В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 6, 2007

Астрономические граффити Мгвимеви и села Царевец

Автор 16:51. Рубрика География и астрономия древности

Астрономические граффити Мгвимеви и села Царевец

В.А. Чудинов

В данной статье я объединил две мои прежние заметки, поскольку они с большим разрывом во времени, в сущности, говорят об одном и том же.

Палеолитические граффити из Мгвимеви. Нами уже публиковались надписи палеолита, находимые в пещерах разных стран мира [1, с. 130-131; 2,с. 276-178; 3, с. 85-94]. Теперь добавляется еще серия надписей из Мгвимеви (Грузия); ее принадлежность к верхнему палеолиту установлена Замятниным на основе анализа находящихся в пещере каменных орудий (которые, вообще говоря, могут быть старше надписей). Всего опубликовано 4 надписи, А, B, C, D, рис. 1 [4, с. 71, рис. 9], найденных под навесом в пещере. Не исключено, что навес представлял собой крытый край древнего русского святилища, где, в частности, занимались и астрономией.

Надписи Мгвимеви

Рис.1. Надписи Мгвимеви

Археолог Замятнин обращает внимание на то, что «изобразительная деятельность первобытного человека вовсе не исчерпывается реалистическими фигурками животных», ибо существуют еще и «схематические начертания, не привлекающие к себе обычно большого внимания» [4, с. 71]. На мой взгляд, перед нами находятся надписи, которые я пытаюсь прочесть как тексты славянского слогового письма.

Наше чтение надписей А и В

Рис. 2. Наше чтение надписей А и В.

На надписи А выделен жирной линией знак в центре в виде Н, внутри которого находится V, что можно прочитать НЪВО. Затем, читая лигатуры вверху слева направо, получаем текст ТЕ ЛУНЫ НОВЕ. Лигатура внизу V читается ЛУНЫ. Справа вверху написано ЖЬ, внизу ДИ. Весь текст А гласит НЪВО ТЕ ЛУНЫ НОВЕ. ЛУНЫ ЖЬДИ! Это можно понять как СНОВА ЭТИ НОВОЛУНИЯ! ЖДИ ЛУНЫ! Если надпись А наклонена влево, то надпись В вправо; выделяя поочередно знаки лигатур, можно прочитать ТЕ ЛУНЫ; две поперечных полосы как ДЕ, а крест внизу – как ТИ; внутри знака ЛУ – еще один знак ЛУ, перечеркнутый внизу – НЫ. Косой крест читаем ЖЬ, две вертикальных линии – ДИ. На композиции справа отдельный косой крест как ЗА; опрокинутый знак в виде бокальчика как ЧА, вертикальную линию с отростком вправо как ТЫ. Кроме того, ножка бокальчика с вертикальной линией дает знак ЛУ, а две вертикальных линии с перекладиной посередине – знак НЫ. Весь текст В гласит: ТЕ ЛУНЫ, ДЕТИ ЛУНЫ, ЖЬДИ! ЗАЧАТЫ ЛУНЫ! Итак, смысл этой надписи тот же: близки новолуния, и их следует ожидать как зачатых детей, хотя основная «Луна» находится в ущербе.

Наше чтение надписей С и D

Рис. 3. Наше чтение надписей С и D

Примерно такой же смысл и двух других надписей. Надпись С содержит лигатуру из знаков НО и ВО, выполненных двойным контуром. Одиночные знаки образуют слово ЛУНЫ, между которыми можно прочитать вверху знак ДЕ, а внизу ТИ. Вся надпись С гласит НОВО ЛУНЫ-ДЕТИ, то есть СНОВА ЛУНЫ-ДЕТИ. В надписи D слева видно копье, острие которого может быть разложено на верхний знак ЛУ и нижний НА; на древке можно прочитать горизонтальные поперечины как ДЕТИ. Правее расположен одиночный знак ЛУ, под которым виден знак НЫ. Еще ниже можно прочитать НОВО, а в самом низу косой крес как ЗА, мачту с двумя опускающимися диагоналями как ЧЯ и отдельно стоящий справа прямой крест как ТЫ. Тем самым надпись D гласит: ДЕТИ-ЛУНЫ НОВО ЗАЧЯТЫ. ЛУНА.

Интерпретация. На первый взгляд, прочитанные тексты содержат противоречивую информацию, ибо на небе существует одна Луна, а в тексте говорится о нескольких ДЕТЯХ-ЛУНАХ. Однако, как я понимаю, следует говорить о Луне не столько в пространственном, сколько во временном смысле. Если Солнце с неба исчезало на несколько часов, то видимое исчезновение Луны с неба пугало жителей палеолита. Луна как бы таяла и потом пропадала совсем. Неужели навсегда?

