В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 27, 2008

Краеугольный камень будущей литотеки

Автор 10:01. Рубрика Священные камни

Краеугольный камень будущей литотеки

В.А. Чудинов

Я уже писал о том, что Леонид Яковлевич Литовский собирается создать в одном из лицеев Волгограда музей истории письменности (ЧУ1), куда он также желает поместить один из найденных ранее и хранящихся в другом месте камней с надписями. А саму статье об этом камне (ЧУ2) я заканчивал такими словами: «Каждый культовый камень не похож на другие. И каждый из них несёт крупицу знания о быте наших предков, о том, как они себе представляли своих богов и их служителей, мимов, какие надписи и в каком виде они нам оставили, каким примитивным способом изображали явные рисунки, и как вписывали ведические реликты в новую христианскую реальность. Так что, собирая такого рода экспонаты, мы постепенно создаём литотеку - хранилище наиболее древних и наиболее устойчивых к разрушительному действию времени предметов, камней с надписями». Идея создать литотеку весьма понравилась Леониду Яковлевичу, и он обнаружил еще два камня, фотографии которых он любезно предоставил мне. Его, естественно, интересовал вопрос: имеются ли и на них какие-либо надписи? Также его интересовало, имеются ли надписи и на других сторонах уже рассмотренного камня. Этой проблеме и посвящена данная статья.

litoteka1.jpg
Рис. 1. Общий вид первого камня

Рассмотрение первого камня. Хотя камни еще лежат в земле, как это видно на рис. 1, однако о первом камне можно высказаться более определенно. Хотя на сегодня камень покрыт лишайниками, пылью и землей, тем не менее, в его левой части имеется чашеобразное углубление, окаймленное перпендикулярными штрихами, что позволяет видеть в этом изображении некий солнечный символ, а тем самым, отнести камень к артефактам. До сих пор такого рода изображения на камне мне не встречались. А наличие данных штрихов как продуктов человеческой деятельности даёт основания предполагать, что на камне находятся и надписи. И действительно, в выделенных фрагментах верхней части камня я читаю слова ХРАМ ЯРА, а в нижней части - ЯРА МАРА. Это - обычные надписи, которые я многократно встречал на камнях.

litoteka2.jpg
Рис. 2. Моё чтение надписей на первом камне

Солнечный диск, изображенный на камне так, что лучи слева попадают внутрь солнечного диска, а лучи справа, вне его, справа внизу имеет выщербленный кусок. Правее этого места на лучах можно прочитать слово РУСЬ, а несколько далее - ЯРА. Это - наиболее крупная надпись данного камня. Чуть ниже, в белой прямоугольной рамочке содержатся буквы меньшего размера, образующие текст ХРАМ ЯРА.

Очень малоконтрастная надпись содержится в длинной горизонтальной прямоугольной рамочке слева. Я ее читаю в обращенном цвете. Она гласит: ЯРА МАСКА. Из нее следует, что ложбинка предназначалась не для сбора воды, а для помещения в нее маски Яра (как известно, Яр или Ярило был, в том числе, и богом Солнца). Замечу при этом, что кусок из нижней части был выломан очень давно, ибо место излома было обработано так, что справа было изображено анфас лицо бородатого мужчины, чуть наклоненное влево, но повёрнутое слегка вправо. Как обычно, на глазах можно прочитать надпись - ЯР. А на самом изломе читаются слова МАСКА ЯРА. Не исключено, что здесь было специально выломано место для размещения второй маски русского бога Яра. Чуть ниже в рамочке мы читаем надпись ЯР, а левее мы видим в белой рамочке мелкое изображение мужчины в полный рост с подписью так же, ЯР. Наконец, выше, имеется место еще для одной маски. Сама маска, видимо, имеет форму щита, а наверху на ней написано слово МАРА.

Теперь становится понятным назначение камня. Это так называемый МОСТ, то есть стол, на котором хранились маски. В данном случае в углублении помещалась наиболее крупная и, видимо, парадная маска Яра, бога Солнца (окруженная солнечной короной), снизу имелось место для повседневной маски Яра, а слева - место для маски его частой спутницы, Мары Яра. Это подтверждают и надписи справа в черных рамочках: ХРАМ ЯРА и МАСКИ ЯРА.

litoteka3.jpg
Рис. 3. Общий вид второго камня

Рассмотрение второго камня. Второй камень безо всякого всматривание в его поверхность, на которой видны разного рода линии и углы, производит впечатление обработанного рукой человека. Такого рода камень я вижу впервые. Вместе с тем, данные линии не похожи ни как протокириллицу, ни на руницу (замечу, что мои недоброжелатели меня часто обвиняют в том, что я читаю знаки неизвестного происхождения. Так вот, в данном случае я эти знаки прочитать не могу). Это, однако, не означает, что на камне нет более мелких и более понятных надписей.

litoteka4.jpg
Рис. 4. Моё чтение надписей на втором камне

Одну надпись я обнаружил на лицевой поверхности камня, но она была обведена овальной каёмкой. Такого рода овальная рамочка существует и на египетских иероглифических надписях вокруг имени фараона, но там она носит название «картуш». О существовании картушей на древних культовых камнях из России я раньше не знал. Теперь я знаю. Надпись внутри картуша (я читаю ее в обращенном цвете) гласит: ХРАМ ЯРА. Другие надписи нанесены на боковые поверхности рельефных валиков. Они находятся на мало освещенной поверхности и потому приходится особенно напрягать зрение, чтобы из прочитать, так что достоверность этого чтения ниже, чем предыдущей надписи. Вроде бы здесь написаны такие слова: РУСЬ ЯРА, ЯРА ХРАМ и еще раз ЯРА ХРАМ. Иными словами, весьма привычные и знакомые надписи.

Таким образом, русские надписи на двух камнях имеются, однако если назначение первого камня вполне понятно, то второй камень для меня продолжает оставаться загадкой.

litoteka5.jpg
Рис. 5. Новое положение уже известного камня

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.216sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.361 секунд