В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Языческие игрища с позиций эпиграфики

Автор 15:34. Рубрика Новые исторические объекты

Но продолжим анализ действующих лиц. Справа над пригорком расположилась группа из трех аплодирующих юношей. Надпись из складок воротников и лиц приводит к чтению слова ЧЕЛОВЕКЪ, а складки на локтях и груди образуют слово СЪЛАВАНИНЪ, то есть ЧЕЛОВЕК-СЛАВЯНИН. Чуть ниже читается слово ЛИКЪ. Так что это — действительно зрители.

Ниже изображены два сидящих юноши, которых Б.А. Рыбаков принимает за музыкантов. Ну, а что говорят подписи? Складки на локтях и воротнике говорят, что это — СЬЛАВЯНЕ, то есть СЛАВЯНЕ. Что же касается их “свирелей-флейт”, то на левой начертано ЖЕРЪТЪВА ШУТА, то есть ЖЕРТВА ШУТА. Тем самым данный человек не только явно не подыгрывает шуту, но является жертвой его насмешек. Слово ЖЕРЪТЬВА, то есть ЖЕРТВА читается и на втором сидящем, но эта надпись сделана светлыми знаками на темном фоне (за волосами, у шеи, на воротнике, на предмете в руках). Так что жертв — две. А на бедрах у каждого читается надпись СЪКЪМОРОХ, то есть СКОМОРОХ. Тем самым, у шутов есть жертвы, над которыми принято смеяться по роли.

Парень с поднятыми руками слева на уровне рук несет надпись СЬКЪМОРОХ, то есть СКОМОРОХ, а на уровне пояса — надпись СЬЛАВИЧЬ, то есть СЛАВИЧ. Следовательно, этого скомороха зовут Славич. Так что это уже пятое профессиональное действующее лицо. На подоле у него начертано слово САЛЬТО, так что данный скоморох является акробатом. Никакого бубна у него, разумеется, нет.

Остальные три лица наверху имеют одинаковые надписи: ЛИКЪ, ЛИКЪ, ЛИКЪ, так что эти ЛИКИ отражают простых зрителей.

Итак, перед шестью зрителями выступают два скомороха-шута, Костя и Арлекин, с плясками и шутками, Славич, скоморох-акробат с сальто, а еще два безымянных скомороха являются жертвами шуток своих коллег. Таков мужской состав действующих лиц, на которых смотрят лики простых славян, сельских жителей.

Заметим, что ни на участниках, ни на зрителях вообще нет никаких браслетов, которые, видимо, для них вовсе не являлись обязательными. Так что Б.А. Рыбаков во многих пунктах своей гипотезы оказался неправ.

Но если нет девушки, то нет и никакого аграрного мифа в основе, и нет применения створчатых браслетов. Остается лишь одно — возможная приуроченность танца к русалиям.

Помня это, перейдем к рассмотрению изображений на браслетах, где Б.А. Рыбаков предлагает свою интерпретацию запечатленных на них ритуальных действий.

Киевский браслет. Вначале рассмотрим створки браслета из Киева4. О нем Б.А. Рыбаков отзывается так: «Киевский наруч. Одноярусный; каждая створка разделена на три арочки. В средних арочках семарглы в необычном виде взлета. Крылья подняты и разведены в стороны, лапы подняты вширь. Собачья морда божества окружена нимбом. Все фигуры окружены черным фоном черни.

Первая створка браслета из Киева
Рис. 4. Первая створка браслета из Киева

В левой арке изображена женщина, танцующая с распущенными рукавами. Голова не покрыта, волосы лежат свободно, что, по всей вероятности, указывает на девичий, а не женский обычай. Рубаха женщины подпоясана и орнаментирована на груди. На руках, поверх рукавов — браслеты. Голова ее повернута вправо. Рукава от кистей до земли орнаментированы прямыми и струйчатыми линиями. Левая рука поднята вверх, правая опущена так, что струйчатый рукав касается земли»5. Прервем пока цитирование и обратимся к чтению надписи, поскольку, на мой взгляд, ничего женского в этой фигуре не видно, и опять произошла подмена действующих лиц.

Мое чтение надписей на первой створке Киевского браслета
Рис. 5. Мое чтение надписей на первой створке Киевского браслета

Первой, что читается на колпаке и груди фигуры, это СЬКОМОРОХЪ ТОЛЯ, то есть СКОМОРОХ ТОЛЯ. Таким образом, “танцующая девушка” — это опять фантазия Бориса Александровича. Правда, это и не Костя, как на иллюстрации из Радзивилловской рукописи.

