В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 4, 2009

Две ручки скифских зеркал

Автор 19:32. Рубрика Чтения новых текстов

Две ручки скифских зеркал В.А. Чудинов

Если этрусские зеркала читателям известны достаточно хорошо, то скифские, скорее всего, вообще неизвестны. Между тем, они описаны в специальной монографии, где имеются неплохие прориси (КУЗ). Меня, как обычно, интересовали нее столько изображения человека или животных, сколько надписи. Я надеялся найти надписи на скифском языке. Однажды мне это удалось, и я поместил чтение и толкование в специальной статье, однако с тех пор этот успех у меня не повторился. А в данной статье мне удалось рассмотреть русские надписи на ручках зеркал.

zerkalo1.jpg

Рис. 1. Общий вид зеркала № 124

Зеркало № 124. При том масштабе изображения, который обычно сопутствует стандартным по размерам рисункам, надписи в принципе не видны. Зато видно изображение обнаженной женщины на рукоятке и утолщение с непонятным рельефом в нижней части зеркала. Обратная сторона зеркал (именно та, на которой этруски изображали различные сценки, разыгрываемые традиционными персонажами) в монографии не показана - вероятно, она была гладкой, хотя и не полированной, так что ничего интересного на ней не изображалось Но в приведенной монографии изображение зеркала № 124 (КУЗ, с. 83, таблица 31) показано крупным планом, так что на нём вполне возможно проводить изучение эпиграфических подробностей. Зеркало было найдено Миллером в 1911 году рядом с амфорой в могильнике Елизаветовской станицы и датируется  V-IV вв. до н.э. Относится к 1 классу 2-го отдела, 4-го типа и 1-му варианту.

zerkalo2.jpg

Рис. 2. Нижняя часть зеркала № 124

Моё выделение и чтение надписей. Я помещаю рядом изображение низа ручки в прямом и обращенном цвете. Начинаю с надписи по кромке, которая напоминает легенды на монетах. Я начинаю чтение с примерно 10 часов, двигаясь против часовой стрелки. Ряд букв я принимаю за лигатуры. Надпись примерно до 5 часов гласит: ТО РУСЬ И, МОЖЕТ, ЕЙ ТЕРНИИ К ЛИЦУ. Здесь все слова понятны, хотя написаны они странным для современности, но традиционным для древности способом, когда некоторые буквы начертаны по диагонали, тогда как иные - лёжа. Смысл надписи был понятен читателю - вероятно, речь шла о каких-то не очень приятных для Руси политических событиях.

Далее следует несколько иное предложение: слово ТУТ написано в том же стиле, тогда как слова САРМАТЫ, СКИФЫ И начертаны в две строки с верхней линией соединения (как на дощечках «Велесовой книги»). Последнее слово РАДИМИЧИ написано правее и выше, и читается в прямом цвете поделенным на две строки. Обычно сарматы и скифы историками действительно часто упоминаются вместе, но племя радимичей к ним не относят.

Затем пять букв легенды следует читать сверху вниз вместе с ободком. Начиная с часу и до трех можно прочитать такие слова: СЕ ВО РУСИ ВО ЯРЕ ЧАДА. Надпись я понимаю так: ЭТО В РУСИ ВЕРУЮЩИЕ В ЯРА. Иными словами, упомянуты не этносы, близкие по родству, но единоверцы.

А на шейке, отделяющей нижнюю часть ручки от средней, можно прочитать слова: МИМА ЯРА. Так передается принадлежность зеркальца миме Яра.  Кроме того, имеется достаточно длинная надпись чуть ниже центра нижней части ручки, состоящая из ряда ломаных букв, соединенных в лигатуру. Надпись гласит: ЯРА ВО РУСИ РОДА, ЯРА, МАРЫ. Наконец, правее и выше можно прочитать слова МИР МАРЫ ЯРА. Таким образом, перечислены известные имена русских богов Рода, Мары и Яр, а также упомянут мир Мары Яра.

zerkalo3.jpg

Рис. 3. Надписи на теле ручки зеркала № 124

На теле ручки зеркала № 124 изображена обнаженная женщина славянской внешности, с высокой и крупной грудью, несколько полноватой талией и чуть узкими бедрами (чаще всего так выглядят нерожавшие женщины). Под левой рукой в обращенном цвете я читаю слова КАК МИМА, а в самом низу справа, у щиколотки, слова в прямом цвете, начертанные в две строки: МИМА КАК МАРА. С точки зрения русского языка слово КАК я встречаю впервые, в европейской части мне встречался вариант ЯК.

