Обратная сторона содержит больше письменных знаков, рис. 4-а. Эти надписи уже иначе моделируют тело животного, они мало прорисовывают части его тела. Так, теперь отсутствуют глаза и рот. Однако сюжет разработан много полнее. Прежде всего, наблюдается тематическая связь с лицевой стороной. Текст гласит: ВОЙДЯ, ВЕРНИСЬ, рычаше веще! И ХОДИ ВО ГОРУ, И ЖИВО СО КЪРУЧИ ВЫЙДИ! ХЪДИ НЪ ЖЕРЬТЬВУ НАВИ И ЖЕРЪТЬВУЙ КАЛЪ! ПОЛОЖИ НА ГЪРУДЬ ГЪРУДЫ КАЛА ЛЕСЬНОГО! ДАЛЕ ВОЛОКИ ДЪХЪЛЯТИНЕ КЪ ЖИВОТИНЕ! Здесь почти нечего переводить, настолько все понятно; возникает недоуменный вопрос: неужели так говорили в седой древности? Не составлены ли надписи в более позднее время как дань памяти прошлому?
Как бы там ни было, но из текста следует, что в жилище медведь как бы приобщается к нави, подземному миру. Молящий охотник просит его вернуться и подняться в мир неба. Но и там его просят не задерживаться, а сойти с кручи и, что для нас очень интересно, принести жертву нави. Но – как удивительно! – подземному миру следует приносить жертву фекалиями, которыми надо уснастить свою грудь. Более того, к живому скоту следует добавить дохлого, причем как бы от имени медведя. Прежде нам ритуал поклонения нави известен не был.
Другой особенностью является характер обращения. Если представители неба понимались как боги, и обращение к ним было БОЖЕ!, то к представителям подземного мира, нави, понятие бога неприменимо, и обращение оказывается иным, ЧАДЕ! Это напоминает христианское понятие ИСЧАДИЕ АДА. То есть СЫНКАМИ или ДЕТКАМИ именовались хтонические божества.
Рис. 4. Обратная сторона чуринги-Медведя и наше чтение ее надписей
Еще одно животное до чтения поясняющей надписи мы опознать не могли [5, с. 124, рис.82], рис. 5-а. Хотя лицевая сторона была узнана сразу, однако трудно было понять, каково нормальное положение камня. Наконец, стало ясно, что изображение животного следует развернуть головой вверх. А при чтении надписи встретился неизвестный первый знак, который мы прочли как ДУ. В результате обращение удалось понять как ДУДАРЕ:
Рис. 5. Лицевая часть чуринги-Дударя и наше чтение надписи на ней
В результате чтения появился такой текст: ДУДАРЕ! ВЕДИ, ТРУБЯ, ВЬ ВОДЫ! ДА СЬТОЙ, И ГОЛОВОЙ ЖИВО БЕЙ!, рис. 6-б. Итак, некоторому морскому животному (вероятно, морскому слону, рев которого слышен за несколько километров) присвоено имя ДУДАРЬ. Для упомянутого животного характерна вертикальная поза и наличие хобота, напоминающего трубу, который служит как резонатор; теперь сомнений в том, что это морской слон, не остается, рис. 6 (изображен южный морской слон) [6, с. 307, рис 136]. Просьба стоять и бить головой, очевидно, вызвана типичным поведением данного животного.
Рис. 6. Южный морской слон
На обратной стороне расположен более пространный текст, рис. 7-а. Он гласит: МОЛИСЬ ТЪВОИМЪ, ДУДАРЕ, КАРАЛЛАМЪ, И ТВОИМЪ НОРАМ ЗА ПЕНОЙ, ДА КУПЕЛИ ВЬ ЗАЛИВЕ, ДА ДЬНУ ЧИСЬТОМУ!, рис. 7-б. Молиться предлагается Дударю.Удивляет наличие слова КОРАЛЛЫ (хотя и в фонетическом написании), известное в такой седой древности, а также его «акающая» транскрипция, равно как и написание ТЪВОИМЪ с твердым МЪ. Удивляют и былинно-песенные обороты речи. Удивляет и слово МОЛИСЬ, которое уже на раннесредневековых памятниках выглядело как МОЛИ, без возвратной частицы. Все эти языковые черты указывают на позднесредневековое время.
Рис. 7. Обратная сторона чуринги-Дударя и наше чтение надписи на ней
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.513 секунд