На следующий день, 31 марта, я выступил перед студенческой группой упомянутого Рязанского филиала Московского психолого-социального института. У меня уже существует традиция встречи со студентами. Так, я рассказывал о древнейшей русской истории студентам ГУУ, ФИЗТЕХа, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Полярной академии Петербурга, УРГУ в Екатеринбурге, на филологическом факультете ТГУ в Твери, а также в Смоленском филиале Российского государственного университета туризма и сервиса, находящегося в ближнем Подмосковье. Так что данный вуз стал восьмым, где я встречался со студентами, рис. 4. Здесь я читал лекцию по сокращенной программе, чтобы уложиться в полтора часа - длительность лекционной «пары».
Рис. 5. Семья Гришиных-Рыжковых
Ночлег мне любезно предоставила семья Рыжковых. Любовь Владимировна Рыжкова-Гришина - поэтесса, член Союза Российских писателей, автор ряда книг, Николай Гришин, ее муж, - служащий Сбербанка, но одновременно и издатель собственного издательства «Скрижали». Он любезно подвозил меня на своём автомобиле в места выступлений, а также осуществил культурную программу по поездке в Рязанский кремль, который в этот солнечный день 30 марта выглядел особенно импозантно. Третьим членом семьи является 18-летняя дочь Евгения, студентка первого курса филологического факультета Рязанского университета, чья комната мне была отдана как гостю.
Среди поездок, которые пока не состоялись из-за весенней распутицы, была поездка на Старую Рязань, где, в частности, данная семья видела старинное надгробье «с Макошью», как решила скопировавшая его Любовь Владимировна. К сожалению, именно такие, не христианские надгробья, исчезают с рязанской земли быстрее всего. Понятно, что они относятся к дохристианской ведической культуре, которая определенной частью населения не приветствуется. Тем ценнее видеть подлинное ведическое надгробье, которое пока на столько чёткой цветной фотографии мне не встречалось.
Рис. 7. Моё чтение одной из надписей надгробья
Правда, возникает сомнение, что на предмете заупокойного культа изображена Макошь - этим культом ведала богиня болезней, смерти и того света Мара. Поскольку люди не очень искушены в том, кто именно изображен на данном рельефе, то Мара вполне могла быть принята за Макошь. Большой интерес представляет здесь то, что если обычно Мара изображается только в виде одного лица, то здесь дан ее погрудный портрет. У нее видна такая деталь, как воротник, который никогда раньше мне не приходилось видеть, и поднятые вверх руки, что также прежде не встречалось. Вероятно, поднятые вверх руки - это свидетельство того, что Мара принимает душу усопшего на свои руки и в дальнейшем заботится о ней. Ну и, разумеется, везде много надписей МАРА ЯРА, так что я тут читаю одну из надписей в подтверждение своего предположения.
Заключение. Поездки в другие города, как бы краткосрочны и будничны они ни были, всегда не только укрепляют уже налаженные связи, но и позволяют получить новую информацию, поскольку очень многие люди самостоятельно обнаруживают и фиксируют те древности, до которых вряд ли можно было бы дотянуться из Москвы.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.353 секунд