В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Языческие игрища с позиций эпиграфики

Автор 15:34. Рубрика Новые исторические объекты

Браслет Государственного исторического музея. Место его находки неизвестно; прорись я даю по книге Б.А. Рыбакова12.

Первая створка музейного браслета
Рис. 13. Первая створка музейного браслета

О его особенностях Б.А. Рыбаков пишет следующее: «Музейный гарнитур. Два идентичных экземпляра, происходящие, возможно, из Ростово-Суздальской Руси. Их особенностью является отсутствие черни — все фигуры в арочках выделены позолотой. Есть нижний ярус со знаками воды (под участниками русалий), и с изображением корней под арками с зайцами и птицами. Арки верхнего яруса, как уже говорилось, возможно, символизируют небосвод с дождевыми каплями и схематическими ростками. В образовавшихся секциях по две арки с замкнутым сюжетом и над арками у самого верхнего края помещена личина. Всего на браслете 4 личины. Быть может, эта бородатая и крайне схематичная личина над небосводом должна напомнить о существовании верховного небесного божества?»13. Мне это кажется весьма странным, ибо никаких дождевых капель я не вижу, а изображенные стрелочки остриями вниз передают смех: ХИ-ХИ! ХИ-ХИ! Что же касается “бородатых личин”, то о них речь впереди.

Мое чтение надписи на первой створке музейного браслета
Рис. 14. Мое чтение надписи на первой створке музейного браслета

Продолжим изложение позиции Б.А. Рыбакова: «В арках той створки, где нижний ярус весь посвящен теме почвенной воды, даны две пары человеческих фигур: в правой секции в крайней правой арке изображен лицом влево мужчина, сидящий на седалище со спинкой, а в соседней арке — женщина, обращенная лицом к мужчине и сидящая на каком-то более легком стуле иной конструкции. Мужчина одет в короткую одежду с вышивкой на предплечье; женщина в рубахе тоже с предплечьями и с “завеской” спереди. Оба персонажа показаны оживленно беседующими: гравер крайне тщательно и выразительно показал их руки. В соседней секции мужчина изображен очень сходно, но под левой рукой он держит мех волынки, углы бурдюка которой высовываются сзади него. Женщина распустила длинные рукава и танцует перед музыкантом. Левая рука поднята, правая опущена долу таким образом, что рукав касается земли. Запястья сжаты браслетами, очевидно для того, чтобы плясунья могла управлять рукавами, изображая крылатую вилу. Полосы на рукавах-крыльях не продольные, как на киевском браслете, а поперечные; точно та же изображено здесь продолжение дождевых арок на их вертикальных частях»13.

На сей раз мне, видимо, придется согласиться с тем, что слева изображена женщина. Но вот пляшет ли она? Верхние части персонажей содержат знаки, которые читаются МОЛИТЪВА ШУТА, а голова и нижние части — СЬВЯТЫМЪ МУЧЬНЪКАМЪ-ЛЮДЯМЪ, то есть МОЛИТВА ШУТА СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ-ЛЮДЯМ. Вот именно это и вызывает смех, ХИ-ХИ-ХИ... С позиций язычества молиться можно только богам, но никак не людям (чьи бородатые лики и видны наверху), так что молитва святым мученикам выглядит как кощунство. Только шут может себе позволить такое! Так что женщина тут не танцует, она молится (шутовски), но именно поэтому ее запястья застегнуты на браслеты. Таким образом, браслеты имеют молитвенный характер, предназначены для молитвы. Очень я сомневаюсь и в том, что мужчина играет на волынке — скорее всего у него поднята правая рука, а часть рукава взята в кисть левой. Не думаю, что речь идет о беседе мужчины и женщины на двух арках справа — у них наполовину поднята одна рука и приопущена полусогнутая другая, то есть, они тоже молятся. Они мне напоминают положение рук у идолов, образующих два знака, // и V, то есть ДЕВА. Именно поэтому одна рука полусогнута и поднята (знак V=ВА), а другая приопущена, но согнута так, чтобы быть параллельной либо плечу, либо предплечью (знак // = ДЕ).