Данные граффити развеивали страхи. Луна в качестве своих «деток», то есть, новых Лун, еще появится на небе. В этом смысле наиболее выразительна надпись D: ДЕТИ-ЛУНЫ ВНОВЬ ЗАЧАТЫ. И подпись – ЛУНА. Бояться исчезновения Луны не следует.

Как видим, все 4 текста представляют собой вариации на одну тему: ожидание новолуний; по характеру они являются письменными заклинаниями по поводу встречи ближайших новолуний. Очевидно, перед нами выявились фрагменты весьма древнего культа Луны.

Дата написания и публикации. Данная заметка была написана 31 мая 2000 года и опубликована в 2001 года (без раздела «Интерпретация») [5, с. 10-11].

Астрономические раннеэнеолитические граффити села Царевец. Вторая заметка посвящена гораздо более позднему времени, концу неолита и началу эпохи бронзы.

Граффити пещер 13 и 7 села Царевец в Болгарии

Рис. 4. Граффити пещер 13 и 7 села Царевец в Болгарии

Мы уже опубликовали несколько граффити из пещер близ болгарского села Царевец, связанных, возможно, с содержанием в нем в средние века русских пленников и с явно солярными рисунками [6, с. 69, рис. 10]. Однако скальный массив насчитывает 27 карстовых пещер, каждая из которых может иметь свою историю. В работе Тодора Стойчева приводятся иллюстрации двух граффити из пещеры 13, рис. 1 А и В [7, с. 58, фиг. 40 и 41], а также из пещеры 7 рис. 1 С [7, с. 59, фиг. 42]. На наш взгляд это слоговые надписи. Стойчев поясняет рисунки подписями: на его взгляд, граффити представляют собой «результат целенаправленных астрономических наблюдений, связанных с измерением времени» [7, с. 58]. На известных мне подписанных рисунках Солнца села Царевец [6] это светило было изображено в виде окружности с подписями внутри него, но не в виде черного круга, которым, видимо, на рис. 1 передана Луна. Справа на рис. 1 А видны звезды.

Наше чтение граффити из пещер 13 и 7

Рис. 5. Наше чтение граффити из пещер 13 и 7

Лучи вокруг небесного тела на граффито А читаются вначале сверху, НО и ВО, затем слева сбоку, БЕ и ЗЬ, а затем внизу, ЛУ. Вместе с тем, столбец в центре из двух вертикальных лучей с фигурой тела в качестве перекладины можно принять за знак НЫ. Тогда получается текст НОВО БЕЗЬ ЛУНЫ, то есть СНОВА БЕЗ ЛУНЫ, рис. 2 А. Очевидно, речь идет о приближении новолуния. Граффито В сложнее, и на верхней строке читаются три знака НЪ, ВО и ЛУ; затем читается маленький значок вверху левой мачты Н, НО, и знак под ним, ВЫ. На нижней половине граффито видны знаки ПО, СА и ДЫ. Этот текст гласит: НЪВОЛУНОВЫ ПОСАДЫ, что можно понять как ПОСАДКИ НОВОЛУНИЯ, то есть по сути либо НАБЛЮДЕНИЯ НОВОЛУНИЯ, рис. 2 В, либо, опять ЗАЧАТИЯ НОВОЛУНИЯ (хотя по мнению Т. Стойчева на этом граффито изображен «солярный знак»). На соседнем граффито слева выделяются два знака, расположенных друг над другом, ЛУ и НА. Между левой и правой композициями виден знак V (со значением ВЪ). Правая лигатура в виде звезды разлагается на знаки СИ и лежачий знак ЛЕ. Весь текст гласит: ЛУНА ВЪ СИЛЕ. Тем самым можно говорить о наблюдении различных фаз луны от предноволуния через новолуние до полнолуния. Интересно, что в полнолунии Луна не изображена.

Наше чтение граффито D из пещеры 13

Рис. 6. Наше чтение граффито D из пещеры 13

Хотел бы обратить внимание на то, что если в палеолите рождение новой Луны понималось в плане животном, как зачатие новой жизни, то в конце палеолита, когда появляется земледелие, аналогия уже число растительная: имеются ПОСАДКИ новой Лны, будто это какой-то злак.

