В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Сентябрь 18, 2009

Иконка из Витебска

Автор 12:36. Рубрика Надписи на иконах

Иконка из ВитебскаВ.А. ЧудиновЭтим летом по приглашению из Витебска я побывал на интереснейшей экспедиции на катамаранах. В воскресенье 14 июня 2009 года во время общего обеда в базовом лагере ко мне подошла женщина, которая держала в руках небольшую бронзовую иконку с вариантом Владимирской Божьей матери. Татьяна Владимировна Борисевич получила это изображение Богоматери с младенцем Иисусом в наследство от своей бабушки. Очевидно, что-то ее в данном лике не вполне устраивало, отчего она обратилась ко мне с просьбой исследовать изображение на иконке более тщательно. Я принял предложение и по моей просьбе Леонид Шершнев сфотографировал иконку с лицевой и с задней стороны.

ikona1.jpg

Рис. 1. Общий обед, во время которого меня попросили рассмотреть иконку

Внешний вид. Уже при первом визуальном осмотре меня поразило то, что на рукаве Иисуса, на плече виднелась надпись ЯР. Яр, а не Иисус? Для христианской иконы это странно. Тем более что слева от лика виднелась явная надпись IС ХС, то есть, Иисус Христос. Еще более интересным было то, что на обороте можно было прочитать слова ЯРА МАСКА и ЯР. Таким образом, иконка была явно и древняя, и сделанная в храме какого-то ведического бога. Она представляла несомненный интерес. Я поблагодарил Татьяну Владимировну за ценный экземпляр, и вот теперь, дома, имею возможность прочитать соответствующие надписи. Разумеется, не все, а только те ключевые, которые могут пролить свет на происхождение и предназначение иконки.

ikona2.jpg

Рис. 2. Внешний вид иконки из Витебска

Как видно из фотографии, иконка была небольшой, не более десяти сантиметров по вертикали, и сделана из очень светлой бронзы. Значительную часть изделия занимает рамка, где бронза образует геометрический и цветочный орнамент, а поля залиты голубой эмалью. Внутренняя сторона рамки образована витым бронзовым кантом, а изображение Богородицы с младенцем на руках окружено белым и тёмно-синим фоном, из которого проступает растительный орнамент с веточками и листочками и виноградной гроздью. Обе фигурки облачены в ткани, и голыми остались только стопу младенца, а также кисти рук и лица персонажей. Явных надписей на телах матери и сыне нет.

ikona3.jpg

Рис. 3. Моё чтение микронадписей иконки

Чтение надписей лицевой стороны. Надписей на иконке очень много, однако, они очень маленькие и размещены в прорезях. Сначала я рассматриваю фрагмент с рукой матери, поддерживающей ребенка. Здесь на фрагменте, обведенном черной рамочкой, можно прочитать выбитые очень мелкими буквами (в доли мм) слова: МАСКА ЯРА, ЯРА. На фрагменте в белой рамочке читаются слова МАРЫ ХРАМ. Таким образом, из этих слов можно понять, что перед нами МАСКА во втором смысле слова, то есть, ИКОНА ЯРА, принадлежащая ХРАМУ МАРЫ.

В верхней черной рамочке я читаю текст ЯРА МАРЫ ХРАМ, который уточняет, что храм принадлежал не просто МАРЕ, но МАРЕ ЯРА. Затем я рассматриваю область иконки ниже нижнего фрагмента, обведенного черной рамочкой, но поворачиваю его на 90 градусов вправо. Здесь можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ, МАСТЕРСКАЯ. Тогда как над тем же нижнем фрагментом находится область белой эмали с синей надписью, гласящей ЛИК МАРЫ С ЯРОМ, ХРАМ МАРЫ. Это и есть название иконы.

Как я уже и писал, на плече у младенца имеется подпись ЯР, а на фрагменте, представляющем низ левой руки Богоматери, между пальцами читается надписи МИМА, МИМА, тогда как под рукой я читаю длинную надпись ЯРА МИМЫ МАСТЕРСКАЯ. Из этой последней надписи следует, что иконка принадлежала миме Яра Мары, и была изготовлена в ее мастерской. Это показывает неимоверную ценность данной иконки.

ikona4.jpg

Рис. 4. Оборотная сторона иконки

Чтение надписей оборотной стороны иконки. Я попросил Леонида Васильевича Шершнева сфотографировать также обратную сторону иконки, но не предупредил его выключить вспышку и постараться заснять поверхность, отражающую свет внешнего источника, ибо надписи на этой стороне выделялись только тогда, когда поверхность блестела. А при обычном режиме съёмки надписи получились очень тусклыми, едва различимыми.

ikona5.jpg

Рис. 5. Моё чтение надписей оборотной стороны

На оборотной стороне я читаю на фрагменте, обведенном черной продолговатой рамочкой: ЯР, ЯР. Внизу фрагмент, очерченный квадратной черной рамочкой, даёт больше слов: ЯРА МАРЫ ХРАМ. И, наконец, на фрагменте в белой рамочке я нахожу те слова, которые прочитал при визуальном осмотре - ЯРА МАСКА.

Обсуждение. Впервые мысль о том, что сюжет Богоматери с божественным младенцем восходит к ведическим временам, посетила меня год назад, когда я рассматривал сюжет о беседе якобы португальца Маттео Риччи с якобы китайским мандарином. На этой гравюре была изображена икона девы Марии с младенцем Иисусом, тогда как при ближайшем рассмотрении дева Мария оказалась Марой, а Иисус - Яром. Тогда меня это весьма удивило, но само изображение не было достаточно явным, так что правильность моего чтения у читателя могла вызвать сомнения. Сейчас на данной иконке выбитые надписи хорошо видны и сомнений не вызывают. Таким образом, происхождение иконы («маски» в ведической терминологии) девы Марии от маски Мары с младенцем Яром данной иконкой подтверждено.

Понятна и дальнейшая судьба данного сюжета. После того, как Мара, которая появляется в русском пантеоне раньше Рода и Яра, стала Марией, появляется особая разновидность ведической религии, когда Мария (теперь уже не Мара) есть, а соответствующего ей младенца Яра уже нет. Позже появляется и он, но под другим именем, в виде Христа (слегка видоизмененный Хорс?), и тогда мариинство сменяется полноценным христианством.

Надписи о том, что перед нами не Иисус, а Яр и не дева Мария, но Мара присутствуют на данной иконке многократно. Более того, первой хозяйкой иконки являлась мима храма Мары (то есть, как минимум настоятельница данного храма), которая, видимо и поручила изготовление данного артефакта подчиняющейся ей мастерской храма Яра Мары. Там иконку и изготовили, сделав красивый декор, поскольку пользоваться этим предметом должна была сама мима.

Трудно сказать, в каком именно веке иконка была изготовлена. Но не подлежит ни малейшему сомнению то, что она отражает каноны русского ведизма, а не христианского православия. Так что если она была создана староверами, то может быть довольно молодой, но если ее изготовили до никоновской реформы, то она может относиться к XVII веку или быть еще старше. В любом случае, перед нами находится интересный культовый предмет в качестве реликта дохристианской веры.

Заключение. Выезд в другие города может обернуться экспедицией, если он приводит к знакомству с артефактами, отражающими дохристианскую культуру Руси.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7MB | MySQL:11 | 0.213sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

управление:

. ..



20 запросов. 0.350 секунд