Что же касается семаргла, то на нем читаются такие слова: на голове — БОЖЕ, РУНОВА РУСЬ. Это означает, что данный браслет одновременно был оберегом, а изготовлен он был не в Киеве, а где-то на юге, возможно, в Рязани. Далее, читаются крылья, левое МАКОШЬ, правое ПЪРУНЪ, то есть ПЕРУН. Таким образом, покровителями хозяйки данного браслета выступали Макошь и Перун. Ноги и верхняя часть хвоста семаргла образуют слова СЬКОТИЙ ВОЛОСЬ, то есть СКОТИЙ (БОГ) ВОЛОС в качестве третьего покровителя хозяйки браслета. Наконец, низ хвоста читается как слово СЬЛАВАНЪ, то есть СЛАВЯН. Имеется в виду, что все перечисленные боги-покровители — боги славян. Так что “взлетающий семаргл с песьей мордой” — это разновидность оберега, но не общего плана, а персонифицированного, предполагающего покровительство главных богов славян, Макоши, Перуна и Волоса.

«На этой же створке изображен гусляр, — продолжает свой анализ браслета Б.А. Рыбаков. — Он в свисающем колпаке, в длинной вышитой на груди и на предплечьях рубахе. Гусли пятиугольные. Гусляр, как и все персонажи этого наруча (вклячая и обоих семарглов), обращен к плясунье»6. А что можно вычитать из изображения? Узоры слева и справа от его фигуры образуют слово ЖЕСЬТЬ, то есть УКРАШЕНИЕ. А грудь с ее узорами образуют слова СЬКОМОРОХ ГОША, то есть СКОМОРОХ ГОША. Так что музыканты тоже относились к скоморохам. Наконец, узоры внизу гусляра и его ноги могут быть прочитаны как РУСЬ, РЕЗЕНЬ, ЗЬВОДЫ, то есть РУСЬ, РЯЗАНЬ, ЗАВОДЫ. Тем самым, подтверждается место изготовления браслета в Рязани, да еще не в мастерской кустаря, а в целом объединении данного ювелирного промысла, на одном из заводов.

Итак, чтение изображений н этой створке браслета из Киева помогло персонифицировать персонажей, где плясун оказался скоморохом Толей, а гусляр — скоморохом Гошей; семаргл же оказался персонифицированным оберегом. Вновь не подтвердилось основное предположение Б.А. Рыбакова о девушке-плясунье.

Вторая створка браслета из Киева
Рис. 6. Вторая створка браслета из Киева

В отношении второй створки Б.А. Рыбаков замечает: «На правой створке — птица, кусающая себя за крыло, второй семаргл, и в крайней правой арке — воин, исполняющий танец. Он с открытой головой, юн, безбород; рубаха вышита. В правой руке нож или меч; в левой — небольшой миндалевидный щит»6. Как видим, здесь характеристика персонажей — минимальная, они скорее упомянуты, чем описаны, и лишь “воин” хоть как-то индивидуализирован.

А теперь посмотрим, насколько нас продвинет вперед чтение надписей, образованных деталями изображений. Сразу можно сказать, что семаргл на второй створке практически совпадает с семарглом на первой, различаясь лишь деталями крыльев, следовательно, надпись на нем чуть варьирует. Но птица слева и “воин” справа — это новые персонажи.

Мое чтение надписей на второй створке браслета из Киева
Рис. 7. Мое чтение надписей на второй створке браслета из Киева

На изображении птицы я читаю вначале поднятое крыло и шею как РУСЬ и ЖЕСТЬ, то есть РУСЬ, УКРАШЕНИЕ, а голову как СЬКЪМОРОХ ЮНОША, туловище и хвост — как слово ВЕРЬНЫЙ, то есть СКОМОРОХ — ЮНОША ВЕРНЫЙ. Вероятно, тем самым дается положительная характеристика актерам- профессионалам, на которых можно положиться. На семаргле опять начертано БОЖЕ и РУНОВА РУСЬ. Надпись на крыльях и под ними чуть иная: МАТЬ МАКАШЬ, НЪВО и далее СЬКОТИЙ ВОЛОСЬ СЬЛАВАНЪ, то есть МАТЬ МАКОШЬ, СКОТИЙ ВОЛОС СЛАВЯН. Так что Перун тут исключен, а Макошь характеризована как МАТЬ. Наконец, “воин” несет на себе крупные буквы на груди, плечах и бедрах, читаемые СИЛАЧ МИША. Так что он не воин, а один из скоморохов, а именно силач. И венчает серию надписей завитушка внизу, читаемая ЖЕСЬТЬ, то есть УКРАШЕНИЕ. Так что опять можно констатировать, что предположение Б.А. Рыбакова насчет правого персонажа как воина не подтвердилось.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.474sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.661 секунд