В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 15, 2007

Жертвоприношение и погребение

Автор 16:03. Рубрика Исследования по русскому языку

Василько Теребовльский. Археологами найдена интересная надгробная плита Василька. В существовании Василька Теребовльского, подвергшегося ослеплению, А.Т. Фоменко сомневается, и пишет по этому поводу следующее: «Города Теребовля, по имени которого назван Василько Теребовльский, сегодня почему-то не существует. И в летописях о нем больше не говорится ни слова. С другой стороны, как мы видим, история Василька Теребовльского является дубликатом событий, связанных с попыткой захвата престола в городе Твери (этот старинный русский город существует до сих пор). Не есть ли «город Теребовль» попросту искажение «города Тверь»? Звук «Б» часто переходит в «В» и тогда без огласовок имеем ТРБ-ТРВ»18. Между тем, этот город известен археологам, так же как и князь Василек. Более того, найдена усыпальница этого князя, и даже надгробная плита. Правда, город Василька, летописный Василев, находится на территории Украины, в Буковине. Вот что пишет по поводу крышки саркофага князя Василька украинский археолог Б.А. Тимошук (перевод с украинского наш): «Васильевский храм служил усыпальницей представителей феодальной знати. В его притворе стояло 5 каменных саркофагов длиной 2,1-2,2 м с остатками человеческих погребений. Самый старинный саркофаг (№3) был, очевидно, жертвой строительству. Иные 4 саркофага в форме скрынь стояли в притворе. Погребения в них сделаны по христианскому обряду, но с языческими пережитками... Особого внимания заслуживает саркофаг № 10, расположенный на складе у северной стены каменного храма. На верхней плите вырезан геометрический знак, «вавилон», символ зодчей мудрости, палочка с петлей , круг с вписанным крестом и др. Выделяются «знаки Рюриковичей» в форме двузубцев с отростком внизу – их тут 4. У первого из них отросток имеет форму простой палочки, у другого он раздвоенный, у третьего еще сложнее – раздвоение с перекрестием. В.Л. Янин пояснил, что при переходе от отца к сыну «знаки Рюриковичей» изменялись и утверждались. Допускаем, что знаки «Рюриковичей», вырезанные на надмогильной плите в Васильеве, были родовыми знаками Теребовльского князя Василька, которому в первой половине XII века принадлежали земли Среднего Поднепровья. Очевидно, строитель каменного храма в Васильеве был знатной особой княжеского рода»19. Из изложенного ясно, что саркофаг № 10 содержал останки Теребовльского князя Василька. Правда, «знаки Рюриковичей» на наш взгляд являются просто надписями славянского слогового письма, как и «вавилон», однако во всем остальном мы согласны с украинским коллегой. Было бы интересно прочитать знаки. Прежде всего отметим, что «вавилон» состоит из череды квадратиков и вертикальных палочек, ` |, / |, / |, что можно прочитать как ВОИ, ВОИ, ВОИ, то есть ВОИНЫ, ВОИНЫ, ВОИНЫ. Иными словами, «вавилон» на наш взгляд вовсе не является символом зодчей мудрости, а отмечает воинские захоронения. Основная надпись может быть прочитана так, как она изображена на рисунке, то есть ЦАРЮ-СОЛНЦУ. ВОЛЕЙ ЦАРЯ ВАСИЛЕВА КАМОНЕ ПЪЛИТЕ НЪ ТЕЛО ВОЯКИ ВАСИЛЕВИЧА. Этот текст можно перевести так: ЦАРЮ СОЛНЦУ. ПО ВОЛЕ ЦАРЯ ВАСИЛЬЕВА (ПОЛОЖЕНЫ) КАМЕННЫЕ ПЛИТЫ НА ТЕЛО ВОИНА (далее возможны варианты: либо СЫНА ВАСИЛЬКА, либо ГОРОДА ВАСИЛЬЕВА). Иными словами, царь (василевс, главнокомандующий) похоронен под этой плитой по своей собственной воле, но похоронен как воин города Васильева. Поскольку храм построен в XII веке, саркофаг относится, видимо, к чуть более позднему периоду.

Мое чтение надписей на плите Василька Теребовльского

Рис. 14. Мое чтение надписей на плите Василька Теребовльского

Тем самым, можно сказать, что под плитой лежит либо сам Василек, либо его сын, либо главнокомандующий его армии. Любой из вариантов чтения опровергает мнение А.Т. Фоменко о том, что о Васильке Теребовльском нет никаких подтверждений в истории, что он является лишь фантомным отражением событий в Твери. Кстати, Тверской «княжеский знак» совершенно не похож на знак из Теребовля, как это следует из статьи В.Л. Янина20. Здесь знак разлагается на отдельные графемы: ТЪ, БЕ и РЬ. Нет у них и слогового совпадения со словом «Теребовль», ТРБВЛ. Тем самым, сомнения А.Т. Фоменко в отношении князя Василька Теребовльского, как и его отождествление Теребовля с Тверью, на наш взгляд, не подтверждаются.