Очень любопытна надпись на правой руке в области плеча. В обращенном цвете там читается слово РАДИМИЧИ, что подтверждает предыдущее чтение этого этнонима. А надпись под правой рукой на окантовке в обращенном цвете можно прочитать как МОЛИ МИЛУ ЯРА МАРЫ МИМУ. Из этой надписи можно заключить, что она напоминала женщинам о том, что молиться Маре следовало через ее миму.

Наконец, на голове женщины можно прочитать слова ЛИК МИМЫ МАРЫ. Тем самым, ручку бронзового зеркала можно считать металлической иконкой Мары.

zerkalo4.jpg

Рис. 4. Общий вид зеркала № 513

Зеркало № 513. Этот артефакт (КУЗ, с. 84, таблица 32) был найден в поселении Стайкин Верх и относится  к 1-му классу, 2-му отделу, 4-му типу 2-му варианту бронзовых зеркал. На нижней части ручки имеется изображение улыбающегося лика, причем нечто похожее было изображено на одном из этрусских зеркал (на обратной стороне). У меня возникло подозрение, что само это изображение содержит ряд надписей, и поэтому я привожу его отдельно для их чтения.

zerkalo5.jpg

Рис. 5. Моё чтение надписей на нижней части зеркала № 513

Моё выделение и чтение надписей. На рисунке 5 в обращенном цвете видны 4 любопытных силуэта. Силуэт № 1 показывает молящегося человека, вставшего на колени и двумя руками опершегося о посох. На силуэте № 2 можно видеть женский профиль в небольшой шляпке. Силуэт № 3 показывает человека в капюшоне, который возложил руки на силуэт № 4 - человека в треугольной шляпе, наклонившего голову и прижавшего кисти рук к плечам. Эта сценка весьма напоминает отпущение грехов. Вполне возможно, что с помощью этих силуэтов художник передал некоторые культовые позы.

Что касается смеющейся физиономии с высунутым языком, то такого рода изображение присутствовало на мезолитическом посохе мимы Мары, где высунутый язык передавался с помощью вставленного в отверстие рта камня (навершие посоха с шарообразной головой Мары было деревянным). Так что предварительная атрибуция данного зеркала - это зеркало мимы Мары. Чтение бровей и глаз изображения на обращенном в цвете рисунке её подтверждает: тут читаются слова МИМА ЯРА МАРЫ.

Изображение рта в прямом цвете из ломаных линий приводит к удивительному чтению - читается слово АСГАРД. Писатель Щербаков в книге «Асгард - город богов» полагал, что Асгард находился на территории Азии и отождествлял его с Ашхабадом. Другие исследователи помещали его в другие места. Мне данное имя города встречается впервые. А зубчики над и под изображением верхней губы образуют слова МИМА МАРЫ, что подтверждает предыдущие чтения.

Зубы изображения имеют форму надписи, напоминая рукописный почерк. В обращенном цвете на них можно прочитать слова СКИФ И САРМАТ. А нижняя губа в перевернутом виде вместе с высунутым языком в неперевернутом виде (это - лигатура руницы со значением БОГА) образует словосочетание МИМА БОГА МАРЫ. А в неперевернутом виде на нижней губе можно прочитать слова МИР ЯРА. Наконец, на украшении под нижней губой слева и справа читаются слова ПРОШУ ЯРА ВО МИМЕ МАРЫ. Из этого выражения следует, что обращаться с просьбой к Яру можно было через Мару, а к Маре - через миму Мары. Иными словами, опосредованное обращение к богу, которое существует в христианстве, существовало уже в русском ведизме.

Наконец, по краям  изображения нанесены три кирилловских буквы - слева Б, справа О и Г, образующие слово БОГ. Так что в целом и этот низ ручки бронзового зеркала можно считать иконкой богини Мары.

zerkalo6.jpg

Рис. 6. Два кружка по бокам ручки зеркала

Можно прочитать также надписи на двух кружках по бокам зеркала на верхней части ручки, дав эти изображения в прямом и обращенном цвете. На левом кружке читаются слова ЯРА МАРЫ МИМА, на правом - МИМА МАРЫ ЯРА, что идентично по смыслу и подтверждает надписи нижней части ручки.