В пещере 13 есть еще одно граффито, D, начертанное отчасти тонкой, отчасти жирной линией. Наверху расположен знак Солнца (окружность с крестом внутри нее), слева от нее лигатура, которую мы читаем сверху вниз НОНЕШЬНЕ, а в самой левой нижней части рисунка можно прочитать слово ЛЕТО. Слева жирным двойным контуром начертан знак в виде V с чтением ВЪ, в левой диагонали которого начертано слово ПОЛУДЬНИШЬНЪ (П и О – буквы), а низ верхней лигатуры вместе с частью нижней образуют слово ЧАСЪ. Получается чтение НОНЕШЬНЕ ЛЕТО ВЪ ПОЛУДЬНИШЬНЪ ЧАСЪ, то есть НЫНЕШНЕЕ ЛЕТО ВО ВРЕМЯ ПОЛУДНЯ, рис. 6-1. Правая вершина жирной фигуры разлагается на два знака, ЛЕ и ТО, а еще один солярный знак, справа внизу, может быть прочитан как НЪЗАДЬ. Получается текст ЛЕТО НЪЗАДЬ, то есть ГОД НАЗАД, рис. 6-2. Тем самым показано расположение Луны и Солнца в полдень в один и тот же день в году, где год назад Луна находилась выше Солнца, а теперь находится ниже Солнца. Поскольку расположение Солнца из года в год примерно одно и то же, а лунные месяцы каждый год в тот же день приходятся другие, с современной, солярной точки зрения, надо было бы показать разное положение Луны при одном положении Солнца. Здесь же имеется примат Луны, следовательно, показано расположение светил с позиций лунного календаря. Так что в раннем меднокаменном веке все еще сохранялся культ Луны, что видно по всем рассмотренным рисункам.

Интерпретация. Если в палеолите людей пугало исчезновение Луны, и люди писали заклинания против ее ухода с неба, то теперь мотивация граффити иная. Теперь дается полная эволюция лунного цикла (НОВО БЕЗЬ ЛУНЫ – НОВОЛУНОВЫ ПОСАДЫ – ЛУНА ВЪ СИЛЕ), а также приводится сопоставление положения Луны относительно Солнца в течение одного года.

Полагаю, что речь в этих граффити эпохи палеолита и энеолита идет не о наблюдениях жрецов, которые и в один, и в другой период были высоко профессиональными, а об астрономических наблюдениях на бытовом уровне.

Дата написания и публикации. Данная заметка также написана 31 мая 2000 года и опубликована в 2001 году (без раздела «Интерпретация») в [5, с. 10-11].

Заключение. Приведенные древние граффити представляют интерес в нескольких смыслах. Прежде всего, речь идет не о беспорядочных схематических начертаниях, как полагал С.Н. Замятнин, но о вполне осмысленных результатах человеческой деятельности, о наблюдательных абстракциях высокого уровня, изображенных соответствующей символикой. Далее, следует отметить, что данные абстракции подписывались, что сближает их с современными научными символами, вплетенными в окружающий их научный текст. В частности, Солнце передавалось кругом, в который был вписан прямой крест так, что его лучи выходили за пределы круга. Новолуние передавалось черным диском. Из такой символики можно вывести и отсутствующий на изображениях третий символ Луны – как окружность без зачернения и без креста. То есть, символ Луны оказывается старше символа Солнца, ибо не содержит дополнительных деталей. В-третьих, все подписи сделаны на русском языке и русским письмом руницей (рунами Макоши), что еще раз свидетельствует о бытовании русского языка на территории всей Евразии, включая Кавказ и Балканы. В-четвертых, хотя надписи не относятся к профессиональным жреческим, они содержат определенную астрономическую терминологию: НОВОЛУНО, ЛУНЫ-ДЕТИ, НОНЕШНЕ ЛЕТО, ПОЛУДИШНИЙ ЧАС. В-пятых, из приведенных граффити можно сделать вывод о том, что в древности лунные наблюдения преобладали над солнечными, и что смена лунного календаря на солнечный произошла не раньше энеолита. В-шестых, данные граффити составляют тот минимальный бытовой багаж знаний древних людей, на фоне которого которых можно будет оценивать деятельность профессиональных астрономов древности.

Литература

1. Чудинов В.А. Надпись на рисунке из Шулерлоха // Экономика, политика, культура. Сб. научных работ. (ЭПК). М., 1998

2. Чудинов В.А. Мадленские знаки из пещеры Марсуласа // ЭПК, вып. 2. М., 1998

3. Чудинов В.А. Вилорог и ръкас из Каменной Могилы // ЭПК, вып. 3. М., 1999

4. Замятнин С.Н. Пещерные навесы Мгвимеви, близ Чиатуры (Грузия) (первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье) // Советская археология, № 3, М.-Л., 1937

5. Чудинов В.А. Славянские руны во времени // ГУУ. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политология. М., 2001, № 1 (2)

6. Чудинов В.А. Материалы по древнерусской мифологии и истории // Вестник МЭГУ, 1997, № 1 (7)

7. Стойчев Тодор. Археоастрономия. Праисторически свидетелства за измерване на времето от България. София, 1998

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.07MB | MySQL:11 | 0.215sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.349 секунд