В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 28, 2008

Водопад на реке Колумбии в США

Автор 12:51. Рубрика Языческие храмы

Хотя всё изображение покрыто густой травой, на нем имеются надписи. Этот феномен нами был отмечен еще при анализе  надписей на Кольском полуострове. Надписи таковы: левый глаз обезьяны вместе с линией носа образует букву Я, тогда как глаз мужчины вместе с диагональной морщинкой дает букву Р, так что мужчина - это ЯР. На уровне бровей в лигатуру написаны слова ХРАМ ЯРА. А на уровне совместного рта обезьяны и мужчины можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ. Наконец, в бороде Яра читаются слов МИР ЯРА. Таким образом, перед нами опять «сладкая парочка», но теперь Мара дана в обезьяньем облике.

vodopad14.jpg

Рис. 14. Скала под водопадом

 

Далее следует рассмотреть, хотя бы поверхностно, скалу под водопадом, которая в течение тысяч лет смачивалась водой и потемнела. Здесь тоже имеется множество ликов, но я рассматриваю только три. Два первых я выделяю, обведя их черной рамочкой. Левый, № 138, представляет собой мужское усатой и бородатое лицо с линейными чертами: брови, глаза, усы и рот вытянулись тут в горизонтальные линии. Если очень приглядеться, то левая часть (правая щека) лика молодого мужчины занята очень слабо намеченным ликом бородатого старика. Ус и рот молодого занимает слово ЯР. А на усах старика с большим трудом читается слово РОД. Изображение Рода я тут принимаю за портрет второго порядка.

Правее, как бы отвернувшись от мужчин вправо, дан в профиль лик № 139, женский. Черты лица грубые, скорбные, старческие. В отличие от многих других изображений, на этом потемневшем лике хорошо виден мешок под правым глазом. На уровне глаз с большим трудом (черное на тёмном) читается слово МАРА.

Ниже, слева от водопада, на фрагменте, обведенном черной рамочкой, виден еще один лик, № 140, с большими выразительными глазами под прямыми бровями, выражающими скорее страдание, чем спокойствие и с большой бородой. В целом перед нами - портрет красивого и умудренного старца европейской внешности. Это - РОД, как написано вокруг его рта.

Понятно, что на данной скале можно выявить еще не менее пяти других ликов.

vodopad15.jpg

Рис. 15. Скала слева от водопада

 

Осталось рассмотреть покрытую мхом скалу слева от водопада. Здесь я тоже предпочитаю рассмотреть минимум изображений. Так, на фрагменте внутри верхней черной рамочки, можно видеть изображение кошки, показывающей язык, который изображен, видимо, с помощью положенного в нужном месте камня, лик № 141. Понятно, что кошка олицетворяет Мару, тем более, что над языком у нее можно прочитать слова МАРЫ ХРАМ. Правее и ниже видна еще одна кошка, лик № 142, которая от ярости открыла пасть, но как-то криво, и изо рта торчат два верхних клыка, тогда как глаза ее крепко сжаты. А на них написано МАРА ЯРА.

Лик № 143 - человеческий, мужской, безбородый, но усатый. Человек сильно загорел, и на фоне темной кожи (при европейских чертах лица) видна очень кудрявая шевелюра блондина и весьма светлые, пышные усы. Нос чуть широковат, глаз не видно, на некоторых локонах волос можно прочитать слово ЯР.  

Совершенно иным является лик № 144, хотя на нем изображено столь же безбородое и усатое мужское лицо, которое так же слегка наклонено и слегка повернуто вправо. Усы не скрывают улыбку, подбородок заметно меньше, глаза видно, на усах и губах начертано слово ЯР.

Это лицо смотрит с удивлением на отталкивающую старуху, повернувшуюся ему навстречу влево, лик № 145. Ее нос не только вырос далеко вперед, он еще и загнулся вниз, соприкоснувшись с очень острым и далеко выросшим подбородком; рот провален из-за выпавших зубов, левый глаз опущен, бровь выцвела до полного исчезновения. Я бы усомнился в том, что перед нами вообще находится изображение кого бы то ни было, если бы не надпись на и под глазом: МАРА. Более отвратительного лика я еще не видел.