Детское надгробье. Надгробий домонгольского времени на территории Руси найдено очень мало, поэтому каждое из них заслуживает особого рассмотрения. Данный камень высотой 1,3 м был найден в селе Сыновичи Слонимского уезда Гродненской области Эммануилом Пустовским, который 3 ноября 1913 ода послал в Краков его прорисовку. Камень относится к периоду IX-XIII в., не атрибутирован, его надпись не прочитана до сих пор21.

Надпись выполнена в три строки. На мой взгляд, здесь применено обычное славянское слоговое письмо, которое имеет такое чтение: внизу написано БЕБИ, т.е. РЕБЕНОК, так что сразу ясно, что речь идет о детском надгробье. Наверху, на первой строке, цифра 1 или ПЕРВЫЙ нанесена на знак ЛЕ; второй знак – ТО. Два последних знака обычно читаются звонко, ЖЕ/ЖИ, но здесь – глухо, ШЕ/ШИ, а их параллельные мачты образуют знак ДИ. Образуется слово ШЕДЬШИ. В целом верхняя строка читается так: ПЕРЬВОЕ ЛЕТО ШЕДЬШИ, т.е. ШЛО ПЕРВОЕ ЛЕТО (УМЕРШЕМУ РЕБЕНКУ).

Вторая строка начертана курсивом. Это – первый образчик курсива, который нам встретился в слоговых надписях. Строка читается: СЪПИ, РУСИ ВЪ НЕБЕ! Это можно понять как СПИ НА НЕБЕ РУСИ! Как считали, невинная душа ребенка летит прямо на небо. Перед нами – обычная поминальная надпись. Опять можно обратить внимание на то, что ни имени, ни фамилии ребенка нет.

Данный памятник интересен в нескольких отношениях. Он нам показывает, кто похоронен (РЕБЕНОК), в каком возрасте (НА ПЕРВОМ ЛЕТЕ), и где (НА РУСИ). Каждая строка исполнена своим стилем: верхняя – нейтральным, средняя – курсивом (для подчеркивания родительской любви), и нижняя – строгим иероглифом (знак в знаке), самым торжественным шрифтом. В целом надпись продумана и выполнена весьма профессионально. Ее чтение я тоже опубликовал22. Таким образом, становится понятным, какого рода детские надгробья существовали в языческое время.

Мое чтение надписей на камне из села Сыновичи

Рис. 15. Мое чтение надписей на камне из села Сыновичи

Деревянные надгробья. Каменные памятники ставили люди зажиточные. Естественно предположить, что менее богатые люди довольствовались более скромными деревянными стелами. Но как они выглядели, оставалось неясным.

На помощь пришла небольшая заметка о деревянных надгробьях 20-х-30-х гг. ХХ века на старообрядческом кладбище в деревне Кучкас под Каргополем23. В 1935 году во время командировки на Верхнюю Пинегу известный писатель М.И. Пришвин случайно оказался на кучкасском кладбище, где увидел «среди покосившихся или вовсе завалившихся беспризорных христианских крестов... новые памятники, разного рода коряги, лесные шишиги, колья, отесанные и неотесанные и просто палочки... Однако таких случайных палочек было сравнительно немного, почти на всех кольях были какие-то рубыши топором, означавшие “знамя” умершего: такие рубыши охотники ставят в лесу на деревьях у своих путиков, и у каждого охотника есть свое родовое “знамя”. ... Тут в человеках в один миг рассеялся туман христианской культуры; невеселый вид, однако, имели и эти показавшиеся из тумана “языческие” лесные коряги с охотничьими знаменами»24. Таким образом, место нахождения деревянных намогильных памятников языческого типа было установлено.

В 1971 году кладбище обследовал И.Н. Шургин из Москвы. Он пришел к выводу о том, что намогильные столбы, уже не новые, были двух типов. Одни имели квадратное поперечное сечение, ровные грани и двускатную кровельку с охлупием, под которой верхушка столбов стесывалась на нет. Под коньком кровельки, в одну из двух граней столба врезалась литая медная иконка или крест с распятием. Все памятники этого типа были одинаковой формы и различались только высотой от земли в пределах от 60 до 100 см при толщине 14 см. Это — типичные старообрядческие памятники, которые, по терминологии М.В. Красовского (историка русской архитектуры), называются “намогильничками” или “намогильными столбиками”25. Они ставились старообрядцами Архангельской и Олонецкой губерний тем покойным, которые ели достойную жизнь и тем самым “намолили” себе крест или иконку. Легко видеть, что памятники этого типа являются переходными формами между обычными христианскими крестами и памятниками второго типа. С моей точки зрения, таковы были христианские надгробья до церковного раскола в конце XVII века у всех православных христиан, которые после победы Никона приняли форму креста.

