В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Языческие игрища с позиций эпиграфики

Автор 15:34. Рубрика Новые исторические объекты

Тверской браслет. Б.А. Рыбаков представляет его так: «В кладе 1906 года найдено два наруча, но один из них, довольно примитивной работы, не выделяется из общего уровня. Другой наруч выполнен великолепно твердой умелой рукой гравера и представляет для нас большой интерес. Наруч двухъярусный, верхний разделен на шесть арочек. Изображения в арках слева направо: 1. Женщина с кубком около семаргла. Внизу — знак воды. 2. Танцующий мужчина в вышитой по-украинске рубахе. Внизу — корни. 3. Женщина в длинной одежде с кубком в правой руке. Внизу — знак “теплой воды”. 4. Знак “плодоносящего дерева” (спелый хмель?). Внизу — корень. 5. “Кентавр” со львиным туловищем. Внизу — корни (такие же, как в № 2). 6. Заяц (?) с процветшим хвостом. Внизу — знак “теплой воды”, как в № 3»15.

Первая створка браслета из Твери

Рис. 17. Первая створка браслета из Твери

«Наиболее интересна крайняя левая арочка, в которой обычно на других браслетах находилась плясунья-русалка с распущенными рукавами. Здесь изображена девушка в длинной одежде с вертикальной орнаментированной полосой от ворота до подола, с подобранными рукавами и с конической чашей в левой руке. Перед девушкой находится сильно изогнутой существо, как бы вырастающее из земли. Его узкое тело напоминает ствол растения: внизу, у земли, оно расширяется; так нередко изображают корни, комлевой конец растения. По узкому лентообразному телу идут точки-капли, как на корнях нижнего яруса на многих наручах. Голова существа запрокинута, и морда почти касается земли. Морда его собачья, лапы тоже. Из плечевого пояса выходят не только лапы, но и крылья. Девушка правой рукой держит Семаргла за кончик крыла. Нет никакого сомнения в том, что перед нами изображение двух частей обряда в честь Семаргла-Переплута: в центре — пляска, а в боковых арках — питье из рогов»16. Опять я сомневаюсь в том, что на рисунке изображена девушка; на персонаже — шутовской колпак. Что же касается изгиба семаргла, то это просто изображение слогового знака РУ, как в детских книжках, когда буквы принимают вид забавных зверушек. Поэтому конкретный вид существа (семаргл, собака, птица, рыба) в этом случае роли не играет.

Вероятнее всего на браслете изображен пьющий юноша слева и пьющая девушка справа, тогда как парень в центре размышляет. О чем? На этот вопрос нам ответит чтение надписей на этой створке браслета.

Мое чтение надписей на первой створке браслета из Твери
Рис. 18. Мое чтение надписей на первой створке браслета из Твери

Как обычно, вначале я читаю наиболее крупные знаки на всех трех персонажах этой створки, а затем перехожу к более мелким. Крупные знаки гласят: ВЪ РУНЕ ЛОЖЬ НОВАЯ, ЛОЖЬ РАЗЬНАЯ, то есть В ПИСЬМЕННОМ ЗНАКЕ — ЛОЖЬ НОВАЯ, ЛОЖЬ РАЗНАЯ. Вот этот-то афоризм о лживости письменной информации и обдумывает юноша в центре. Тогда понятно, почему персонажи слева и справа пьют: если письмо лиживо, то in vino veritas, истина в вине. Разумеется, основное изречение шутливо, как и многие предыдущие. Мелкие знаки на левом персонаже образуют другое предложение: БОГА ЧАЙ ЛЕТОМЪ, то есть БОГА ЖДИ ЛЕТОМ. Разумеется, и это шутка, поскольку бог существует во все времена. Однако действительно, основные деяния богов приурочены к летнему периоду. Как обычно, завитушка справа от центрального персонажа читается ЖЕСЬТЬ, то есть украшение, а на его левом бедре светлым по темному начертано РУСЬ ВОЛЕВА, то есть СВОБОДНАЯ РУСЬ. Это — та же самая южная Русь, куда входила Рязань, которая на других украшениях именуется то РУСЬ РУНЕВА, то РУСЬ ГОСЬПОДЪСЬКА. На правом персонаже читается ЗЪЛО НА ЖЕСЬТЬ, то есть ЗЛО НА УКРАШЕНИЯ. Это отношение вытекает из предыдущих сентенций: если надписи все лгут, а боги зимой отступаются, то следует сердиться и на украшения. Особенно комично это звучит в устах девушки, которая, конечно же, никогда не забудет об украшениях и никогда не будет на них зла.

