В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 8, 2016

Монеты и берестяные грамоты Великого Новгорода

Автор 11:32. Рубрика Чтения новых текстов

Интересна и датировка, данная на этой строке берестяной грамоты постройке именно такого храма Яра Мары 33 Рюрика в 28 году Яра, которая при пересчёте на привычное для нас летоисчисление образует дату 884 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что общий смысл третьей строки таков: 33 ХРАМ ЯРА МАКОШИ (В ЛАДОГЕ) И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯРА МАРЫ РЮРИКА ХРАМА СКИФИИ МИРА ЯРА В 884 ГОДУ - это начало предложения, которое будет продолжено на другой строке.

Четвёртая строка: Е 35 ВАГРИИ ХРАМ ЯРА, И 33, И 30, И 34 АРКОНЫ ВАРЯГОВ ИЗ ХРАМА МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА В ХРАМЫ РИМА РЮРИКА И РУСИ РЮРИКА МАРЫ. К сожалению, здесь предложение не завершено, и потому приходится перейти к следующей, пятой строке: ВАРЯГОВ РУСИ СКЛАВЯН СТРАН РЮРИКА РИМА И МНОГИЯ ИЗ ЕГО ВАРЯГОВ АРКОН КРАЯ ЯРА РЮРИКА СТАЛИ РЮРИКА ЯРА МОСКВОЙ МАРЫ РЮРИКА ЯРА В ВОЙСКАХ ЯРА РУСИ МИРА ЯРА. Однако и эта строка не закончена.

Шестая строка: И МИРА МАРЫ. Полагаю, что здесь предложение закончилось. Это предложение можно понять так: ВОИНЫ ВОЙСК ЯРА ЕГО РУСИ МИРА ЯРА ОБРАЗОВАЛИСЬ ИЗ 1) ВАРЯГОВ ХРАМА МАРЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, ЛАДОГИ-ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО, ЗАПАДНОО КАИРА И АФИН, 2) ИЗ ВАРЯГОВ ДРУГИХ ГОРОДОВ КРАЯ ЯРА РЮРИКА. ОНИ БЫЛИ ПЕРЕВЕДЕНЫ В ХРАМЫ РИМА РЮРИКА И РУСИ РЮРИКА МАРЫ, А ТАКЖЕ В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД КАК МОСКВУ МАРЫ.

Шестая строка продолжается новым предложением: МАРЫ ХРАМ РУСИ МАРЫ РЮРИКА ЯРА ИЗ СТОЛИТСЫ РИМА, АРКОНЫ 30 ЯРА РИМА, И ВОИНОВ РЮРИКА СТАЛ ХРАМОМ РЮРИКА ЯРА В АРКОНЕ 35 В ГОД ЯРА РЮРИКА 30. На современном языке это означает: ХРАМ МАРЫ РУСИ МАРЫ РЮРИКА, (ПЕРЕВЕДЁННЫЙ) ИЗ СТОЛИЦЫ РИМА, ЗАПАДНОГО КАИРА РИМА, (И ИЗ ХРАМА) ВОИНОВ РЮРИКА СТАЛ ХРАМОМ РЮРИКА ЯРА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ В ГОД РЮРИКА 30 (ИЛИ В ГОД 886 ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА). Это означает, что с этого момента, то есть, с 886 года н.э., государство Рим перестало иметь руководство из последователей Рюрика и за пять лет смогло создать руководство иного плана, которое вначале не стало следовать традиции Рюрика, чем стала отличаться от остальной Святой Руси Рюрика, затем утвердило собственный курс на полную независимость подвластных Римской державе земель, а затем, поскольку традиции Рюрика на всём земном шаре были весьма сильными, стало постепенно менять религию, и отвоёвывать у державы Рюрика Западную Европу. Так что год 886 стал для истории не только Европы, но и всего Земного шара переломным.

С другой стороны, становится понятно, почему на первых порах Рим (Западный Каир) дружил с Великим Новгородом и давал ему заказы на оформление храмов в Египте.