«Особый интерес вызвали столбы второго типа: именно они имели необычный вид и только на них в середине были вырублены замеченные М.М. Пришвиным “знамена”, а также буквы — возможно, инициалы погребенных. Эти столбы завершались не кровлей, а грубо вырубленными подобиями то пирамиды, то цилиндра, куба или восьмигранника со стесанными верхними и нижними ребрами (как бы “граненого шара”). Ниже размещались дополнительные элементы обработки в виде ряда кольцевых зарубов», — продолжает И.Н. Шургин26. Далее он довольно подробно описывает форму каждого из деревянных столбов; меня же интересует, действительно ли надписи, начертанные на столбах, являются инициалами погребенных. На мой взгляд, намогильные столбы фаллического типа имеют надписи, выполненные плохими слоговыми знаками, иногда чередующимися с кирилловскими буквами. На первом столбе я читаю смешанную надпись: СЬТЪЛАВЯНЪСЬКО ТЕЛО (ТЕЛО СЛАВЯНИНА). Следовательно, никаких инициалов покойного на нем нет. На втором: СЬТЪЛАВЯНЪ ЖЬ (ЖЕНЩИНА-СЛАВЯНКА), на третьем СЛАВ(ЯНИН), на четвертом СЬТЪЛАВАНЕ, ТЕЛО ЖЕНЪСЬКО, то есть СЛАВЯНЕ, ЖЕНСКОЕ ТЕЛО, на пятом — кириллицей СЛАВЯНЕ и руницей СЪЛАВАНЕ (СЛАВЯНЕ) и РУНЕ (НАДПИСИ). На сегодня эти надписи можно считать наиболее поздними свидетельствами бытования слогового письма в России. Вместе с тем, интересно, что никакого упоминания имен покойных на столбах нет. А покойник именуется “телом”. Различается лишь пол, да и то указывается только пол женщин. Исследователь отмечает, что, по рассказам старожилов, «на кладбище столбами отмечены могилы тех покойников, которые при жизни себе креста не намолили»27. Правда, по словам старожилов на столбах начертана “пята огородная”, то есть метка, которую каждый хозяин вырубал на жердях своего участка ограды. Как видим, это мнение старожилов не соответствует действительности: на жердях вряд ли пишут слова типа ЖЕНСКОЕ СЛАВЯНСКОЕ ТЕЛО. Стало быть, так были оформлены могилы рядовых, ничем не примечательных членов старообрядческой общины. Возможно также, что имелась и вторичная маркировка: один выпуклый поясок под навершием столба символизировал мужчину, тогда как два — женщину.

Намогильные столбы деревни Кучкас

Рис. 16. Намогильные столбы деревни Кучкас

Помимо столбов имелись и бревна. По мнению исследователя, данный памятник «был фигурно обработан на половине высоты. Его венчающая часть. В форме шаровидного многогранника (или восьмигранной пирамиды со стесанными вверху и внизу гранями и квадратными боковинами), возвышались на амфороподобном основании. В нижней половине памятника были вытеснены рядом две небольшие плоскости, на которых вырублено знамя в виде горизонтальной цепочки из трех коротких насечек: две на одной плоскости, а третья — на другой»28.

Мое чтение надписей на намогильных столбах

Рис. 17. Мое чтение надписей на намогильных столбах

На мой взгляд, надписи здесь совсем иного толка. Фотография в сборнике очень плохая, но после обработки на ней можно выделить слова, начертанные кириллицей и руницей,расположенные вдоль ствола ...ВЯНЕ. ДРЕВО. РУСЬ. ВОЛОГДА, то есть СЛАВЯНЕ, ДРЕВО, РУСЬ ВОЛОГДА. Из этого следует, что под данным памятником находится несколько тел, причем они относятся к Вологодской губернии. Затем можно чуть ниже дважды прочитать слова ВОЛОГОДСКА РУСЬ. Вдоль также расположено множество знаков, из которых можно выделить слова СЬТЪЛАВАНЪ, РУСЬ ВЛО..., то есть ВОЛОГОДСКАЯ РУСЬ СЛАВЯН. Поперек внизу ствола можно прочитать надпись РУСЬ РУНЪ ВОЛОГОДСКА, то есть НАДПИСИ ВОЛОГОДСКОЙ РУСИ. С моей точки зрения, такой намогильный памятник поставлен над братской могилой.

Мое чтение надписей на надгробье в виде дерева

Рис. 18. Мое чтение надписей на надгробье в виде дерева

Часть данных чтений я опубликовал29. Теперь можно представить, каковы были намогильные деревянные памятники в языческое время.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.31MB | MySQL:11 | 0.420sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

управление:

. ..



20 запросов. 0.586 секунд