В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 4, 2009

Две ручки скифских зеркал

Автор 19:32. Рубрика Чтения новых текстов

В радимичской земле зафиксировано несколько случаев неполного трупосожжения. В таких курганах известна как западная, так и восточная ориентировка умерших. Датировать их невозможно ввиду отсутствия вещей при погребениях. Большинство курганов с сожжением лишено вещей. По-видимому, предметы украшений обычно сгорали на погребальных кострах. Определить точную дату радимичских курганов с трупосожжениями очень трудно. Аналогичные курганы в других местах обычно датируют IX-X веками. Никаких материалов для датировки их более ранним временем в распоряжении исследователей нет. Раскопанные Г. Ф. Соловьевой курганы в Демьянках по бочонкообразным позолоченным и посеребренным бусинам относятся к X веку. В последней трети X века в земле радимичей появляются первые захоронения по обряду ингумации. Такие курганы более или менее распространены на всей территории радимичей. На месте, выбранном для сооружения кургана, разжигали костер. По-видимому, это реликт обряда кремации умерших. От таких костров в основаниях курганов оставался слой золы и мелких угольков. Такое кольцо, называемое исследователями «огненным кругом», составляет специфическую особенность радимичских курганов. Г. Ф. Соловьева считает, что «огненные кольца» относятся к X-XII векам и характерны для насыпей с трупоположениями[9]. Обычай устраивать ритуальные костры на месте захоронений бытовал в XI-XII веках. Но уже на рубеже XI и XII веков появляются курганы без остатков кострищ. Погребения в грунтовых ямах немногочисленны. Б. А. Рыбаков на основе находок монет датировал курганы с трупоположениями на горизонте XI-XII веками, а курганы с захоронениями в ямах ­- в основном XII веком[10]. Согласен с такой датировкой и В. В. Седов[11]. Положение умерших в радимичских курганах преимущественно с ориентировкой головой на запад, хотя захоронения с ориентировкой умершего головой за восток также не редки. В парных погребениях умершие, как правило, ориентированы в противоположных направлениях: мужчины ­- головой на восток, женщины ­- на запад. Очень редко встречаются женщины, погребенные головой к востоку. Трупоположения с северной ориентировкой в курганах радимичей встречены всего дважды. Такой обряд, связывают с финно-уграми.

Радимичский курганный инвентарь довольно многообразен, но большинство предметов имеет множество аналогий в курганах других общностей. Собственно радимичскими, как уже говорилось, являются семилучевые височные кольца. Щитки у них гладкие или орнаментированные дугообразными полосками. Исследователями замечено, что ранние височные кольца имеют более богатую орнаментацию, поздние ­- чаще лишены узоров. Семилучевые украшения носили по одному или по нескольку на каждом виске. Еще П. М. Еременко заметил, что при раскопках их обнаруживают «продетыми через полоску кожи, на одинаковом расстоянии, одно ниже другого»[12]. Встречаются в радимичских курганах и захоронения с исключительно перстнеобразными височными кольцами, а в кургане близ деревни Шапчицы вместе с пятью семилучевыми украшениями найден фрагмент проволочного завязанного кольца.

Шейные гривны обычно не встречаются у волынян, полян, древлян и дреговичей, зато достаточно обычны в землях радимичей. Ближайшие и многочисленные аналогии эти украшения находят в древностях Латвии и Литвы. Балтские прототипы имеет также шейная гривна с заходящими многогранными концами из кургана близ села Луговец. Балтское происхождение имеют также звездообразные (лучистые) пряжки, костяные привески в виде уточек, бронзовые спиральки, змееголовые браслеты и другие предметы, найденные в радимичских курганах. В радимичских курганах I-XII веков балтские элементы (восточная ориентировка, украшения) обнаруживаются в большем количестве, чем в ареалах других летописных общностей. Сей факт может свидетельствовать о меньшем влияний славян или их более поздним приходом на эти земли[13].

«Повесть временных лет» сообщает о ляшском происхождении радимичей: «... радимичи бо ... от ляховъ»[14] и «Быша же радимичи от рода ляховъ; прешедъше ту ся вселиша, и платять, дань Руси»[15]. Эти слова летописца оказали большое влияние на многих исследователей. Средневековые польские хронисты ­- Ян Длугош, Мацей Стрыйковский и другие, а также историки XVIII и XIX веков безоговорочно признавали польское происхождение радимичей. А. А. Шахматов пытался подкрепить летописное сообщение о ляшском происхождением радимичей лингвистическими данными, ссылаясь на то, что область радимичей принадлежит ныне к территории белорусского языка, в котором имеется много совпадений с польским[16]. Однако Е. Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей, показав самостоятельное развитие тех особенностей белорусского языка, которые сближают его с польским[17]. По мнению Е. Ф. Карского, летописное сообщение о ляшском происхождении радимичей свидетельствует не о том, что они были ляшским племенем, а о том, что они переселились на Сож из более западных регионов, где соседили с ляшскими племенами. Это мнение поддержал и Л. Нидерле, считавший первоначальной областью радимичей бассейны Буга и Нарева[18].