Плетенки внизу читаются: слева ВЪПЕРЕДЪ, в центре СЬЛАВАНЕ, справа СЬ РЕЗЕНИ, что означает ВПЕРЕД, СЛАВЯНЕ! ИЗ РЯЗАНИ. Итак, и этот браслет создан в Рязани; но лозунг ВЕРЕД, СЛАВЯНЕ! звучит весьма актуально и в наши дни.

В отношении второй створки Б.А. Рыбаков немногословен: «Правая створка и здесь, как на рязанском браслете, отведена представителям и покровителям растительной природы. Таковыми следует считать “кентавра” и “заячьего бога” с цветком на хвосте и с символом мужской оплодотворяющей силы. Отягощенное дерево — желаемый, испрашиваемый результат молений»16. Напомню, что на левой створке никаких молений нет, там помещена очередная пародия на христианство, призывающего разувериться в письменных текстах и искать утешение в возлияниях. Не ясно также, почему правый персонаж назван “заячьим богом” — он вовсе не похож на зайца; признаки же “мужской силы” есть у каждого животного-самца. И совершенно непонятно, почему кентавр и “заячий бог” являются покровителями растительности.

Вторая створка браслета из Твери
Рис. 19. Вторая створка браслета из Твери

Разумеется, можно уже заранее предположить, что письменный текст никоим образом не будет соответствовать картине, предложенной Б.А. Рыбаковым, а продолжит ёрничанье по поводу христианства.

Мое чтение надписей на второй створке браслета из Твери
Рис. 20. Мое чтение надписей на второй створке браслета из Твери

Что касается “дерева”, то оно является одним из изображений надписи РУСЬ СЬЛАВАНЪ, то есть РУСЬ СЛАВЯН. А вот на его “плодах” висят светлые на темном фоне знаки, которые читаются не только РЕЗЕНЬ, но и СЕ БОГА СЬЛОВЕСА ВЪ ЖИТИИ, то есть РЯЗАНЬ. ВОТ СЛОВА БОГА В “ЖИТИИ”. Следовательно, неверие письменному слову почерпнуто из христианской житийной литературы (у язычников такого жанра, как известно, не было, ибо не было и культа святых). Таким образом, плодами христианских учений является житийная литература. А кентавру принадлежат такие откровения: ВЕМЪ ВОЛЮ БОГА: ВЬ ЧАРЕ, ВЬ ЧАРЕ! То есть ЗНАЮ ВОЛЮ БОГА: В ЧАРКЕ, В ЧАРКЕ! Иными словами, то, что было изображено на левой створке в виде пьющих мужчины и женщины, теперь выражено прямым текстом в словах. Наконец, “заячий бог” провозглашает лозунг: ЖИВИНА РУСЬ, НЕ ТЪРУСЬ! то есть ЖИВИНА РУСЬ, НЕ БОЙСЯ! И опять здесь звучит тема нашествия христианства на северную (по отношению к Рязани) Русь, тогда как в Рязани еще существовала языческая вольница.

Нижний ряд традиционен. Завитушки и плетенка читаются как ЖЕСЬТЬ СЬЛАВАНЪ, СЬ РЕЗЕНИ, то есть УКРАШЕНИЕ СЛАВЯН ИЗ РЯЗАНИ. Как видим, и браслет из Твери создан в Рязани.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.509sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.710 секунд