В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 15, 2007

Жертвоприношение и погребение

Автор 16:03. Рубрика Исследования по русскому языку

Общие выводы. Данная статья получилась короткой, поскольку материала оказалось мало, и собирался он с большим трудом. Тем не менее, удалось рассмотреть надпись о календарной приуроченности кровавой жертве к весне, браслет кровавой жертвы, футляр и модель топора палача, маску жертвы, 4 браслета бескровных жертв, 2 каменных и 6 деревянных надгробий, один крест, 3 перстня жрецов Перуна и 2 перстня и браслет погребаемых женщин — всего 24 предмета, имеющих отношения к жертвам и погребениям.

Лопастицкий крест

Рис. 21. Лопастицкий крест

Первое, что хотелось бы отметить — это отсутствие внешних данных о погребенных в обычных языческих погребениях. Насколько я понял, либо подавляющее большинство населения хоронили в братских могилах, где отмечали лишь этническую принадлежность покойников и их область (княжество), либо хоронили под индивидуальными фаллическими столбиками, где к тому же отмечали женский пол, а о покойнике писали СЛАВЯНСКО ТЕЛО. Это не следует понимать как полную обезличку, поскольку хоронили обычно людей в их праздничных костюмах, где у женщин на фибулах (иногда на перстнях), а у мужчин на поясных наборах было отмечено имя и фамилия или прозвище, а иногда и род деятельности. При этом некоторые поясные кольца сохраняли информацию даже при деформации в пламени погребального костра. Так что информация о покойниках была, но не снаружи, а внутри могилы. Возможно, такие действия были выработаны в течение веков для того, чтобы грабители могил не могли получить предварительных сведений о степени богатства усопших.

Мое чтение надписей на Лопастицком кресте

Рис. 22. Мое чтение надписей на Лопастицком кресте

В этом смысле языческие могилы беднее христианских. Но и ранние христианские надгробия в виде каменных крестов весьма скупы на информацию, так что традиция писать на крестах и памятниках данные пришла позже, когда хоронить стали возле церкви, где храмовые работники брали на себя обязанность по охране могил; с другой стороны, поясные наборы перестали изготовляться; вместе с определенным покроем одежды они вышли из моды.

С другой стороны, предназначенные к погребению женщины получали перстни со словами В МОГИЛУ МУЖА, а предназначенные к принесению в жертву лица обоего пола одевали браслеты со словом ЖЕРТВА. Казнь совершалась особым ритуальным топором, очень широким в области лезвия, и снабженном крючьями. Все кровавые жертвы делались только в честь бога Перуна. Жертвы могли быть обставлены как кровавые, и в них тоже мог фигурировать ритуальный топор палача, однако жертвоприношение приносилось условно — тогда оно посвящалось богине Живе. Топор палача хранился в специальном кожаном чехле, и процедура расчехления, видимо, как и процедура надевания перстней, браслетов и масок входила в ритуал жертвоприношения.

Возможно, существовали и другие бескровные жертвоприношения женщинами; в этом случае на их руки надевали богатые и престижные створчатые браслеты, завезенные в Новгород из Перуновой Руси, из Литвы. Такой тип жертвоприношений существовал недолго, лишь в XIII веке.

Несмотря на краткость периода официального существования человеческих жертвоприношений на Руси в Х веке (с 980 по 988 гг.), от него остались археологические памятники. Можно предполагать, что кое-где в глубинке Руси очень редко этот обычай удержался еще на несколько десятилетий. Полагаю, что именно кровавые человеческие жертвы делают Х век на Руси “самым средневековым”, то есть концентрируют самые сильные отличия средневековой Руси от обычаев наших дней.

Литература

1. Петрухин В.Я. Жертва // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995, с. 31

2. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001, с. 156

3. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х-XV вв.). М., 1981, с.116

4. Изюмова С.А. Кожевенное и сапожное ремесла Новгорода Великого // Труды Новгородской археологической экспедиции, т. 2. М., 1959, с. 247, рис. 10

5. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 27, рис. 7-9

6. Там же, с. 26.

7. Там же, с. 27, рис. 7-8

8. Никольская Т.Н. Древнерусский Серенск — город вятичских ремесленников // КСИА, 1971, вып. 125, с. 79-81

9. Никольская Т.Н. Земля вятичей. Кистории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М., 1981, с. 262, рис. 97

10.Шрадер О. Индоевропейцы. Перевод с немецкого, часть вторая. СПб, 1913, с. 181-182

11.Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 124, рис. 46-9 и 46-11

12.Чудинов В.А. Русские слоговые надписи на ювелирных изделиях // Вестник МЭГУ, 1998, № 1 (9), с. 79, рис. 2

13.Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода..., с. 133, рис. 50-15

14.Там же, , с. 117, рис. 44-2 и 44-4

15.Там же, с. 117, рис. 44-5 и 44-6

16.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988, с. 714

17.Шилов Ю. Космические тайны курганов. М., 1990, с. 89

18.Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Факты. Статистика. Гипотезы. В двух томах. Издание второе. Т. 1.,М., МГУ, 1996, с. 101-102

19.Тимощук Б.О. Давноруська Буковина. К., 1982, с. 151

20.Янин В.Л. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей // КСИИМК вып. 62, 1956, с. 12, рис. 5

21.Древности Белоруссии в музеях Польши. Минск, 1979, с. 127, рис. 81-11

22.Чудинов В.А. Надпись на детском надгробье // Экономика. Управление. Культура. Сборник научных работ Государственного университета упраления, вып. 2. М., 1998, с. 273

23.Шургин И.Н. Деревянные намогильные памятники кладбища деревни Кучкас на Верхней Пинеге // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сборник трудов. Каргополь, 1996, с. 189-190, рис. 1-5

24.Пришвин М.М. Собрание сочинений, т. 4, М., 1983, с. 656-657

25.Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Пг., 1916, с. 124

26.Шургин И.Н. Деревянные намогильные памятники..., с. 174

27.Там же, с. 177

28.Там же, с. 176-177

29.Чудинов В.А. Слоговые надписи ХХ века из-под Каргополя // Третьи культурологические чтения. Сборник кафедры культурологии ИППК МГУ серии «Науки о культуре и человеке». М., 1998, с. 122, рис. 1

30.Antoniewicz Włodzimierz. Z badań archeologicznych w Górnem dorzeczu Dniestru // Wiadomości archeologiczne. W., 1921, t. 6, с. 93, рис. 3

31.Rauhut Lechosław. Wczesnośredniowieczne materiały z Terenów Ukrainy w państwowym muzeum Archeologicznym w Warszawie // materiały wczesnośredniowieczne. Warszawa, 1960, t. V, табл. ХVI

32.Чудинов В.А. Надписи на плоских перстнях // Четвертые культурологические чтения. ИППК МГУ и Института Молодежи. Вопросы истории культуры и краеведения. М., 1999, с. 46

33.Равдина Т.В. Шишимровские курганы // Культура древней Руси. М., 1966, с. 225, рис. 3-3

34.Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1988, с. 39

35.Уваров А.С. Примечания // Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1988, с. 39

36.Янин В.Л. К вопросу о дате Лопастицкого креста // КСИИМК, вып. 68, 1957, с. 31

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.3MB | MySQL:11 | 0.426sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.455 секунд