке, и стоящего в полный рост). Путник поклоняется солнцу, на лучах которого можно прочитать слова: РИМА ХРАМ. Один гребец с веслом сидит впереди, другой, кормчий, с кормовым веслом, играющем роль руля - сзади.

Втрое изображение совершенно иное. Оно находится под углом 90 градусов вправо (по часовой стрелке) от первого и изображает кошку, шагающую по решетке. Правее имеется лицо старухи в левый профиль, внутри которого можно видеть лицо молодой женщины анфас. И имеется третье изображение: голова женщины анфас с ручным зеркалом. Подпись на решетке гласит: САМА МАРА ВОИНОВ РЮРИКА В РЯСЕ. Так что первое изображение является зооморфной ипостасью богини Мары, а два других - антропоморфными ипостасями. Заметим, что монета была отчеканена в том числе и в воинском храме Мары в Риме. А правее от этого изображения я читаю слова: В 30 АРКОНЕ ЯРА. Они означают. что под Римом тут понимается ЗАПАДНЫЙ КАИР.  Слева я читаю надпись: РУСЬ РИМА, а еще ниже там же - слова МИР СТОЛИТСЫ.

Затем я перехожу к чтению надписей на реверсе. Явная надпись гласит: ВЛИКОГО НОВАГОР(ОДА), то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, несмотря на места чеканки - Каир. А на самом низу реверса монеты можно прочитать слова: ЯРОВА ВАГРИИ РЮРИКА МОНЕТА НОВАЯ МАКАЖИ. Отсюда следует, что храм Мары Рюрика в Риме (Западном Кире) являлся одновременно и храмом Макоши. Итак, опять перед нами находится МОНЕТА РИМА (западного Каира).

Таким образом, на данном артефакте я прочитал 32 неявных слова, 2 - явных и три числа. Это - довольно много, хотя и составляет чуть больше одной трети слов, прочитанных на предыдущей монете.

velikiynovgorod5.jpg

Рис. 5. Новгородская грамота - долговая расписка и моё чтение надписей

Первая Новгородская грамота данной статьи. В заметке [5] говорится: «В Великом Новгороде археологи нашли первую с начала сезона раскопок 2012 года древнюю берестяную грамоту, в которой говорится о возврате долга. Учёные обнаружили грамоту на Троицком раскопе, находящемся в историческом центре города к югу от Кремля. Бересту передали на реставрацию. Она дошла до наших дней целой. Археологам удалось прочесть текст, в котором говорится о взимании крупного долга.

Первую средневековую грамоту на Неревском раскопе новгородка Нина Акулова нашла 26 июля 1951 года. Кроме Великого Новгорода археологи обнаружили грамоты в Москве, Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Твери и Торжке, в белорусских Витебске и Мстиславле и в украинском Звенигороде. По оценке научного руководителя Новгородской археологической экспедиции академика РАН Валентина Янина, культурный слой в Великом Новгороде может хранить ещё примерно 20 тысяч грамот».

Данная берестяная грамота меня заинтересовала потому, что я заподозрил на ней неявный текст. Для его эпиграфического анализа я усилил контраст изображения и приступил к чтению. Оно давалось тяжело, поскольку неявный текст был перекрыт явным, так что приходилось по многу раз выяснять, что представляет собой очередной слово.

И всё-таки удалось прочитать верхнюю строку: В РЮРИКА ЯРА МАРЫ ХРАМ О НЕЯРОВЫХ РЮРИКА ЯРА РАТЯХ НЕ ОТ ЯРА ЯТЫХ. - Иначе говоря, назван получатель письма, и названа цель письма. Получатель - храм Мары Рюрика Яра, цель письма - поговорить о тех частях войска Рюрика, которые были взяты от храмов не Яра, то есть, в храмах Мары, Макоши и Рода.