На этом я заканчиваю обзор изображений, хотя рассмотрел едва ли половину.

Обсуждение. В отличие от водопада Сейдозера, где храм Мары только обозначен, но невидим с большого расстояния зрителю, здесь этот храм виден в полный размер. И первое, что следует из такого рассмотрения храма - это выявление самой храмовой типологии. Прежде я предполагал, что храмы бывают только внутренние, закрытые, пещерные; затем, на Сейдозере, я обнаружил полузакрытые храмы в естественной промоине - ямки; наконец, теперь, после анализа камнеграда Сейдозера и скалы Яра на данном изображении, становится ясным, что основной тип скальных храмов - это открытые, на скальном обнажении, где размещается большое число ликов основных славянских богов. О существовании такого типа храмов я прежде не мог и догадываться, поскольку привык к открытым храмам равнинного типа, где храм очерчивается круговой стеной или круговым рвом.  

Техника обработки. Далее, можно отметить наличие нескольких техник обработки скальной породы, учитывающих естественный рельеф расколовшегося, растрескавшегося и осыпавшегося камня. Наибольшую поверхность с небольшим наклоном представляют собой скальные обнажения с террасным рельефом, причем эти террасы расположены не по горизонтали, как в речных долинах, а по вертикали. Процессы естественного обрушения и выветривания горных пород создали на скалах некоторый рельеф, где каждый уступ представлял собой пятно неправильной формы с различными диагональными царапинами. Эти пятна, как можно видеть на рис. 12, обкалывались людьми таким образом, чтобы получить изображения человеческих лиц, где анфас, где в профиль, где в других ракурсах, а затем на уровне волос, глаз, усов или бороды наносились надписи, прежде всего поясняющих данное божество. Кроме того, вообще говоря, могли быть надписи географического порядка, РУСЬ РОДА, обозначения эпохи, МИР ЯРА, название определенного подразделения святилища, ХРАМ МАРЫ, и подразделения храма Мары, а именно МАРЫ МАКАЖИ, МАРЫ РОДА и МАРЫ ЯРА (последнее подразделение было весьма многочисленным). Наконец, содержались и названия конкретных объектов, СКАЛА ЯРА. - Метод обкалывания выступающих плоских поверхностей нельзя назвать ни гравировкой, поскольку не выкалывается углубленная линия, ни простой оббивкой, ибо тут сколы должны идти не по нормали к плоскости. Напротив, зубило (скорее всего, из более твердого камня) должно лежать в плоскости данной террасы и лишь скалывать лишние части выступающей поверхности до вертикали следующего слоя террасы, ничуть  не углубляя верхний слой. Иными словами, мастер-каменотес должен был как можно ближе приникать к скале, находясь чуть сбоку от создаваемого изображения.

В наши дни нечто подобное изготавливают из фанеры, наклеивая один слой на другой. Продукт носит название художественного выпиливания, но никак не гравировки.

Другой тип техники - это углубление рельефа на менее крутых склонах. Здесь уже скалывание происходит по нормали к поверхности, и в результате в простейших случаях возникают гравировки, тогда как при проработке всей поверхности изображения может получиться довольно выпуклый барельеф, как, например, на ликах № 123 и 124 на рис. 9.

Еще меньшая крутизна, которая допускает как хождение по такому склону, так и прорастание на ней  кустов и трав, требует сочетания обработки скальной основы с техникой засыпки в почву мелкого гравия с тем, чтобы на этом участке трава не росла. Тогда даже поросший растениями участок повторяет тёмными линиями (отсутствием растений) контуры изображений или надписей. Это - еще одна техника обработки скалы.

Понятие «храма Мары». До сих пор Мара воспринималась как единая богиня, хотя в ряде случаев встречались не совсем понятные словосочетания МАРА ЯРА  или ЯРОВА МАРА. Теперь всё становится на свои места. Существует по меньшей мере три Мара: МАРА МАКАЖИ, МАРА РОДА и МАРА ЯРА. Мара Макоши наиболее редка, и если судить по данному святилищу, у нее неправильные черты лица и она скорбна. Иными словами, она - воплощение болезней, уродств и смерти.