Неоднократно делались попытки определить область, из которой радимичи пришли на Сож при помощи картографирования топонимов с основой рад-. Однако такие топонимы, видимо, происходят от антропонима Радим, распространенного на куда большей территории, чем определяемые регионы. На основе данных гидронимики удалось установить некоторое сходство гидронимов Посожья с гидронимами небольшого участка Верхнего Поднестровья. Именно регион Верхнего Поднестровья и является, по мнению некоторых историков, той областью, из которой радимичи переселились в бассейн Сожа[19]. Однако связь между радимичами и дорадимичским населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне ощутили здесь влияние балтского населения. Также возможно сделать предположение о небольшой численности пришлых славян.

Большинство исследователей считают, что этноним «радимичи» имеет, балтское происхождение. Так наиболее близкими к этому термину являются литовские термины radimas ­- нахождение, radimviete ­- местонахождение[20]. Г. А. Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована к IX - X веку[21]. Летопись сообщает о происхождении радимичей от мифической личности Радима: «...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, - Радим, а другий Вятко,- и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи...»[22]. Эта легенда скорее отражает библейское мировоззрение автора, чем реальный исторический факт[23]».

К этой статье приложен список литературы:

  1. Повесть временных лет. М., 2002. С. 5.
  2. ↑ Повесть временных лет. М., 2002. С. 5.
  3. ↑ Радзивиловская летопись. М.26. Л. 11 об.
  4. ↑ Радзивиловская летопись. М.34. Л. 14 об.
  5. ↑ Фурсов М.В, Чоловский С. Ю. Дневник курганных раскопок ... в уездах Рогачевском, Быковском, Климовичском, Черниговском и Мстиславском. Могилев, 1892.
  6. ↑ Рыбакоў Б. А. Радзімічы. ­- Працы секцыі археолёгіі Беларускай АН. М., 1932. С 81-151.
  7. ↑ Соловьева Г. Ф. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII-XIV вв. н. э. (вятичи, радимичи, северяне). ­- СА, XXV., 1956. С. 141.
  8. ↑ Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 154.
  9. ↑ Соловьева Г. Ф. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII-XIV вв. н. э. (вятичи, радимичи, северяне). ­- СА, XXV., 1956. С. 162.
  10. ↑ Рыбакоў Б. А. Радзімічы. ­- Працы секцыі археолёгіі Беларускай АН. М., 1932. С 102.
  11. ↑ Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 155.
  12. ↑ Еременко П. М., Спицын А. А. Радимичские курганы. РАО, 8. 1895. С. 63.
  13. ↑ Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 150-156.
  14. ↑ Повесть временных лет. М., 2002. С. 5.
  15. ↑ Повесть временных лет. М., 2002. С. 27.
  16. ↑ Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. С. 25, 37-39.
  17. ↑ Карский Е. Ф. Белорусы. Варшава, 1903. С. 71, 72. Переиздано: Белорусы: Т. 1 - 3. - Москва, 1955-1956.
  18. ↑ Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 160-162.
  19. ↑ Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. С. 142, 143.
  20. ↑ Литовско-русский словарь под ред. Х. Лемхенаса. Вильнюс, 1971. С. 621.
  21. ↑ Харбургаев Г. А. Этнонимика «Повести временных лет». М., 1979. С. 196-197.
  22. ↑ Повесть временных лет. М., 2002. С. 28.
  23. ↑ Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. Мн., 1991. С. 34.

Итак, мы имеем ряд взглядов историков и археологов, который показывает, что одни склоняются к польскому, другие - к балтскому происхождению радимичей, и хотя связь с белорусами также не отрицается, этноним возводят в литовским словам. Между тем, по-белорусски слово РАДЗИМА  означает «Родина», так что РАДИМИЧИ - просто «люди данной родины, сородичи». К сожалению, для наших целей эта статья мало что дала.

Вероятнее всего, мы здесь опять имеем фантомный хронологический сдвиг. Упоминание скифов, сарматов и радимичей на одном бронзовом зеркале говорит о том, что они были современниками. Однако радимичи соприкасались только с русскими племенами, и потому датированы тем временем, когда они жили реально. А скифы соприкасались с «древними» греками, и потому были отнесены историками на 11-12 столетий назад. А потому их вроде бы и не могло быть во времена радимичей.

zerkalo7.jpg

Рис. 7. Фрагмент польской карты с указанием на размещение радимичей

Что касается географического размещения радимичей, то Википедия приводит польскую карту, на которую я нанес русские названия. Здесь можно видеть, что радимичи размещались к северу от Черного моря между дреговичами и вятичами. А скифы размещались южнее и восточнее (рис. 8) , и если бы их западную часть, Сарматию, поместить на ту же польскую карту, то они бы заняли территорию Хазарского каганата и уличей, соприкасаясь с полянами и северянами, через которых они опосредованно дотягивались бы и до радимичей.


zerkalo8.jpg

Рис. 8. Карта размещения скифов и сарматов из Википедии

Википедия даёт нам карту размещения скифов и  сарматов как единого народа (полагают, что персидского происхождения), граничащего на севере с народами уральской группы (угро-финнами), а на востоке - с народами тюркской группы языков. Скифия показана как весьма крупная страна. На другой, более подробной карте из Википедии (рис. 9), Скифия и Сарматия разделены, да и сама Сарматия делится на Европейскую и Азиатскую. При этом возможно, что в Сарматию входил и Крым; в любом случае он граничил с Сарматией, как это видно на карте.

zerkalo9.jpg

Рис. 9. Подробная карта размещения сарматов из Википедии

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.300sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.463 секунд