В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 17, 2008

Якорь и агнец как раннехристианские символы разного смысла

Автор 21:06. Рубрика Надписи на иконах

Якорь и агнец как раннехристианские символы разного смысла

В.А. Чудинов

Раннехристианские надписи. Первые христиане, вероятно, еще помнили языческое прошлое и, возможно, как-то отражали его в тайных надписях на предметах христианского культа. Тем более что поначалу они Спасителя не изображали вовсе, а предпочитали давать его символы. Для проверки этой гипотезы рассмотрим две ранние христианские надписи.

agnez1.gif
Рис. 1. Мое чтение монограммы Иисуса Христа

Якорь как символ Христа. В качестве первого примера проанализируем широко известную монограмму Иисуса Христа в виде якоря; в данном случае это изображение было нанесено на гемму III века н.э. (ПОК, с. 44 и с. 248, рис. 21), рис. 1. Якорь может быть прочитан славянами как: ТО БОГЪ, то есть ЭТО БОГ. Тем самым, божественная природа Христа обозначена лигатурой из знаков руницы. Однако это весьма напоминает нижнюю часть языческого креста с изображением полумесяца.

Заметим, что помимо стандартной надписи IC ХР, то есть ИИСУС ХРИСТОС, тут имеется и другая, но написанная руницей вразбивку. Особенно удивляет знак, похожий на Y, имеющий размер больше других знаков. Полагаю, что так автор надписи маркировал его двойное чтение. Поэтому я читаю надпись с этим знаков в конце как ЛАТЫНЕНЕ, то есть, ЛАТИНЯНЕ. Эта последняя надпись не фигурировала в моем первом чтении данного памятника (ЧУЭ, с. 60), однако это обозначение этнической принадлежности верующих я считаю очень важным, поскольку ЛАТИНЯНЕ противопоставляют себя, видимо, РУСИЯНАМ (последний термин употребляли варяги, существовавшие еще в античности).

Покровский о якоре. Согласно исследованиям Н.В. Покровского, якорь - «символ христианской надежды: это один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него мы находим, прежде всего, в Послании к Евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю (Евр., VI, 18019), а потом у Климента Александрийского, рекомендовавшего, как мы видели, изображать этот символ на своих перстнях. Почему якорю усвоено в христианстве такое значение, понятно само собою: стоит лишь вспомнить об его естественном назначении во время бури. Иногда якорь на памятниках помещается рядом с другими христианскими символами, например, с голубем» (ПОК, с. 35). Мне кажется сомнительной такая прямая аналогия: в открытом море, где глубоко, якорь не достигнет дна; а во время бури якорь вряд ли удержит большой корабль - тому лучше маневрировать. Так что аналогия с якорем, на мой взгляд, Н.В. Покровским не раскрыта.

Агнец. Иллюстрация заимствована из книги А.А. Бычкова с пояснением: «АГНЕЦ - ягненок с «сиянием в венцах», так изображался Иисус Христос в христианской традиции» (БЫЧ, с. 21). Как обычно, этот исследователь не приводит ссылку на источник. Однако мне удалось найти соответствующее изображение в работе Н.В. Покровского, где оно было выпуклым и помещено в качестве центральной части оклада Евангелия из Милана V века н.э. (ПОК, с. 256, рис. 47). Полагаю, однако, что рисованное изображение не является копией с рельефа, а, напротив, рельеф оклада Евангелия выполнен с уже известного рисунка. Ибо на рисунке имеются надписи, тогда как на рельефе они отсутствуют. Следовательно, рисунок на несколько веков старше оклада и может восходить к самым первым векам существования христианства.

agnez2.gif
Рис. 2. Агнец как символ Христа

Представляет большой интерес не фигура агнца, а кольцо из плодов овощей, фруктов и колосьев вокруг него. Для начала чтения я выбрал стебель слева, напоминающий большую букву С, поскольку именно это место резко отличается от прочих.

Беря буквы из прямого и обращенного в цвете изображения данного фрагмента, я вычитываю тут слово СМЕЛОСТЬ. Фрагмент, находящийся на кольце выше (а, как я догадываюсь, общее расположение надписи на кольце должно размещаться по ходу часовой стрелки) состоит из как бы одинаковых кружочков, однако из них можно выделить слова МИРУ И РИМУ. Следующий фрагмент - розетка цветка. Я раскладываю ее на три изображения: верх в прямом цвете, верх в обращенном цвете и низ в прямом цвете. Тут можно вычитать слова: СПРУТ ОН. ОН ПРИМЕТ СМЕРТЬ. Как я понимаю, данные слова адресованы не миру, но Риму. Как известно, Рим принял первых христиан очень неласково, а при императоре Нероне на них начались гонения. Тем самым, у христиан был повод изображать своего бога в виде кроткого агнца, тогда как Рим в их глазах стал символом жестокости. Именно поэтому христиане называют его спрутом и предрекают скорую кончину. Правда, погиб он не в эпоху гонений на христиан, а четыре века спустя, но все равно можно сказать, что данное пророчество христиан сбылось.

Следующий фрагмент из стеблей и колосьев я поместил с разворотом на 1800. Лишь при таких условиях можно было прочитать написанные на нем слова: НА ПУТИ К МИРУ. Эти слова я понимаю как НА ПУТИ К МИРОВОМУ ГОСПОДСТВУ. А там, где изображены якобы отдельные зерна колосьев, я читаю слова: СУШИТ ОН СКОТ. Это надо понимать как упрек Риму, который, видимо, увлекшись войной, не придает значения развитию собственного животноводства, не давая ему вволю питаться. Более низкий следующий фрагмент кольца опять следует перевернуть на 1800, и тогда можно будет прочитать очередной пункт обвинений в адрес Рима: ПОТРАВЛЯЕТ КОРМА. Вероятно, тут имеется в виду, что знатные римляне могли ради своей прихоти вытаптывать поля крестьян, занятые кормовыми культурами, скача по ним относительно крупными группами всадников. Соседний участок колосьев, однако, переворота не требует и читается, как слова: СОЛИТ ШКУРЫ В ХЛЕВУ. Как известно, кожа боится соли и под ее воздействием сокращается и морщится, а изделие при этом разрушается. Мы, горожане, очень хорошо знаем воздействие на обувь рассола, который образуется зимой, когда дорожки посыпают солью (неважно - поваренной, то есть натриевой, калийной или кальциевой); от этого обувь может пропасть за один день. Вероятно, эти слова написаны под влиянием каких-то распоряжений римских властей, отчего шкуры местного производства пропадают. Таким образом, претензии авторов данной композиции к Риму составляют целый список.

Затем следует фрагмент с листвой; этот участок я поворачиваю влево на 900. Здесь можно прочитать текст: ХРАМУ ОТРАВУ ВРУЧАЕТ СНОВА. Из этого следует, что верующие в те дни сдавали пожертвования на содержания храма не в денежном, а в натуральном виде; и якобы римляне скармливали своим монахам и священнослужителям отравленную пищу. Это уже не просто вредительство, но и святотатство. Последний участок кольца перед горизонтальным, содержит слова: РВЕТ СЧАСТЬЕ ПУТИ. Я это понимаю так: в Римском государстве благодаря хорошим дорогам расцвел пеший и конный туризм. Очевидно, римская администрация всячески препятствовала этому. Наконец, на горизонтальном участке в прямом и обращенном цвете можно прочитать слово ПРАВИТ, а на соседнем, с мелкими яблоками - слово СКВЕРНО. Тем самым, Рим с точки зрения автора данной композиции, имеет массу недостатков.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.03MB | MySQL:11 | 0.201sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.336 секунд