«Плетенка воды в нижнем яруса одновременно передает и основную идею ритуала: “вода должна напоить корни” — одна из лент плетенки (корень) на всем протяжении покрыта каплями»13. На мой взгляд, и этот вывод ничем не обоснован: на плетенке написано ПЬЛЕТЕНАЯ, то есть ПЛЕТЕНАЯ, но нигде не говорится, что это вода. А то, что принято за “дождевые капли” есть просто пунктир для отличия одного жгута от двух других.

Что касается второй створки браслета, то о ней Б.А. Рыбаков рассуждает так: «На ... правой створке браслета изображено то, что по сказке о Царевне-Лягушке должно происходить после взмаха правой рукой, когда вокруг появились леса и воды. На соседней левой створке показаны, как и следует по сказке, птицы и звери: два зайца и две птицы. Птицы держат в клюве каких-то червяков (?), что календарно может быть приурочено ко времени пахоты и сева. Под птицами и зацами в нижнем ярусе показаны очень декоративно парные корни.

Зайцы требуют особого рассмотрения. Прежде всего нужно обратить внимание на то, что около морды каждого зайца изображена красивая чара на поддоне — зайцев угощают. Фольклорные славянские материалы о зайцах очень обильны... Фольклористы отмечаютпрочную связь зайца с идеей плодородия вообще и аграрного плодородия в частности. Наряду с этим общеизвестны приметы, объясняющие встречу с зайцем, как предвестие несчастья... Птицы и угощаемые из чар зайцы представляют тот живой мир, который должен процветать после ритуального танца Василисы Прекрасной»14. На мой взгляд, здесь уже не просто фантазия уважаемого археолога, а безудержная фантазия!

Вторая створка браслета из ГИМ
Рис. 15. Вторая створка браслета из ГИМ

Прежде всего, я не вижу никаких зайцев: изображены либо козлята, либо, что более вероятно, телята. Далее, к шее ягнят прикреплены некие ярлыки, которые Б.А. Рыбаков почему-то принял за чары. Но кому же вздумалось спаивать зайцев или ягнят? Сюжет совершенно нереальный! И почему же исследователь тут забыл о “дожде”, который “капает” и на этом сюжете? Словом, перед нами нагромождение нелепостей.

Мое чтение надписей на второй створке браслета из ГИМ
Рис. 16. Мое чтение надписей на второй створке браслета из ГИМ

Подлинный смысл, разумеется, раскроется при чтении текста изображения. Уши и голова животного читаются как слово ДЬВА, а поднятая лапа и нечто, висящее в воздухе правее головы, читаются как ЛИКЪ. У птицы читаются крыло, голова и ноги как слово ВЕЛЕСА. В результате получается текст ДЬВА ЛИКЪ ВЕЛЕСА, то есть ДВА ЛИКА ВЕЛЕСА. Шея и грудь ягненка читаются как слово АГЬНЕЦЬ, правая часть крыла птицы — как слово И ЧЕЛОВЕКЪ. То же и у двух правых изображений, но только тут читаются слова АГНЕЦЬ И ПОВОДЫРЬ. Внизу плетеный узор обозначает привычную надпись РУСЬ СЬЛАВАНЪ. Таким образом, текст на этой створке означает ДВА ЛИКА ВЕЛЕСА: АГНЕЦ И ЧЕЛОВЕК, АГНЕЦ И ПОВОДЫРЬ. ХИ-ХИ! РУСЬ СЛАВЯН. Иными словами, опять идут вышучиывание христианства с позиций язычества; под Велесом понимается, разумеется, Иисус, который имеет и зооморфный облик агнца (совсем как языческие боги), и антропоморфный облик человека, но к тому же это не просто человек, а “поводырь”. Этим метким и обидным для христианина словом автор браслета характеризует Христа, без которого православные люди шагу ступить не могут. Это-то и подвергается осмеянию: в язычестве каждый человек отвечает за себя, а не следует слепо за тем или иным богом. А тут предлагается следовать за человеком, а то и за ягненком!

Таким образом, перед нами браслет с двумя ядовитейшими шутками в адрес христианства. Тексты тут короткие, но афористичные; и каждый текст сопровождается хихиканьем. И до сих пор я еще не видел такого сильного расхождения между предположениями Б.А. Рыбакова и содержанием изображений браслета.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.435sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.640 секунд