В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 26, 2007

Надписи на предметах крестьянского хозяйства

Автор 08:33. Рубрика Чтения новых текстов

Надписи на предметах крестьянского хозяйства

В.А. Чудинов

Крестьяне хотя и не являлись мастеровыми, но широко использовали разные приспособления, надписи на которых были сделаны производившими их ремесленниками. Кроме того, крестьяне как пользователи оставляли и собственные надписи. При раскопках 1978-1979 гг. в Старой Рязани в слоях ХI-XII вв. были найдены костяные предметы: обломок накладки на седло1 (на рисунке слева) и кистень2 (на рисунке в центре). Оба изделия имеют надписи. Для прочтения надписи должны быть развернуты. Чтение на накладке начнем со знаков вокруг дополнительного отверстия; из них слагается слово: НАДЕНЬ. На втором отроге видны только два изолированных знака, Я и СЬ; на третьем – лигатура, состоящая из трех знаков, образующих слово ТЕЛЕГИ. Общий смысл надписи: НАДЕНЬ ЕЕ С ТЕЛЕГИ. Вероятно, речь идет о какой-то детали конской сбруи, которую следует надевать, не стоя возле лошади, а со стороны телеги. Надпись имеет характер инструкции по использованию.

Мое чтение надписей на кости из Старой Рязани

Рис. 1. Мое чтение надписей на кости из Старой Рязани

На кистене надпись тоже расположена опрокинутой вверх ногами. При ее правильном размещении сверху вниз читается такой текст: КЪСЪДЕНЬ НОВОЙ, то есть КИСТЕНЬ НОВЫЙ. Следует отметить очень затейливое расположение знаков, напоминающее сетчатый орнамент. Надпись необходима для напоминания, который из кистеней является новым. А такое самодельное оружие крестьянин, видимо, брал с собой для защиты от грабителей и прочих опасных людей при поездках на большие расстояния. Из орфографических особенностей следует отметить написание глагола «надень» через конечный знак НИ, а существительного «кистень» – через знак НЕ.

Кроме того, в слове КИСТЕНЬ слог ТЕ дан озвонченно, как ДЕ, причем сам корень представлен не в виде КИСТ, а в виде КОСТ (точнее, в редуцированном виде как КЪСЪТ, с твердыми КЪ и СЪ). Видимо, таковы были особенности рязанского произношения того времени. Что же касается наличия боевого оружия у крестьянина, то, вероятно, без кистеня “про запас” выезжать из дома было небезопасно.

Косы. В крестьянском хозяйстве находился сельскохозяйственный инвентарь, на котором вполне могли находиться надписи. В качестве примера рассмотрим косу из Серенска3, знаки преимущественно руницы которой читаются при ее вертикальном расположении. Жирным шрифтом начертано: КОСА СИЛЬНО НАТОЧЬНЪ, ВОСЬТЪРЪ, то есть КОСА СИЛЬНО НАТОЧЕНА, ОСТРА. Это — предостережение для пользователей, чтобы они не порезались.

Мое чтение надписи на косе из Серенска

Рис. 2. Мое чтение надписи на косе из Серенска

Затем более мелким шрифтом написано: КЪСЬТ МЕЖУ, КЪСЬТЪ ОСТРО. МАСЬТЪРЪСЬКЪkrestjane2-1.gifkrestjane2-1.gifРОСЛАВА ВОИНЪ, что означает КОСИТ МЕЖУ, КОСИТ ОСТРО. МАСТЕРСКАЯ ЯРОСЛАВА-ВОИНА. Тут показаны достоинства данной косы и указана мастерская изготовителя.

Мое чтение надписи на другой косе из Серенска

Рис. 3. Мое чтение надписи на другой косе из Серенска

На другой косе оттуда же надпись нанесена горизонтально крупными знаками4, которые я читаю попеременно то руницей, то кириллицей, то смешанным письмом МАСЬТЪРЪСЬКЪЯ МАСЬТЪРЪ МАКЪРЪ МАТВЕЕВА ТРУДЪ И СЬЛА, то есть МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА МАКАРА МАТВЕЕВА “ТРУД И СИЛА”.