Обсуждение. Первым непонятным моментом является присутствие на первой ручке наряду со словами СКИФЫ и САРМАТЫ слова РАДИМИЧИ. Географически расстояние между ними было невелико, однако если данное скифское зеркало относится к V-IV вв. до н.э., то радимичи жили в VIII-IX веках н.э., то есть, минимальное расстояние между ними по времени составляло 11-12 веков. Возможно ли это? Для составления определенного мнения прочитаем статью о радимичах в «Вмкмпедии».

«Ради́мичи - летописное объединение IX - XII веков традиционно считающееся славянским племенем. Согласно «Повести временных лет», «... были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне.»[1], с чем, однако, не согласен ряд исследователей. Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская области). Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 год. Место расселения радимичей ­- бассейн Сожа. В «Повести временных лет» сказано «... и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи»[2]. В летописном перечне княжений радимичей нет. Однако из других мест летописей понятно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско и до последних десятилетий X века сохраняли самостоятельность.

В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам: И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать[3]. В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Византию: Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь)[4]. В 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с воисками радимичейна реке Пищань (приток Сожа, близ современного Славгорода). Радимичи были разбиты. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом.

К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей - Кричеве (Кречют, 1136), Славгороде (Прапошаск, 1136), Гомеле (Гомий, 1142), Рогачёве (1142), Чечерске (1159). В связи с явным недостатком письменных источников изучение радмичей невозможно без привлечения широкого круга источников вещественных. Наиболее продуктивными в этом плане являются археологические исследования древних курганов. В XIX веке раскопками курганов радимичей занимались: Н. М. Турбин, А. С. Уваров, М. М. Филонов, Е. Р. Романов, Д. Я. Самоквасов, П. М. Еременко, В. Б. Антонович, М. В. Фурсов, С. Ю. Чоловский[5] и В. И. Сизов. В первой половине XX века исследования курганов кривичей вели такие исследователи как С. М. Соколовский, И. Х. Ющенко, И. А. Сербов, К. М. Поликарпович, С. А. Дубинский, С. Х. Бобрыкин, С. С. Деев и П. С. Ткачевский. Во второй половине ­- Ф. М. Заверняев, В. А. Падин, И. И. Артеменко, Г. Ф. Соловьева, Я. Г. Риер и В. В. Богомольников. Так, например, В. А. Падин исследовал радимичско-северский Кветунский могильник. В XIX веке было обнаружено, что в Посожье очень плотно сконцентрированы семилучевые височные кольца, считающиеся основным этноопределяющим признаком. В 1932 году была издана монография Б. А. Рыбакова[6], в которой радимичские курганы и их вещевые инвентари получили научную систематизацию. Кроме того, Б. А. Рыбаков очертил область расселения радимичей и показал хронологическую эволюцию радимичских курганов. Если судить по распространению семилучевых височных колец, то радимичская территория в X-XII веках занимала в основном бассейн нижнего и верхнего Сожа и междуречье Сожа и Днепра. Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. При этом заметно проникновение дреговичей на территорию соседей. На юго-востоке радимичи соседили с северянами. Граница между ними проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны, и на ее левых притоках радимичи соприкасались с вятичами или северянами.

На территории радимичей курганы с захоронениями по обряду трупосожжения немногочисленны. Основная часть их находится по берегам крупных рек ­- Сожа, Ипути и Беседи. Особенностью радимичского ареала является резкое преобладание курганов с трупосожжением на месте. При этом сожжение производилось в большинстве случаев не на горизонте, а на так называемой подсыпке. Г. В. Соловьева высказала предположение, что курганы с трупосожжением в насыпи можно считать специфически радимическими[7]. Однако подобные насыпи встречены и за пределами радимичского ареала[8]. Известны и радимичские курганы с трупосожжениями на горизонте. Размеры погребальных костров обычно имеют овальнокруглые очертания. Кальцинированные кости часто оставляли нетронутыми. В таких курганах можно видеть, что умерших клали на костер в направлении запад - восток. Однако определить, в какую сторону была направлена голова умершего, не удается. Только в одном кургане исследователям удалось определить восточную ориентировку трупа. Строение погребальных кострищ напоминает теремки-домовины. В радимичских курганах открыты и настоящие домовины.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:14 | 0.412sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



66 запросов. 0.570 секунд