Затем я читаю вторую строку до зачеркнутого места, где прочитанные три слова можно считать более или менее вероятными: ВОЗВРАТИТЬ В ЯРА ХРАМЫ В РУСЬ РЮРИКА ЯРА МИМУ МАРЫ И МИМУ ЯРА. Смысл данного письма заключён именно в этой строке: возвратить воинов из храма Мары Великого Новгорода в храмы Мары и Яра Руси Рюрика. Далее я пытаюсь закончить чтение второй строки: ВАРЯГОВ В РУСИ ВАРЯГОВ РЮРИКА. Иначе говоря, вернуть в европейскую часть Руси Рюрика.

Всего в данном послании находится 10 строк. Если в первых двух содержится 32 слова, то в 10 строках их будет примерно 320. Иначе говоря, их выявление займёт столько же времени, сколько написание пары статей. И, поскольку смысл послания ясен, то я постараюсь прочитать только две нижних строки, подпись, чтобы знать, кто мог отдавать подобные распоряжения.

Неполная девятая строка гласит: РУСИ МИРА РЮРИКА ЯРА ОТ ЯРА РЮРИКА МИМА ХРАМА РЮРИКА ЯРА МИРА МАРЫ. Так что адресат назван. Для целей первоначального исследования этого вполне достаточно.

Далее я перехожу к чтению явного текста. Я полагаю, что ЮС МАЛЫЙ написан в лигатуру с предшествующей буквой Л, а апостроф перед последней буквой А заставляет читать предшествующий согласный звук С мягко. Таким образом, полный явный текст будет таким: ОТЪ МАЛЯСЯ И ОТ ЖИРУНЬКА. СТО ЙАТИ ЕСВЕ. На современном языке это означает ОТ МАЛЕНЬКОГО И ОТ ЖРЕЧИКА. ВЫ ВЗЯЛИ СОТНЮ. Полагаю, что «МАЛЕНЬКИЙ» есть верховный (есть обычай называть людей антонимами: ребенка - стариком, лысого - кудрявым, и т.д.) настоятель, жрец храма Мары Руси Мары, а «ЖРЕЧИК» является обычным жрецом того же храма. И напоминают они верховному жрецу храм Мары Рюрика о том, что надо бы вернуть сто воинов в храм Мары Руси Мары.

Понятно, что эта версия полностью расходится с предположением археологов о том, что речь идёт о крупном финансовом долге, где данная грамота якобы оказывается долговой распиской. Долг имеется, но не денежный.  Под СОТНЕЙ понимается сто воинов, а не сто гривен. Так что для верного понимания явного текста необходимо читать неявный. Правда, последнее является довольно сложной эпиграфической операцией. Ибо на 8 явных слов я уже прочитал 45 слов, да еще два слова и одно число прочитаю чуть ниже, так что на неполных 3 строки получается 48 слов их порядка 300. Иначе говоря, основной текст данной Новгородской грамоты написан неявным способом. Когда-то к такому же выводу я пришел, анализируя этрусские зеркала.

Наконец, я читаю датировку в виде букв ЕС слова ЕСВЕ. При сильном контрасте эти буквы образуют цифру 68. А рядом находится неявный текст: ЯРА ГОД. Пересчитав в привычное для нас летоисчисление/, мы получаем дату: 928 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, Х век н.э.

velikiynovgorod6.jpg

Рис. 6. Берестяная грамота из Великого Новгорода и моё чтение надписей

Вторая берестяная грамота Великого Новгорода. Заметка о ней [2] весьма коротка: «Средневековые письма преподносит раскоп на Большой Московской улице. Одна из берестяных грамот содержит информацию о товарах и денежных мерах, а второй берестяной фрагмент, по всей вероятности, является детским рисунком. «Третья грамота очень сильно пострадала во время пожара, - говорит начальник раскопа, научный сотрудник института археологии РАН Олег Олейников. - Она содержит четыре строки, будем надеяться, что там есть имя. И это поможет нам в дальнейшем изучении. Кстати, в прошлом археологическом сезоне не было найдено ни одной берестяной грамоты. Находки нынешнего сезона прервали эту безграмотную «серию».

Работы на раскопе Большой Московской улицы были начаты 14 мая. На сегодняшний день здесь обнаружено свыше тысячи уникальных находок».