Седьмая строка: И В РЮРИКА РУСИ МАРЫ В 33 И 34 ЯРА АРКОНАХ 33, 34 И 35 ЯРА СТОЛИТСЕ И В ЯРА АРКОНАХ В ДРУГИХ ХРАМАХ НА РУСИ РЮРИКА ЯРА И НА РУСИ МАРЫ ЯРА. Как видим, эта строка является продолжением предыдущей, перечисляя, куда были переведены воины. Заодно тут показано, что три последних храма Мары дали нумерацию трёх последних столиц Рюрика, а именно Ладоги, Афин и Великого Новгорода. В современной записи эта строка выглядит так: И В РЮРИКА РУСИ ЕВРАЗИИ В ЛАДОГЕ И АФИНАХ, В СТОЛИЦАХ ЛАДОГЕ, АФИНАХ И ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ, И В ДРУГИХ ГОРОДАХ С НОМЕРАМИ ВТОРИЧНЫХ АРКОН ЯРА ВО ВСЕЙ РУСИ ЕВРАЗИИ.

Восьмая строка: АРСЕНАЛЫ ВОИНОВ ИЗ РИМА СТАЛИ КРАЮ ЯРА РЮРИКА АРСЕНАЛОМ ВСЕЙ РУСИ ЯРА В ХРАМАХ РЮРИКА ЯРА И ВСЕЙ РУСИ МАРЫ ЯРА. Здесь текст полностью понятен и не требует дополнительного пояснения. Единственно, что вызывает удивление, это использование слова АРСЕНАЛ. Вроде бы во времена Рюрика его в русском языке еще не было.

Девятая строка: И НОВЫЯ ВЕЛИКИЯ ЯРА ВОЙСКА СТАЛИ ОХРАНЯТЬ РУСЬ ОТ ВАРВАРОВ И РУСИ ЯРА ВРАГОВ РЮРИКА ХРАМОВ РЮРИКА ЯРА И ВАРЯГОВ ЯРА РУСИ РЮРИКА ЯРА И В ХРАМАХ МАРЫ ЯРА. И эта строка полностью понятна.

Десятая строка доходит только до половины: РУСИ ХРАМА ЯРА МИМ ЯРА, РУКА ХАРАОНА ЯРА ЮРИКА. Это, очевидно, подпись. А от одиннадцатой строки имеется примерно одна треть: ХРАМА ЯРА РЮРИКА МАРЫ МИМ В ГОД ЯРА 86 У МАСКИ РЮРИКА. Иначе говоря, место и дата, причём дата совпадает с датой предыдущей берестяной грамоты. В пересчёте на современную календарную систему это означат 928 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, то есть, Х век н.э.

velikiynovgorod7.jpg

Рис. 7. Моё чтение явных надписей и выявление ликов

Далее я перехожу к выявлению неявных ликов, которые находятся на левом поле бересты. Первый лик - птичий: голова филина или совы анфас. На этом орнитоморфном лике можно прочитать слова: МАРЫ ВОИНОВ МАСКА ХРАМА ВАРЯГОВ ЯРА. Этот СИМВОЛ весьма напоминает военно-морской флаг Малой Тартарии или Руси Яра Рюрика. Да и вообще сова сопровождала местные этнические варианты Мары - Афину у греков и Минерву у римлян.

Второй лик - мужской анфас, где бородка клинышком, усы средних размеров, а на глазах, видимо, находятся очки. Уж не Рюрик ли это? На лике я читаю слова: МАСКА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. ВОИНОВ РУСИ РЮРИКА ЯРА. А поскольку 30-я Аркона Яра, то есть, ЗАПАДНЫЙ КАИР, был основан Рюриком, то это - справедливо его ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Третий лик - голова какого-то арабского шейха. У него - прямой нос, пышные чёрные усы и бородка клинышком, яркие глаза и пышные волосы головы. На его голове написано: 30 АРКОНА ЯРА. ХРАМ МАРЫ В РИМА РУСИ. Иначе говоря, воин Рима Руси выглядел, как араб! А мы-то думали, что арабские воины стали проявлять себя только в нашем веке!

Наконец, четвертый лик - те самые два лице анфас, где левое лицо - усатое и бородатое, а правое - молодое, безбородое и безусое. На этом двойном лике написано: ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ.  Это - символ Руси Мары, где правый лик, безбородый - это, вероятно, лик Мары, а левый - лик Яра Рюрика.

