В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 3, 2010

Эпиграфические заметки 2001-2002 года

Автор 05:16. Рубрика Чтения новых текстов

Рисунок корабля с денария Арконы. В книге о Вагрии (ВАГ:454) я поместил рисунок 171 с изображением денария Арконы. Изображение этого денария ко мне поступило от читателя. Вот что он мне написал 1 марта 2008 года. «Здравствуйте! Прочитал статью В.А. Чудинова "Руница и археология...." и решил, что Вы мне поможете. Меня интересует моя монета, найденная в захоронении на территории Брянской области. Она определена как скандинавское подражание немецкому денарию 11 века. Кажется, на ней есть надписи на рунице. Так всё же, что на ней написано. Очень прошу Вас мне помочь. С уважением, Юрий». Я с удовольствием рассмотрел обе стороны монеты. Результаты я опубликовал в книге о Вагрии, установив, что денарий происходит из Арконы, сердца Вагрии. Однако сейчас, пересматривая рисунок корабля на аверсе монеты, перерисованный с денария, я понял, что совершил ошибку, приняв за него только часть корабля. Теперь я спешу ее исправить. На рис. 9 прежнее изображение корабля я помещаю внизу, тогда как нынешнее я размещаю в центре своих дешифровок. Теперь легко видеть, что корабль Арконы был целиком парусным, причем пятимачтовым! А более поздние драккары скандинавов были не столько парусными (единственный парус распускался только при попутном ветре), сколько вёсельными, то есть гораздо более примитивными судами. Но тогда возникает вопрос: что же роднило великолепные парусники Арконы с примитивными вёсельными судами викингов? - Ответ прост: изображение дракона. Ибо, если вглядеться в денарий Арконы, то на бугшприте там имеется надпись: ЛИК РОДА, которую я читаю впервые. Но лик Рода - это и есть ДРАКОН. Стало быть, «драконовы корабли», драккары, были заимствованы германизированными жителями Скандинавии по названию и по отделке носовой фигуркой дракона, однако уровень судостроения скандинавов не позволил им скопировать великолепные мореходные качества столицы Яровой Руси.

Обсуждение. Мои оппоненты, которые не видят многих надписей на самом артефакте, частично правы. Правы в том, что не видят надписей, для чего требуется определенный опыт. Хотя обычные явные надписи они прекрасно читают, если те написаны русским гражданским шрифтом и по-русски. Но ровно настолько же неправ и я сам, когда говорю, что ЧИТАЮ надписи - я применяю тот же термин, что и все эпиграфисты. Однако они применяют этот термин к явным надписям. И я прав, когда читаю эти явные надписи. Но я по умолчанию выпустил целый промежуточный этап, который, хотя и производил, но не называл: сначала я РЕКОНСТРУИРУЮ надписи. Ибо одно дело показать фрагмент с некими письменными знаками (что я и делаю, вычленяя разного рода прямоугольники с фрагментами изображения), и совсем иное - РЕКОНСТРУИРОВАТЬ НАДПИСЬ, выделяя ее из фона. Именно это и есть творческая часть работы, требующая опыта и не вполне понятная нетренированному глазу. Подобно тому, как наш знаменитый антрополог Герасимов (Википедия о нем пишет: «Михаил Михайлович Герасимов (1907 - 1970) - антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук (1956). Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова»») восстанавливал внешний облик человека по его костным остаткам, я восстанавливаю надписи по их следам. Так что вся сложность моего метода для постороннего глаза заключается именно в моих реконструкциях.

Замечу также, что я всегда говорю, что читаю не все надписи и выделяю не все изображения исследуемых объектов. В приведенной статье я дополнительно исследовал одну ручку и проделал эпиграфический анализ деревянного ковша. Тем самым я пополнил число надписей. А на денарии я ошибочно выделил часть (малое изображение корабля) вместо целого. Теперь я исправил свою ошибку. Это вполне закономерно, ибо опыт реконструкции постепенно возрастает. Два года назад меня сбили с пути области коррозии денария, которые исказили картинку. Теперь я на них не обращал внимания.

Каменная уточка. Это изображение является частью моей статьи об оберегах, написанной 07.12.2001 года. Там я писал: Хотя я не преследую цель углубиться в седую древность, но все же мне бы хотелось показать, что уточки встречались не только у угро-финнов и не только в средние века.

zametki10.jpg
Рис. 10. Мое чтение надписи на каменной уточке

Эта каменная фигурка из кремня найдена в верхнем слое стоянки на реке Модлоне Вологодской области и относится к свайному поселению начала II тысячелетия до н.э. (КРА). Я читаю  БОГЪ ЖИВА. На мой взгляд, это тоже оберег.