То, что грамота закопчена, делает ее гораздо более контрастной для неявных надписей, которые вместе с надписями явными составляют на первый взгляд страшную мешанину, пугающую новичков. Напротив, для опытных археологов это - подарок судьбы, ибо неявная часть грамоты оказывается достаточно видимой, не требуя усиления контраста.

Как обычно, чтение я начинаю с неявной части, которая имеет больше строк, чем явная, не менее 7 на первый взгляд. На мой взгляд, перед нами находится целый документ. И первое, что привлекает взгляд, это мужской лик сверху слева. Внизу мы видим лицо молодого человека с пышной копной волос, но наверху на него наложен уменьшенный лик старца. Следовательно, символически перед нами находится молодой человек, умный, как старик. Я выделяю на поле дешифровке в виде фрагментов цифры, если они малы.

Начало текста приходится на поле слева, где я читаю слова: ОТ РУСИ МАРЫ, и далее я перехожу на первый строку основной части грамоты. Подпись первой неявной строки читается так: И ОТ РЮРИКА МИМА РЮРИКА РУСИ МАРЫ ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА МИМУ РЮРИКА РИМА ХРАМА В 33 И 30 АРКОНЫ ЯРА. Итак, перед нами - именной бланк жреца В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ, который является посланцем самого РЮРИКА В РУСИ МАРЫ, то есть в ЕВРАЗИИ, ЖРЕЦАМ ХРАМА РИМА В ЛАДОГЕ И ЗАПАДНОМ КАИРЕ. Иначе говоря, обозначен и отправитель, и получатель, адресат.

Полагаю, что уже из-за этой части неявной надписи данная грамота будет долго лежать в запасниках Института Археологии РАН. Разумеется, если неявную часть текста грамоты современным академическим эпиграфистам удастся прочитать.

На второй строке я читаю слова: МАРА Е ЯРА РУСИ МАСКА, И МАРЫ МОСКВЫ, И РИМА Е СТОЛИТСА, но хотя последнее слово написано в три строки, на этом предложение не заканчивается, переходя на третью строку.  В современном понимании это означает: БОГИНЯ МАРА ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ РУСИ ЯРА (РЮРИКА), И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ОНА ЖЕ ЕСТЬ (СИМВОЛ) И СТОЛИЦЫ РИМА. - Последняя часть данной фразы подтверждает моё отождествление МИРА МАР с РИМОМ, который возник именно на месте нескольких храмов Мары.

На третьей строке можно видеть более длинную надпись средними, а местами и мелкими буквами: МАКАЖИ Е 33 ЯРА ВАГРИИ ХРАМ И МАСКА СКИФИИ ЯРА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЯРА МИРА ЯРА В 28 ГОД ЯРА. Начальная часть строки интересна, ибо в ней говорится о ХРАМЕ ЯРА ВАГРИИ 33. Я уже в одной из предыдущих статей понял, что вначале нумеровались не города (Арконы Яра), а храмы, причём в данной строке чётко указано, что это были ХРАМЫ ЯРА ВАГРИИ, где слово ЯРА обозначало тип храма, и оно не ассоциировалось с Яром Рюриком. Иначе говоря, сначала писали: ХРАМ 33 ЯРА ВАГРИИ, потом стали писать синонимичное выражение: ХРАМ 33 ЯРА АРКОНЫ или ХРАМ ЯРА 33 АРКОНЫ. Но позже данное выражение стали понимать иначе, как состоящее из двух иных частей: ХРАМ ЯРА и 33 АРКОНЫ. Иными словами, цифра 33 оторвалась от слова ХРАМ и приклеилась к слову АРКОНА, и точно то же самое произошло со словом ЯРА. Так от нумерации храмов (по порядку их строительства) произошла нумерация Аркон, что вначале вовсе не входило в замысел авторов нумерации.

Отсюда становится понятно, почему в Великом Новгороде имеется на севере номер Арконы 13, а на юге - 35, ибо речь идёт не о разных городах, а о разных храмах Яра. При этом, как следует из данной строки, возможны были не только храмы Яра как Яра, но и храмы Яра Макоши. А из этого следует, что одновременно могли быть сочетания и Яра Рода и Яра Мары.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.201sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.355 секунд