А далее я читаю явные надписи на 4 строках данной бересты. Замечу, что слова написаны в основном лигатурами из русских букв, а лигатуры редко кто из эпиграфистов читает. На первой строке: ОТ МАРЫ РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. Иначе говоря, это - краткий адрес отправителя. На второй строке: НА МАРЫ ХРАМ И НА МИРНА ИНОКИ, где ИНОКИ - это МОНАХИ, продолжение - на третьей строке: РЮРИКА ОТ РУКИ ИНОКА НОВА ГРАДА И ВАРЯГА МИРА РИМА И, на четвертой - окончание: ХРАМА МИРА ЯРА, АНТА САКРАЛЬНЫЯ МАРЫ ХРАМА РУНА. По сути дела, это более подробное представление автора послания и название послания: САКРАЛЬНЫЯ РУНА. Мы узнаём, что автор был варягом мира Рима по профессии и антом по этносу, мимом по должности. А 35-я Аркона Яра полагалась в те дни просто новым городом в качестве нарицательного наименования, а не в качестве имени собственного.

Теперь пришла пора объединить явный и неявный тексты, а также подписи к ликам в единый текст. Итак, сначала ЯВНЫЯ РУНА: ОТ МАРЫ РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. НА МАРЫ ХРАМ И НА МИРНА ИНОКИ РЮРИКА ОТ РУКИ ИНОКА НОВА ГРАДА И ВАРЯГА МИРА РИМА И ХРАМА МИРА ЯРА, АНТА САКРАЛЬНЫЯ МАРЫ ХРАМА РУНА. По сути дела - перед нами длинный заголовок.

Эта часть состоит из 35 слов, к которым добавляются подписи на ликах: 1) МАРЫ ВОИНОВ МАСКА ХРАМА ВАРЯГОВ ЯРА, 2) МАСКА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. ВОИНОВ РУСИ РЮРИКА ЯРА, 3) 30 АРКОНА ЯРА. ХРАМ МАРЫ В РИМА РУСИ, 4) ХРАМ МАРЫ И ЯРА РУСИ МАРЫ. Это - еще 31 слово и 1 число, почти догоняющие по количеству слов явные надписи.

Наконец, следуют НЕЯВНЫЕ НАДПИСИ (моё название), или САКРАЛЬНЫЯ РУНЫ (НАЗВАНИЕ АРТЕФАКТА): ОТ РУСИ МАРЫ И ОТ РЮРИКА МИМА РЮРИКА РУСИ МАРЫ ИЗ 35 АРКОНЫ ЯРА МИМУ РЮРИКА РИМА ХРАМА В 33 И 30 АРКОНЫ ЯРА.

МАРА Е ЯРА РУСИ МАСКА, И МАРЫ МОСКВЫ, И РИМА Е СТОЛИТСА, МАКАЖИ Е 33 ЯРА ВАГРИИ ХРАМ И МАСКА СКИФИИ ЯРА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА ЯРА МИРА ЯРА В 28 ГОД ЯРА. Е 35 ВАГРИИ ХРАМ ЯРА, И 33, И 30, И 34 АРКОНЫ ВАРЯГОВ ИЗ ХРАМА МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА ЯРА В ХРАМЫ РИМА РЮРИКА И РУСИ РЮРИКА МАРЫ ВАРЯГОВ РУСИ СКЛАВЯН СТРАН РЮРИКА РИМА И МНОГИЯ ИЗ ЕГО ВАРЯГОВ АРКОН КРАЯ ЯРА РЮРИКА СТАЛИ РЮРИКА ЯРА МОСКВОЙ МАРЫ РЮРИКА ЯРА В ВОЙСКАХ ЯРА РУСИ МИРА ЯРА И МИРА МАРЫ. МАРЫ ХРАМ РУСИ МАРЫ РЮРИКА ЯРА ИЗ СТОЛИТСЫ РИМА, АРКОНЫ 30 ЯРА РИМА, И ВОИНОВ РЮРИКА СТАЛ ХРАМОМ РЮРИКА ЯРА В АРКОНЕ 35 В ГОД ЯРА РЮРИКА 30, И В РЮРИКА РУСИ МАРЫ В 33 И 34 ЯРА АРКОНАХ 33, 34 И 35 ЯРА СТОЛИТСЕ И В ЯРА АРКОНАХ В ДРУГИХ ХРАМАХ НА РУСИ РЮРИКА ЯРА И НА РУСИ МАРЫ ЯРА. АРСЕНАЛЫ ВОИНОВ ИЗ РИМА СТАЛИ КРАЮ ЯРА РЮРИКА АРСЕНАЛОМ ВСЕЙ РУСИ ЯРА В ХРАМАХ РЮРИКА ЯРА И ВСЕЙ РУСИ МАРЫ ЯРА. И НОВЫЯ ВЕЛИКИЯ ЯРА ВОЙСКА СТАЛИ ОХРАНЯТЬ РУСЬ ОТ ВАРВАРОВ И РУСИ ЯРА ВРАГОВ РЮРИКА ХРАМОВ РЮРИКА ЯРА И ВАРЯГОВ ЯРА РУСИ РЮРИКА ЯРА И В ХРАМАХ МАРЫ ЯРА.

