Л.Н. Скаковская пояснила, что Евгений Петров является известным тверским журналистом, а Геннадий Климов как человек с независимым мнением часто высказывает нестандартные суждения, так что с мнением этого обозревателя в Твери весьма считаются - эта заметка наверняка будет прочитана многими жителями Твери.
Естественно, что как публикация моей статьи в «Вестнике ТГУ», так и рассмотрение моих находок Геннадием Климовым весьма расстроили И.Н. Черных. На моём докладе он предпочёл не присутствовать. Зато Л.Н. Скаковская пригласила меня на будущий год выступить на конференции в Бежецке - городе, где родился Ф.Н. Глинка, первый собиратель камней с надписями не только в Твери, но и во всей России. Более того, она меня ободрила словами о том, что я являюсь на сегодня уникальным специалистом, и как-никак - доктором наук, профессором, зачинателем нового направления в историографии, тогда как судить мою работу будут в лучшем случае кандидаты наук, а также люди вовсе без учёной степени! Поэтому их мнение не должно для меня значить слишком много. Да и сама она - доктор филологических наук, профессор. Поэтому когда И.Н. Черных, помеченный в Программе, как «заслуженный работник культуры РФ», но не как доктор или профессор, сделал ей замечание о том, что она явно поторопилась и опубликовала мою статью без консультации с ним, она только улыбнулась: по научной табели о рангах она стояла в научном плане много выше него, поэтому именно он должен был согласовывать свои симпатии с ней, а не наоборот.
Рис. 3. Я нашел надпись на камне
Перед выступлением в краеведческом музее. После обеда со всеми археологами в ресторане гостиницы «Волга» я первым пришел в здание музея и минуты три искал нужную надпись; она крохотная, размером всего сантиметра три в длину и миллиметра два в ширину. Находилась она на выступе камня, причем буква М была глубоко выпилена, в ее правом зигзаге располагалась буква А. Остальные две буквы слова МАРЫ были сделаны как бы тиснением, а слово ХРАМ над ними буквами высотой чуть более миллиметра (буква Х в лигатуру с буквой Р) сделаны обратным тиснением, то есть, они выпуклые, притом, что ширина букв составляет менее 0,1 мм. Технологически такую надпись можно было бы нанести жестким пуансоном, придавливая его к мягкой поверхности камня (один из участников наших встреч позже мне сообщил, что в древности существовали способы размягчения гранитов с помощью сока некоторых трав, но какие именно были эти травы - жрецы держали в секрете). Замечу, что существительное ТРАВЛЕНИЕ, применяемое в химии, явно происходит от существительного ТРАВА посредством глагола ТРАВИТЬ, то есть, ДЕЙСТВОВАТЬ ТРАВОЙ. Понятно, что объективно данный случай для первой демонстрации надписей совершенно не подходил: надпись была мала, находилась явно на периферии камня, а сам камень располагался низко (для его осмотра сверху), тогда как надпись помещалась очень невысоко, и была выполнена по той технологии, с которой археологам пока сталкиваться не приходилось.
Рис. 4. Очень мелкая надпись на камне
Поэтому рассчитывать всерьёз на то, что присутствовавшие смогут разглядеть надпись, не приходилось. Но действительность превзошла мои предположения: надпись по буковкам осмотрел и ощупал геолог, ряд любопытствующих посетителей зала. АРХЕОЛОГИ ОСМОТРЕТЬ НАДПИСЬ НЕ ЗАХОТЕЛИ! Им было заведомо ясно, что никаких надписей нет! Непонятно в такой связи, зачем они всё-таки перенесли мой доклад к самому камню?
Рис. 5. Я показываю камень одному из зрителей
Тем не менее, я показал надпись (она была настолько мелкой, что понадобился тонкий металлический предмет) по меньшей мере пяти желающим. Ее можно было хорошо рассмотреть сантиметров с 30 при том боковом освещении, которое создавала подсветка лампой музея. Кто-то принес собой мощный фонарь, но при фронтальном освещении надпись была видна много хуже. Свет буквально заливал всю поверхность, одинаково высвечивая как дно надписи, так и окружающую буквы поверхность, контраст исчезал вовсе.
Рис. 6. Подсветка камня фонарём
По ходу рассмотрения я пояснял присутствующим (в данном случае археологу А.Я. Мартынову, делавшему доклад о каменных лабиринтах на Соловецких островах и в Западной Европе) определенные детали; слева от меня находится Г.Т. Ленц, которую я не сразу заметил. Тем не менее, когда я ее увидел, я ее поприветствовал; теперь мы начали рассматривать надписи вместе.
Рис. 7. Мои объяснения А.Я. Мартынову
Когда я писал, что археологи игнорировали рассмотрение надписей, я имел в виду тех, кто не делал сообщений о культовых камнях. А те, кто занимался этим направлением, смотрели как раз с большим интересом.
Рис. 8. Рассмотрение камня докладчиками по культовым камням
Можно даже сказать, что они не только смотрели, но и пытались составить о ней более полное представление, вооружившись лупой. Таким образом, моя надежда на то, что какая-то часть археологов всё-таки проявит интерес, оправдалась, так что моя цель показать надписи на самом камни на месте была достигнута.
Рис. 9. Рассмотрение надписи под лупой
Пока я объяснял всё подходившим слушателям, незаметно собралось большое количество слушателей, ибо подходило время моего сообщения. Разумеется, я поступил весьма грамотно, дав возможность всем желающим осмотреть наиболее контрастную надпись данного камня (ибо на следе ноги надписи было рассматривать много сложнее).
Рис. 10. Собираются слушатели моего выступления
Выступление в зале Тверского музея. Когда-то я мечтал о том, что в один прекрасный день я смогу прочитать лекцию о русских культовых камнях непосредственно у самого камня, демонстрируя его надписи; к числу самых невероятных фантазий я относил чтение таких лекций перед аудиторией из археологов. И эта моя мечта сбылась, причем не где-нибудь, а в том самом музее, где когда-то хранились камни с надписями, собранные Ф.Н. Глинкой. О таком счастье я не мог даже и думать! И совсем неважно, что меня окружали не только люди, настроенные дружески, что среди них было много скептиков - это детали. Главное, что среди археологов находились люди, стремившиеся меня не просто послушать - услышать лекцию о назначении камней.
Итак, я начал свое выступление, но не стал повторять уже напечатанный текст, а рассказал о роли культовых камней в русском ведизме и о различных их видах. При этом я рассказывал и о камнях, служащих МАРЯКАМИ или МАЯКАМИ, то есть о камнях необычного вида, что заставило меня указать на наличие других надписей на данном камне, которые я и показал пальцем.
Рис. 12. Я показываю наличие иных надписей
В более крупном масштабе непосредственно под пальцем видна большая буква М, а правее - более скромная буква А, начало слова МАРЫ. Понятно, что на камне находится очень большое число надписей, но я вначале продемонстрировал наиболее контрастную.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.374 секунд