Как видим, мастер Макар Матвеев даже передал название своей мастерской, но ничего не сказал о свойствах косы. Вероятно, его мастерская была известной “фирмой”, так что реклама свойств косы ему не требовалась. Напротив, Ярослав-воин не был мастером, и описал достоинства своего изделия, чтобы найти потребителя.

Мое чтение надписи на косе из Слободки

Рис. 4. Мое чтение надписи на косе из Слободки

Следующая коса была найдена в Слободке5, и поскольку ее изображение оказалось очень длинным, я поделил его на две части. Правда, текст оказался не очень интересным. На левой части верхнего изображения можно прочитать жирным шрифтом надпись МАСЬЛОВЪ ИВАНЪ, а тонким шрифтом — МАСЬТЪРЪ, то есть МАСЛОВ ИВАН, МАСТЕР. Далее достаточно плотным шрифтом начертаны слова МАСЬТЪРЪ-КОВАЛЬ, то есть МАСТЕР-КУЗНЕЦ.

Мое чтение надписи на обломке косы Южного городища Старой Рязани

Рис. 5. Мое чтение надписи на обломке косы Южного городища Старой Рязани

Затем опять следует тест МАСЬТЪРЪ МАСЛОВ, а правее дважды начертано слово МАСЬТЪРЪ, то есть МАСТЕР. Каждое слово написано либо смешанным способом, либо представляет собой чистую руницу. О мастерской тут ничего не говорится, так что, возможно, ИВАН МАСЛОВ представлял собой сменного мастера, которому кузница не принадлежала.

Здесь, как видим, речь тоже не идет о потребительских свойствах изделия, об остроте косы, ее прочности и удобстве применения. Зато Иван Маслов не устает повторять, что он мастер — это слово повторяется не менее пяти раз. Вероятно, Иван получил такое звание только что, и оно согревает ему душу.

На обломке косы из Южного городища Старой Рязани6 на левом обломке можно прочитать позитивную надпись ...КАЯ, что, видимо, означает слово МАСТЕРСКАЯ. На левом обломке косы внизу различимо по крайней слово МАСЬТЪРЪ, МАСТЕРА (хотя, как мне кажется, их не менее трех, наложенных друг на друга, и, кроме того, тут имеется что-то вроде номера 105/7а). На правом обломке слева тоже наложение нескольких слов, но можно выделить слово МАСЬТЪРЪ, то есть МАСТЕРА, а внизу справа — слово СЛАВЫ. Выше него начертано смешанным способом слово СЛОБОДЪКЪ, то есть СЛОБОДКА. Таким образом, коса изготовлена в Слободке. Возможно, что в самом начале правого фрагмента начертано слово КЪСА, то есть КОСА, но оно весьма плохо вычленяется из сплошного массива знаков.

Мое чтение надписи на косе из Костромских курганов

Рис. 6. Мое чтение надписи на косе из Костромских курганов

На косе из Костромских курганов XII-XIII веков7 можно прочитать надпись МАСТЪРСКАЯ МАСТЪРА МАРКЪ, то есть МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРА МАРКА. В этом смысле кузницы Верхневолжья мало, чем отличались от кузниц бассейна Оки.

Мое чтение надписи на костяной рукоятке косы из Белоозера

Рис. 7. Мое чтение надписи на костяной рукоятке косы из Белоозера

Для сравнения рассмотрим надпись на костяной рукоятке XIII века из Белоозера8, где потребитель отмечает удобство пользования косой, начертав на ней: ЛОВЪКА КОСА, то есть УДОБНАЯ КОСА. Здесь свое отношение к изделию выразил потребитель, оценив качество инструмента, и это особенно ценно, ибо надпись оставил не более или менее грамотный кузнец-мастеровой, а крестьянин.

На ряде надписей самореклама изготовителя, мастера-кузнеца все-таки преобладала. В этом можно убедиться, рассмотрев верх лемеха сохи из Слободки9.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.244sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.428 секунд