РУСИ ХРАМА ЯРА МИМ ЯРА, РУКА ХАРАОНА ЯРА ЮРИКА ХРАМА ЯРА РЮРИКА МАРЫ МИМ В ГОД ЯРА 86 У МАСКИ РЮРИКА.

Это - еще 228 слов и 15 чисел. А всего, учитывая явный и неявный тексты, получаем 294 слова и 16 чисел. Понятно, что на дешифровку у меня ушло 3 рабочих дня.

Обсуждение. Эту статью я начал, как обычный эпиграфический комментарий к новостям археологии. Однако, как я теперь постоянно делаю, к новым темам я добавляю несколько тем 2-3-летней давности, которые могут представить определенный интерес. И так получилось, что выбор второго или третьего материала для анализа пал на Великий Новгород, а в нём - на найденную на Троицком раскопе закопченную берестяную грамоту. Обычно неявных слов на таких грамотах - не более десятка, так что их дешифровка не занимает большого времени. Но тут уже на шестой строке неявных надписей я завис, затратив целый рабочий день. Основное время заняло выявление слов.

Тогда я понял, что теме Новгорода следует посвятить отдельную статью, и решил добавить в анализируемый материал хотя бы еще одну грамоту, а также несколько монет. Первая из рассмотренных монет оказалась «нормальной» в смысле трудоёмкости анализа, но на второй я опять «завис», поскольку вместо десятка слов там оказалась сотня. Вероятно, в моей биографии теперь наступил такой период, что приходится рассматривать крупные тексты. Но я об этом ничуть не жалею, ибо открывается много новой интересной информации, хотя число написанных мною статей в месяц сильно уменьшается

Уже первая из рассмотренных монет принесла новость: она не относилась к монетам Саксонии, как предположили археологи, а имела хождение именно в Великом Новгороде. Да и она была отчеканена всё-таки в Новгороде, в мастерской храма Яра, через 10 лет после смерти Рюрика, но называлась она ОДНОЙ МОНЕТОЙ РИМА. Из этого следует, что в Великий Новгород из Рима (западного Каира) было перенесено всё, что можно, включая название денежных единиц. Каир для тавроскифа (крымчанина) Рюрика был неудобен, видимо, весьма далёк от Европы, и он перебрался на более близкие к западной Европе северные территории. Здесь была налажена чеканка монет, но по образцу римских. Так что речь шла вовсе не о «призвании Рюрика на княжение», а о желании самого Рюрика перенести свою резиденцию в более удобные места.

Вторая монета, якобы Киевская, оказалась чрезвычайно «разговорчивой». Из ее реверса мы узнали, что она отчеканена вовсе не в Киеве, а в каком-то провинциальном городе, чьё имя даже было ненужным сообщать.  Но зато этот город был станом войск Рюрика, как из Великого Новгорода, так и из Греции. Сама монета была отчеканена для нужд войска и посвящена проблемам войска; на ней говорится: РЮРИКА ВЕРА В ВОЙСКО ЯРА ЕСТЬ ПОБЕДА (РУСИ) МАРЫ И ВОЙСКА РУСИ РИМА (ИЗ) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Еще на одной надписи на монете эта победа названа по-латыни, «виктория». Победа над кем? Если речь идёт о хождении монеты на территории будущей Украины, то, видимо, над местными жителями Дикого Поля. Заметим, что, хотя войско было дислоцировано из Каира в Великий Новгород, оно всё еще называлось «войском Рима», тогда как местное войско - «войском Руси Мары». А, следовательно, речь шла вовсе не о добровольном вхождении местного населения в державу Рюрика, а о его завоевательном походе. Так что мысль о «приглашении» Рюрика на данную территорию появилась много столетий спустя у историков династии Рюриковичей. И если в 2011 году я понял, что текст о «призвании Рюрика на княжение» есть позднейшая вставка в летопись [7], то сейчас стал ясен мотив этого подлога: изобразить Рюрика не завоевателем, а «приглашенным превосходным правителем».

