В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 26, 2007

Надписи на предметах крестьянского хозяйства

Автор 08:33. Рубрика Чтения новых текстов

Лемехи. Лемех — это режущая пласт часть сохи. На рассматриваемом изделии уже с его середины отдельные знаки надписи сливаются в сплошное месиво, становясь абсолютно неразличимыми внизу. Тем не менее, вверху можно различить слово с двумя слоговыми знаками МАСТЪРЪ, то есть МАСТЕРА, а чуть ниже — кирилловское слово МАКАРА, что означает МАСТЕРА МАКАРА. Так что перед нами — обычное клеймо мастера. Однако ниже самыми разными способами начертано одно и то же слово — МАКАРА, где я выделяю три его написания, поскольку на них можно различить все буквы или знаки, но оставляю без внимания по крайней мере еще три таких же написания ниже, где видны буквы М и А. Подозреваю, что справа, в гуще знаков, может быть начертано еще не менее трех этих слов, так что свое имя Макар начертал не менее десяти раз. А между тем, название изделия тут не указано.

И на лемехе сохи из Серенска, где надпись идет вдоль лезвия10, я читаю то же имя, возможно, того же кузнеца. Смешанная надпись гласит: МАСТЪРСКАЯ МАСЬТЪРЪ МАКЪРЪ, то есть МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА МАКАРА.

Мое чтение надписи на лемехе сохи из Слободки

Рис. 8. Мое чтение надписи на лемехе сохи из Слободки

Правда, на боковой грани начертаны едва различимые знаки и лигатура. Знаки образуют слово ЛЕМЪХ, тогда как лигатура разлагается в слово СЕРЕНЪСЬКЪ, то есть ЛЕМЕХ, СЕРЕНСК.

Следовательно, название изделия и город-изготовитель помечались на боковой поверхности, что на лемехе из Слободки было невозможно прочитать (знаки там слились в сплошную массу). На нижней боковине сохи из Серенска с трудом читается имя МАКАРА. Иными словами, Слободка и Серенск снабжались лемехами из одной мастерской мастера Макара. Фамилия его на данных изделиях отсутствует.

Серпы. Орудием жатвы, которым на Руси работали преимущественно женщины, были серпы. Два серпа были найдены в Слободке11, и надписи на них примерно одинаковы. На первом можно прочитать смешанную надпись СЕРП, СЕРП МАСТЪРЪ ОЗЬКЪРЪ, то есть СЕРП МАСТЕРА ОСКАРА. Затем еще раз написаны слова ОСЬКЪРА, ОЗЬКЪРА, СЕРЪП и СЕРП, то есть ОСКАРА и СЕРП.

надписи на лемехе сохи из Серенска

Рис. 9. Мое чтение надписи на лемехе сохи из Серенска

Мое чтение надписи на серпах из Слободки

Рис. 10. Мое чтение надписи на серпах из Слободки

Начертание СРП я понимаю как Серп, хотя его можно трактовать и как СЕРЪПЪ, то есть начертанным целиком руницей. Имя мастера, как легко видеть, повторяется многократно. Вероятно, это была скорее норма, чем отход от нее. Второй серп практически не отличается от первого. Здесь можно найти те же слова СЕРП МАСТЪРЪ ОСКЪРЪ, то есть СЕРП МАСТЕРА ОСКАРА. При этом слово СЕРП и МАСТЪРЪ начертаны еще раз, а слово ОСКЪРЪ всего встречается 4 раза. Так что предположение насчет нормы многократного повторения имени мастера тут подтверждается. Обломок еще одного серпа был найден на Южном городище Старой Рязани12. Надписи на нем читаются с трудом, но все же в левой части можно найти знаки, расположенные в столбец со словом МАСТЪРА, то есть МАСТЕРА. То же слово можно прочитать в центре серпа. Справа вверху, примерно посередине, читается слово СЕРЪПЪ, начертанное руницей, то есть СЕРП; на левой части, ниже первого, читается еще одно слово МАСЬТЪРЪ, то есть МАСТЕРА, идущее тоже столбцом, а наверху левой половины с трудом можно выделить слово ПАНОВА. На правой части внизу можно прочитать слово РЖЕВ, что, видимо, означает название города, где размещалась мастерская Панова. Наконец, на изгибе ручки можно прочитать написанное кириллицей слово КОРОБ, что, видимо, означает, что серп следует хранить в специальном коробе для серпов.

Мое чтение надписи на серпе из Южного городища Старой Рязани

Рис. 11. Мое чтение надписи на серпе из Южного городища Старой Рязани

Заключение. Рассмотрение металлических инструментов крестьянского труда показывает, что крестьянских пометок на нем практически нет. Вероятно, царапать металл было трудно, так что если крестьяне и делали какие-либо пометки, то скорее всего на кости или дереве. Однако деревянные ручки не сохранились, а на костяных пластинках или наконечниках надписи действительно имеются, хотя и в небольшом числе. Не следует забывать также, что крестьяне, видимо, представляли собой наименее грамотную часть населения. На костяной пластинке крестьянин отдает кому-то, возможно, сыну, распоряжение надеть какую-то деталь с телеги; на другом изделии из кости крестьянин пишет УДОБНАЯ КОСА.

В остальном, однако, преобладают надписи изготовителей-кузнецов. Чаще всего они пишут свое имя, так что можно узнать о существовании таких мастеров, как ЯРОСЛАВ-ВОИН, МАКАР МАТВЕЕВ, ИВАН МАСЛОВ, МАСТЕР СЛАВА, МАСТЕР МАКАР, МАСТЕР ОСКАР, МАСТЕР ПАНОВ, МАСТЕР МАРК. На изделиях можно прочитать названия таких населенных пунктов как СЕРЕНСК, СЛОБОДКА, РЖЕВ. Названы и сами инструменты — КОСА, ЛЕМЕХ, СЕРП, и их футляры — КОРОБ. Так что, хотя речь идет о крестьянах, пометки относятся к ремесленникам-кузнецам.

Литература

1. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли..., с. 327, табл. 99, рис. 3

2. Там же, с. 327, табл. 99, рис. 4

3. Никольская Т.Н. Земля вятичей..., с. 243, рис. 92-1

4. Там же, рис. 92-3

5. Там же, рис. 92-2

6. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли..., с. 320, табл. 92-7

7. Алексеев С.И. и др. Археология Костромского края. Кострома, с. 167, рис. 42-14

8. Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере X-XIII вв. М., 1973, с. 72, рис. 15-8

9. Никольская Т.Н. Земля вятичей..., с. 242, рис. 91-1

10. Там же, с. 241, рис. 90-9

11. Там же, с. 241, рис. 90-1 и 90-2

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.198sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.366 секунд