В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Сентябрь 7, 2008

Три каменных Мары из Бердянска

Автор 20:40. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Выявление ликов и чтение надписей. Прежде всего, я выявляю большую надпись под шеей слева, на которой можно прочитать МАРА ЯРА. Это - титульная надпись. Жале я выявляю крупную надпись на голове богини, обводя ее белой рамочкой на Этом фрагменте можно видеть два слова. Одно из них начертано руницей - это слово ЛИКЪ, другое - имя богини, протокириллицей, - МАРЫ. Оба слова написаны по диагонали.

Наконец, я читаю слова на бровях. Правая бровь содержит слово МАРЫ, левая - МИМА. Они означают, что из-за данной скульптуры выходила мима Мары для участия в ритуальном представлении - в мистерии.

Далее я приступаю к выявлению на поверхности скульптуры вторичных ликов. Поверхность камня здесь более гладкая, поэтому лики, чтобы быть заметными, должны иметь более крупные размеры.

Лик № 1 находится на правой щеке скульптуры богини, и представляет собой изображение женского лица анфас с разворотом вправо практически без носа (имеется только его нижняя оконечность), с очень небольшой верхней губой, прямым тонкогубым ртом, безбровое и только с намёком на глаза. На уровне глаз и правой щеки читается слово МАСКА, а на уровне носа (выше его окончания) через всё лицо проходит надпись МАКАЖИ. Антропоморфную маску Макоши я встречаю впервые, поэтому она представляет для меня несомненный интерес. В отличие от масок других богов, где черты лица утрируются (а на масках мимов примитивизируются), здесь черты сглаживаются до едва различимых деталей. Тем не менее, оказывается, антропоморфный лик Макоши тоже иногда изображался на скульптурах Мары.

Лик № 2 располагается правее, на левой щеке Мары, и он выполнен в карикатурном стиле. Рот с тонкими губами перекошен, нос весьма мясист внизу, левый глаз раскос и выше правого, под косым подбородком - такая же косая кожная складка. Верхняя надпись, как обычно, находится у основания волос головы, и читается как МАСКА. Второе слово, МАРЫ, начертано над переносицей, третье, МАСКИ, находится на лице на уровне кончика носа и четвертое, МИМЫ, расположено по косой линии, отделяющей нижнюю челюсть от кожной складки. Таким образом, здесь мы имеем дело с карикатурной маской мимы Мары.

Лик № 3 находится на верхней части правого плеча Мары и представляет собой лицо женщина анфас с близко посаженными и несимметричными глазами, каким-то перебитым носом и маленьким ртом. Надпись МАРА находится на лбу, надпись МАСКА, мелкими буквами - на носу под глазами.

Лик № 4 можно видеть на локтевом сгибе правой руки Мары, и он является весьма искаженным мужским лицом анфас, слегка развернутым влево. Все части лица едва намечены; удивляет непомерно длинный нос. Правый глаз и рот образуют слова: ЯРА и МАСКА соответственно.

Лик № 5 я усматриваю на середине плеча правой руки Мары в виде мужского лица анфас, чуть развёрнутого также влево. Тут видна большая борода, усы и несколько укороченный нос. На лбу и глазах надпись: МАСКА ЯРА.

Как видим, и здесь существуют вторичные надписи, так что и данный вариант Мары, более моделированный, чем остальные, также сделан в соответствии с каноном.

mapibkb4.jpg

Рис. 4. Бердянская Мара № 3 и мое выявление ликов

Бердянская Мара № 3. Справа от скульптуры каменной Мары № 2 расположена Мара № 3. Она моделирована меньше, чем две другие скульптуры, но в отличие от них в центре головы вместо носа пролегает довольно большая щель.

Выявление ликов и чтение надписей. Здесь я ограничиваюсь выявлением ликов, находящихся только на голове богини, и то далеко не всех.

Лик № 1 расположен в качеств самого левого в верхнем ряду, он обведен черной рамкой. Внутри рамки находится изображение мужского лица анфас с открытым треугольным ртом; впрочем черты лица скорее намечены, чем моделированы. На правом глазу читается слово МИМ, тогда как левый глаз образует слово ЯРА.

Лик № 2 я выделяют непосредственно под ликом № 1 во втором ряду; это - изображение анфас женского лица с открытым ртом; лицо обладает весьма искаженными чертами. На лбу надпись МИМА, на уровне глаз - МАРЫ.

Лик № 3 в черной рамочке находится справа от лика № 1 в верхнем ряду; это - изображение усатого мужчины в ¾, развернутого вправо. Хорошо просматриваются нос, глаза, усы, подбородок. Надпись на лбу запечатлела слово МИМ, на уровне глаза и носа - слово ЯРА И, на уровне усов - РОДА. Из этого следует, что у богов Рода и Яра имелся один общий мим. Вероятно, мистерии Рода происходили довольно редко.

Лик № 4 еще правее в верхнем ряду и очерченный белой рамочкой представляет собой небольшое изображение львиной морды, наклоненной и развёрнутой вправо. Надо лбом надпись МИМ, на уровне глаз - ЯРА.

Лик № 5 располагается чуть ниже лика № 4 во втором ряду, он также обведен белой рамочкой. Это - изображение головы какой-то зверушки анфас, возможно - собаки. На лбу читается слово РУСЬ, на уровне рта - слово ЯРА.

Лик № 6 я обвел чёрной рамочкой, он находится во втором ряду правее лика № 5 и является изображением мужского лица с носом-пуговкой, глазами на разной высоте и с усами, совершенно закрывающими рот. На лбу изображения читается слово МАСКА, на уровне рта - слово ЯРА.

Лик № 7 является наиболее правым изображением в белой рамочке. Перед нами - с трудом опознаваемое изображение мужчины в профиль, развернутое влево. Глаз почти не видно. На их уровне читается слово МИМ, на уровне рта - слово ЯРА.

Естественно, что ликов на данной скульптуре Мары гораздо больше.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.227sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.378 секунд