В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 27, 2007

Вне твоих фантазий существует строгая наука

Автор 12:22. Рубрика Рецензии на чужие публикации

Еще две аналогичных надписи с рисунком. Теперь рассмотрим две аналогичных надписи с рисунками, помеченные у Е.А. Мельниковой номерами 6.35 и 6. 37. Первая надпись нанесена на фрагмент плечевой кости лося, о котором сообщается: «длина — 13, 2 см, максимальная ширина — 5,4 см. Найден в раскопе IV, пласт 1. Граффито состоит из ряда руноподобных знаков, мелких и слабо процарапанных, и изображения человека с каким-то предметом в руке. Высота знаков 0,5-0,7 см. Идентификация первой группы знаков затруднительна. Знаки 3-5 могут являться рунами i, l и t. Набор знаков сходен с надписями № 6.33 и 6.34. Интерпретация надписи не представляется возможной» (МЕЛ, с. 241). Действительно, данная надпись похожа на предыдущую, ибо здесь читается ГОЛИЧИНА ДЬЛЯ КОВАНЪНЯ, то есть ГОЛИЦЫНА ДЛЯ КОВАНИЯ. Звуки Ч и Ц в написании как кириллицы, так и руницы часто путались; суффикс и окончание НИЕ обычно писалось руницей как НЕ (слоговой знак НЕ может быть прочитан и как НЯ), но в данном случае сочетание НЪНЕ я дал в транслитерации НЪНЯ, приблизив к современному украинскому произношению. По смыслу данная бирка обозначала слугу, который отвечал, вероятно, не за кузнечное дело, а за то, чтобы лошади были подкованы. Таким образом, становится понятным, что перед нами в деревни Масковичи находится целая серия бирок для слуг, обозначающих их профессию. Это было удобно как для господ, так и для охраны, и очень приятно для современных историков.

По поводу второй надписи — фрагмента метаподия лося, отмечается: «Длина — 15,7 см, ширина — 5,0 см. Найден в раскопе IV, пласт 1. Граффито состоит из поясного в анфас изображения человеческой фигуры в островерхом головном уборе, видимо воина в кольчуге и шлеме, и небольшого рисунка корабля. Иконография граффито весьма сходна с рисунками на еще двух костях из масковичского комплекса: всем им присущи такие отличительные черты, как большой размер изображений, поясное изображение фигуры, обозначение контуров рук, детализация черт лица (глаза, нос и рот). Слева за вертикальной чертой нанесены два или более руноподобных знака. Знак 1 предположительно является лигатурой рун at или ta. Знак 2 не имеет аналогий и может быть лигатурой, состав которой неопределим. Интерпретация надписи не представляется возможной» (МЕЛ, с. 242). К тому, что данная эпиграфистка не только не читает надписи, но и неверно определяет число знаков, читатель уже привык, но в данном случае она перекрывает все разумные пределы, узрев из 30 знаков только 2 (то есть всего 1/15 или 6,6%). Кроме того, с каких пор у “воина в кольчуге” справа и слева висят косички, слева от зрителя выступает женская грудь, ниже — обозначается перевязь под грудью, как было принято у русских сарафанов, неглубокое декольте рубахи обнажает плечи, а вдоль ее вертикальной линии идет строчка? Иными словами, страстное желание увидеть на приведенных ею надписях дружинников-скандинавов заставило исследовательницу взглянуть на рисунок мимоходом, и вместо женщины в высоком головном уборе типа колпака увидеть воина в кольчуге. Да и никакого корабля на рисунке нет — перед нами стилизованная запись слова ДЕВЪКА. Словом, возникает впечатление о необычайно поверхностном отношении данной эпиграфистки к своей профессии, когда не только надписи, но даже рисунки (которые не требуют знания иностранных языков и типов письма) интерпретируются с точностью до наоборот.

На мой взгляд, надписи тут не столько явные, сколько неявные. Явная надпись слева — ГОЛИЧИНЪ ДЕВЬКА, то есть ГОЛИЦЫНА ДЕВКА. Это — уже знакомая надпись. Однако ряд знаков можно увидеть на самом рисунке, и это относится к неявным надписям. Так, низ косы слева от зрителя выглядит как буква С, чуть выше начертана буква А с отверстием на вершине, а вырез платья на шее образует силлабограф ША, что может быть прочитано как имя САША. Выпуклость груди, три полоски рубашки и поперечная горизонтальная линия пояса, наконец, знак под поясом слева образуют слово ВЕЩАЯ смешанного начертания. Правая рука девушки, складки под поясом, складки пояса справа и фигурная линия буквы Я между косой и левой рукой образуют знаки слова ГОЛИТЪЦЫНЪСЬКАЯ, то есть ГОЛИЦЫНСКАЯ. Левая косичка (от зрителя справа) может быть разложена на знаки слова ДЕВЪЧИНЪКА, то есть ДЕВЧОНКА или ДИВЧИНКА. Наконец, “кораблик” — это, как уже говорилось, слово ДЕВЪКА. Таким образом, перед нами — четырехкратное повторение одного и того же значения, как это было принято для надписей руницы, хотя и несколько различное по средствам: 1 — лигатурная надпись (ГОЛИЧИНА ДЕВЪКА), 2 — так сказать, “логотип”, то есть символ, состоящий из надписи (ДЕВЪКА) — “лодочка”, 3 — рисунок девушки (для неграмотных) и 4 — надпись внутри рисунка (для посвященной в тайнопись элиты — ВЕЩАЯ САША, ГОЛИТЪЦЫНЪСЬКАЯ ДИВЧИНЪКА). Как видим, данная служанка, Саша, отличалась пророческим даром и, видимо, пользовалась любовью своего господина, поэтому ее костяная эмблема оказалась наиболее красивой.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.43MB | MySQL:11 | 0.168sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.328 секунд