Напротив, во времена Рода Мара вдруг становится (опять-таки если судить по материалам данного святилища) настоящей русской красавицей, молодой и очень привлекательной женщиной в короне. Можно высказать осторожное предположение о том, что тут мы имеем дело с таким расширением функций Мары, которые заставляют ее и помолодеть, и похорошеть. Среди таких новых функций можно назвать только одну - быть хозяйкой потустороннего мира, рая, где осуществляются все земные желания человека; о наличии такой функции я узнал не из книг по славянской мифологии, а при анализе надписей Шигирского торфяника под Екатеринбургом.

В времена Яра (МИР ЯРА) Мара становится многоликой. Очень расширяется ее зооморфный облик; к козлику или овечке добавляются изображения мартышки, шимпанзе, кошки, собаки, лисицы. Эти изображения часто корчат рожи или показывают язык. Но столь же разнообразными становятся и антропоморфные лики Мары. Теперь она тоже может быть красива, но с явным оттенком призыва или обольщения; а может быть безобразна и карикатурна. Ее возраст на изображениях увеличивается; теперь ей тут не менее тридцати лет; но существуют и просто старухи, и старухи карикатурные, явно безобразные и отталкивающие. А на других памятниках мы видели соединение в Маре черт человека и животных, из-за чего она стала прототипом христианского чёрта.

Весьма часто теперь встречается изображение «сладкой парочки», то есть Яра и Мары, которые не просто смотрят друг на друга (таковы были Род и Мара), а прижимаются щеками, или целуют друг друга в щеку, нос или даже в губы. До такого откровенного показа человеческих страстей мир Рода не доходил. Кроме того, что касается «сладкой парочки» из Яра и Мары, то интересно отметить, что если посчитать, что с заменой льва на быка меняется и имя, Яр-Лев на Яр-Тур, то мы не только получаем одно из русский средневековых имен, но и его южный вариант, Ар-Тур, то есть, Артур. Не исключено, что имя Яра в таких двойных названиях заменялось на синонимы, и тогда мы можем получить имена Буй-Тура или Рычащего Льва, что могло у иностранцев сократиться до Рич-Ар, Ричард, а затем получить пояснение, Львиное сердце.  

Изображения других богов. Еще одной удивительной особенностью данной части святилища (а тут, вблизи водопада нет храмов Яра, Рода и тем более Макоши) является отсутствие любых изображений Макоши, не только антропоморфных, но даже зооморфных. Возникает впечатление, что в связи с появлением красавицы Мары Рода спрос на услуги Макоши резко падает, и ее начинают изображать всё реже и реже. И когда появляются боги нового поколения, дэвы, Мара Рода становится богиней Девой (она же Жива), беря на себя все те функции любви, зачатия и рождения, которые в синкретическом виде существовали у Макоши. А внешний облик Дева (Жива) взяла у Мары Рода. Впрочем, эта гипотеза еще нуждается в проверке.

В отличие от Мары, облик мужских богов намного менее разнообразен. Бог Род дан исключительно стариком с пышной бородой и усами, часто с проваленными глазами. А Яр тут показан многоликим. Из его зооморфных обликов представлен только лев, что роднит его с Родом. Но это родство передается и иначе: через тесное соприкосновение лиц богов щеками, или через изображение РОДА как какой-то части Яра в виде вторичного изображения. Кроме того, Яр показан не только бородатым молодым мужчиной, но и с выбритым подбородком, хотя и усатым. Иногда он показан в головном уборе типа шапки или колпака. Кроме того, имеются и карикатурные изображения Яра, чего нет у Рода. Иными словами, Яр намного человечнее Рода. И Яр не просто созерцает Мару, но даже целует ее. В этом смысле эпоха Яра (МИР ЯРА) ближе к нашему времени не только чисто хронологически, но и в смысле передачи разнообразных человеческих отношений.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.17MB | MySQL:11 | 0.216sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.386 секунд