Нынешнее чтение. На этом артефакте эпохи бронзы из Вологодской области я реконструирую мелкие надписи и читаю слова: МИМ ЯРА, ЧИРК и ХРАМ ЯРА. Из них следует, что уточка называлась ЧИРК, была изготовлена в ХРАМЕ ЯРА и служила МИМУ ЯРА для культовых целей, являя собой зооморфный (точнее, орнитоморфный) лик богини Живы. Выступ на верхней части туловища птицы объясняется именно тем, что необходимо было образовать слоговой знак F, обозначающий слог ЖИ слова ЖИВА.

zametki11.jpg
Рис. 11. Мое чтение надписи на мяче из Новгорода

  

Игры и игрушки. Эта заметка была написана 13. 12. 2001. Ее текст таков:  Как и всегда, в средние века любили играть. Как-то я разглядывал иллюстрации, посвященные Новгороду, и задумался над одним изображением (АРЦ), которое я никак не мог понять. Предметом из кожи оказался... кожаный мяч! Я и не предполагал, что в средневековом Новгороде такое было возможно. Правда, он не надувался воздухом, а набивался кострикой, то есть отходами от обработки льна и конопли. Вероятно, подпрыгивал он плохо. Но зато его удобно было кидать партнеру. И на нем, оказывается, существовали письмена! Суть игры я не знал, но надеялся что-то выяснить, прочитав их. И моя надежда частично оправдалась. Я прочитал: СЬЛОВИ СЬНОВА, то есть СЛОВИ СНОВА, или ПОЙМАЙ СНОВА! Следовательно, мячик бросали друг другу, и задача партнера состояла в том, чтобы поймать его. Слово «слови» иногда употребляется и в современном РЯ, но чаще в просторечии или в диалектах.

zametki12.jpg

Рис. 12. Ледницкая фигурка козлика и надпись на ней

Ледницкая фигурка. Эта заметка о двух изображения «нечистой силы» была написана 12.12.2001. В работе Яна Лечеевского, раскритикованной И.В. Ягичем (ЛЕЧ: 93, фиг. 32),  помещена «фигурка Ледницкая»,  напоминающая козла, с острова на озере Ледницы в Польше, позиция 1 на рисунке. На животе у фигурки были помещены знаки, причем этот эпиграфист прочитал как «славянские» руны только лигатуру в ее центре, позиция 2, и определил по виду рун принадлежность надписи к IX в. Его чтение было LEСIС в смысле ЛЕЧИЧЬ, то есть ЛЕЧИТЬ! (ЛЕЧ: 94), позиция 4. На наш взгляд, однако, на этой фигурке нанесены не «славянские» руны, заимствованные из Германии, а славянские слоговые знаки, и в более полном объеме, позиция 3, на которые этот эпиграфист не обратил внимания и  которые могут быть прочитаны как ЛЕДЬНЕЦЬКОЙ ВОДЬНИКЬ, то есть ЛЕДНИЦКИЙ ВОДЯНОЙ (WODNIK по-польски означает ВОДЯНОЙ), позиция 5.

Так что еще одна надпись, которая представлялась неславянской, оказалась все-таки славянской, точнее, польской, а памятник в смысле подлинности находящихся там надписей тем самым можно считать реабилитированным (РЕА: 40, рис. 23).

zametki13.jpg

Рис. 13. Козлик из Ополе

  

Козлик из Ополе. Гелена Цехак-Голубовичова опубликовала статью о деревянных масках из города Ополе-островок, где были изображены три деревянных предмета с "вырезанными головками козлов", как это показано на рисунке (ЦЕХ:399, рис. 8) . При ближайшем рассмотрении оказалось, что на груди у среднего "козлика" имеется надпись, которую можно прочитать. Верхннюю лигатуру было прочитать проще, нижнюю - сложнее, ибо надо было вернуться от нижнего знака к верхнему, потом прочитать низ у верхнего знака, а затем - вновь нижний знак. В результате получилось словосочетание: ЧЕРЪТЪ - КОЗЪЛИКЪ, то есть ЧЕРТ-КОЗЛИК. Так что к изображению водяного добавилось еще изображение черта.

Обсуждение. Козлик (именно козлик, а не «козёл») в ведической религии был основным зооморфным ликом богини Мары. Чёртом он стал в христианстве. Вероятно, и водяной как «нечистая сила» появляется как переосмысление мифологического духа воды ведизма (перешедшего затем в славянскую мифологию) в христианстве. А разного рода рептилии, например, «дракон», в ведизме понимались как лики бога Рода.

Статья доктора Андрея Ранта. Доктор А. Рант из Словении, один из постоянных авторов конгрессов, посвященных первым европейцам, проходящих в Любляне, подготовил статью под названием «Технология чеканки кельтов Норика и Паннонии». Ее на русском языке я получил где-то в 2001 году от П.В. Тулаева. В ней имеется несколько крупных фотографий монет. Поскольку я еще тогда же показал, что надписи на «кельтских» и «венедских» монетах русские, меня эта статья, датированная 11.03.2002 года, заинтересовала. Однако до сего дня я не обрабатывал ее фотографии и не публиковал мои выводы. Поэтому привожу текст статьи А. Ранта курсивом, давая, как обычно, свои комментарии.

Введение. «Кельты впервые приступили к чеканки монеты на территории Восточных Альп и краев Паннонской равнины в середине первого века до н.э. Монетная система была основана на больших серебряных монетах - тетрадрахмах, которые были легко введены в другие монетные системы Балканского мира, где основным платежным средством были эллинистические тетрадрахмы. Большая серебряная монета делилась на 12 меньших в 12-ричной системе счисления, используемой кельтами, рис. 1 (14)».

zametki14.jpg

Рис. 14. Монета типа ездец с треугольным шлемом и моё чтение надписей

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.19MB | MySQL:11 | 0.155sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.328 секунд