В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 9, 2009

Завершились вторые курсы

Автор 17:57. Рубрика Xроника научной жизни

Интерес слушателей достигает кульминации к тому моменту, когда надпись обнаружена и прочитана. Так вот где она пряталась! Вот она какая! Самостоятельное выявление надписей даже на таком учебном пособии, как камень, атрибутированный прежде Л.В. Шершнёвым (я специально не публиковал на своём сайте дешифровку нанесённых на него надписей), очень понравилось слушателям. Оно вселило в них надежду на то, что если им придётся когда-либо заняться такого вида деятельностью (в походе, во время отдыха на лоне природы), они наверняка смогут выявить и содержащиеся на камнях надписи.

kursi210.jpg

Рис. 10. На компьютере слушатели видят изображения геоглифов

На последнем занятии я показал слушателям изображения геоглифов, которые много ярче, чем надписи на петроглифах и литоглифах. Правда, изображения на экране монитора были небольшими (а проекционной техники у нас пока нет), однако вполне различимыми. Слушатели сгрудились вблизи ноутбука и вглядывались в те картинки, которые я демонстрировал, вставив в компьютер флешку. У них осталось огромное впечатление от того, какие огромные надписи и изображения оставили нам наши предки. Это, конечно же, потрясает. Ну, а после занятия мы оставили на память коллективную фотографию.

kursi211.jpg

Рис. 11. Коллективная фотография на память

Обсуждение. Хотя вторая группа оказалась меньше первой, но и сама тематика занятий (славяно-русская палеография) была предложена на этот раз более узкая (по сравнению с проблемами русского языка). Кроме того, в мае-июне многие люди начинают выезжать на дачи, так что проблемы летнего отдыха и досуга в выходные дни начинают преобладать над проблемами обучения. Тем не менее, группа не рассыпалась, а в основном своём костяке дошла до успешного финала.

На этот раз мне из учебного аксессуара потребовалась классная доска, которая и была приобретена. Кроме того, была приобретена видеокамера, соединенная с ноутбуком, что упростило запись моих лекций на диск. Но до приобретения проекционного телевизора дело пока не дошло; полагаю, что его мы сможем использовать уже на сентябрьских занятиях.

Одной из первоочередных задач двух курсов этого года явилось отработка методики проведения занятий и обкатка наработанного материала. При этом если чтение явных надписей в основном использовало рутинные методики, то выявление неявных надписей кириллицы, а также осмысление получаемых слов на базе некоторых малоконкретных знаков руницы потребовало от слушателей включения творческого мышления, что не только оживило занятия, но и дало мне материал для осмысления в плане совершенствования методики дальнейшего преподавания.

Я не думаю, что мои слушатели станут эпиграфистами и продолжат мои исследования - это было бы слишком наивно. Да и число часов занятий не позволяет надеяться на это. Но в то, что они станут активными пропагандистами русского эпиграфического наследия, я не сомневаюсь. И в таком случае я прихожу к выводу, что и эти курсы удались и оправдали возложенные на них ожидания.

Заключение. Проведенные в этом году экспериментальные занятия с двумя группами слушателей показали, что в наши дни у ряда жителей столицы сформировался устойчивый интерес к углубленному изучению русского языка и к знакомству с русским эпиграфическим наследием.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.01MB | MySQL:11 | 0.199sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.362 секунд