Стало понятным и название державы, созданной Рюриком, ибо в год его смерти она стала называться Святой Русью Рюрика. А поскольку данная монета была отчеканена за два года до его смерти (23 год Яра), то на ней дано прижизненное название державы Рюрика: СВЯТАЯ ЯРОВА МАРЫ РУСЬ. Другое название - СВЯТАЯ РЮРИКА РУСЬ ВАРЯГА МАРЫ, СКИФА. Краткое прилагательное ЯРОВА отличает Русь Рюрика от Руси бога Яра. Но исторически это - территория Евразии, то есть, Руси Мары. Уже это выявленное на монете новое название показывает неопределенность летописного утверждения о призвании Рюрика «на Русь». На какую Русь? На Русь Яра, Русь Мары, Русь Склавян? - Эта неопределенность была сделана специально, ибо Рюрик пришел тоже из Руси, из Руси Рима. Но эту Русь позднейшие историки стали писать с маленькой буквы, хотя во времена Рюрика различия между строчными и заглавными буквами не существовало. А современные историки толкуют слово «русь» как название какого-то скандинавского племени, ибо вроде бы Рюрик шел из Арконы. Действительно, Рюрик служил в Арконе, но позже он основал на территории Яросклавии в Африке город: 30 Аркону Яра (Западный Каир), куда он перебрался и который стал столицей Римской державы, и уже оттуда Рюрик пошел на район Волхова, который он отвоевал и где создал 35 Аркону Яра - Великий Новгород. Историкам Рюриковичей все эти подробности были ни к чему, ибо они бы усложнили прянично-лубочную картину «призвания Рюрика».

Что касается нумизматических новинок, то реверс назван на данной монете «бок». В современном украинском и белорусском языках так называется боковая или обратная сторона чего-либо, например, вокзала. Но тогда, если реверс, это - «бок», то аверс - «лицо». Кроме того, я рискую принять ПСИ на «Щ», и прочитать название ЯЩЕ ГРИВНЯ БОК как ЕЩЁ ОДНА СТОРОНА ГРИВНЯ, что означает: РЕВЕРС ГРИВНЯ.  Но тогда название монеты - ГРИВЕНЬ, а не ГРИВНА. Википедия поясняет: «Гри́вна - серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет, отсюда произошло второе значение слова - «денежная единица». Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других - женщины». Полагаю, что слово «гривна» означало женский шейный обруч, тогда как слово «гривень» - мужской. Полагаю, что как денежная единица гривень был весьма удобен для солдат, ибо, вися на шее, он не требовал ни карманов, ни положения на поясе или в сапоге.

Так что, хотя связи данной монеты с Киевом не видно, Киев сохраняет верность названию «Гривна», поскольку действительно шейный обруч существовал и как денежная единица. По этому поводу современная Украина называет свою денежную единицу гривной, рис. 8 (взято из Википедии).

velikiynovgorod8.jpg

Рис. 8. Украинская гривна и моё чтение некоторых надписей как степеней защиты

Любопытно было бы остановиться и на современной украинской гривне. На усах и на бороде изображения князя Владимира данной банкноты можно прочитать слова: ХРАМА РИМА ВАРЯГА ИС РИМА на усах и РУСЬ МАРЫ СВЯТАЯ на бороде. Мне понятно, что художник, рисовавший эти надписи, скопировал их с исторических денег. Иначе говоря, художник увидел то, что не заметили и не хотят замечать археологи. «В соответствии с президентским указом № 762/96 Л. Д. Кучмы от 25 августа 1996 года «О денежной реформе на Украине» (опубликованном 29 августа 1996 года), гривна была введена в качестве денежной единицы 2 сентября 1996 года» (Википедия).

Хотелось бы остановиться еще на одной надписи на монете: РЮРИК И РИМ РУСИ МАРЫ, И ХРАМ ЧЕЛОВЕКА. Полагаю, что под «человеком» понимался Рюрик. Так на монете скромно именовался ХРАМ РЮРИКА, ибо при жизни Рюрика называть его храмы его именем было нетактично. Рим, а особенно его столица Каир, не существовали как самостоятельные держава или ее столица, и потому он упоминается как РИМ РУСИ МАРЫ, то есть, РИМ ЕВРАЗИИ, или РИМ СКЛАВЯН. А италийский Рим - это РИМ РУСИ ЯРА.

Любопытно, что монету чеканил от собственного имени МИМ ХРАМА РЮРИКА, ВОИН ВОЙСКА ХРАМА РЮРИКА. Получалось, что жрец храма Рюрика обладал правами министра финансов державы Рюрика, и мог давать распоряжения о чеканке монет.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.221sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.415 секунд