В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 2, 2007

Чтение надписей на скульптуре Макоши из Костенок

Автор 21:32. Рубрика Новые исторические объекты

Чтение надписей на скульптуре Макоши из Костенок

В.А. Чудинов

Как обычно, поводом для моих исследований послужили чтения другого эпиграфиста, как я понимаю, неопытного. Поэтому сначала прочитаем его статью.

Самые древние буквы, начертанные на скульптуре Макоши 42 тысячи лет назад

А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук, академик РАЕН

Первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens появляются в верхнем палеолите. Обилие археологического материала, его возраст, его уже установленные генетические связи - всё это даёт прямое указание, что именно территория Руси (Русской равнины) является источником не только самого русского (европеоидного) народа, но и религии, культуры - славянской (языческой).

Кроме пещерной живописи и рисунка, памятниками палеолитического искусства являются различные виды скульптуры, которые в относительном обилии дошли до нас. Учёные связывают «возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе» территориально - «в палеолитических стоянках Мальта и Буреть в Советском Союзе и др., где обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин» [1, ст. Скульптура]. П.И. Борисковский приводит памятники, на которых найдены скульптурные изображения женщин, с территории Руси - «Костенки 1, Авдеевская стоянка, Гагарино и др.» [1, ст. Каменный век].

Основным видом являются «женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины» [2], а также из смеси костной золы с глиной [3].

Применение и цель создания этих женских статуэток стали понятны учёным ещё в середине 20-го века. Например, М.П. Найман чётко обозначил религиозное их назначение - «непосредственно связано с магическими верованиями». Более того, он указал на славянскую принадлежность этих «магических верований» - «скульптурные изображения женщин - прародительниц рода» [1, ст. Скульптура]. С ним солидарен П.И. Борисковский, утверждающий, что «палеолитическое искусство связано с женскими культами эпохи материнского рода, с охотничьей магией и тотемизмом» [1, ст. Каменный век], и А.Б. Зубов, считающий, что скульптурные изображения женщин являются проявлением религиозного культа [4].

Безусловный авторитет в этой области, археолог академик Б.А. Рыбаков, отмеченный именно за изучение славянства Государственной премией СССР (Россия), также солидарен с мнением коллег: «Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (палеолитические «Венеры»)» [5]. И именно в силу такого единства мнений, например, Брянский краеведческий музей на своём официальном сайте называет женские фигурки - «скульптуры богини-матери».

При таком, весьма чётко обозначенном и сплочённом единстве учёных в трактовке образа, запечатлённого в женских статуэтках, нам остаётся только добавить, что с его развитием «у земледельческих племен Великая Мать мыслилась, с одной стороны, космогонически как Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, а с другой - как Мать-Земля, Мать-сыра-земля и в силу этого - покровительница урожая. На русской почве это выразилось в образе богини Макоши - единственного женского божества, включенного Владимиром в свой дохристианский пантеон» [5, Заключение] (про славянскую богиню Макошь см. http://www.organizmica.org/archive/307/rp6.shtml#3.6 и её символизм см. http://www.organizmica.org/archive/307/rp6-5.shtml#5.2.4 ).

Отметим, что все наши вышеизложенные рассуждения касаются времени 40 - 20 тысяч лет назад. Это задолго до начала расселения европеоидного человека с территорий Русской равнины. Это, естественно, задолго до т.н. цивилизаций Шумера (4 - 3 тыс. до н.э.) и Египта (3 - 2 тыс. до н.э.).

Но самое поразительное, что на некоторых скульптурных изображениях Макоши присутствуют символы, знаки и даже письмена.

На рисунке представлена славянская палеолитическая богиня - Великая Мать Макошь (вид спереди, сбоку и сзади, прорисовка), найденная в Костенках, близ города Воронеж, Россия.

kostianki1.jpg
Рис. 1. Фигура Макоши из Костенок и надпись на ее спине

Сверху слева дан увеличенный фрагмент «надписи», присутствующей на спине скульптуры Макоши. Снизу слева - фрагмент орнамента с груди Макоши. Этот орнамент идентифицирован со славянскими Свастическими символами «Макошь» и «Незасеянное поле», являющегося символическим атрибутом славянской богини Макоши.

На спине фигурки мы видим надпись, состоящую, очевидно, из букв или символов, очень похожих на буквы. Из-за плохого качества изображения прочитать её не представляется возможным. Но даже в таком виде отчётливо различимы буквы, аналогичные современным.

Справа представлены «буквы» с Макоши и некоторые аналоги.

1-я колонка - укрупнённые изображения «букв» со спины Макоши (42 тыс. до н.э.);

2-я колонка - насечки с докитайской керамики 5 - 3-го тыс. до н.э., найденной на территории современного Китая (см. http://www.organizmica.org/archive/307/rp9.shtml#1);

3-я колонка - буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;

4-я колонка - насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.;

5-я колонка - буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;

6-я колонка - буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.

kostianki2.jpg
Рис. 2. Вид знаков и их моделирование буквами

Подробно рассмотрим в отдельной статье, после получения качественного изображения из музея С.-Петербурга, в коллекции которого эта статуэтка хранится.

Здесь мы только отметим, что строки могут быть уверенно идентифицируемы:

первая сверху - с буквой Е или эпсилон, вторая - с К или каппой, третья - с B или бетой, четвёртая - с H или этой, пятая - с T или тетой, шестая - с S или сигмой, седьмая - с P или пи, восьмая - с O или омикрон. То есть вся строка в латинском исполнении выглядит так: Е К B H T S P O.

Однако латинские буквы появились только в 1 тыс. до н.э. Следовательно, мы имеем не латинское письмо, а письмо, которое принадлежит местным племенам. Местными в Воронежской области всегда являлись русские (проторусские).

Очевидно, несмотря на то, что надпись остаётся не прочитанной, нам представляется возможным утверждать, что знаки на Макоши из Костёнок являются «полноценными» буквами.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 - 1978.

2. Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру, 2000 - 2006.

3. Тюняев А.А., Справочник: истинная история Руси. Даты, Ин, М., 2007.

4. Зубов А.Б., История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. - М.: Планета детей, 1997 - 344 с., ил.

5. Рыбаков Б.А., Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981.

Мой комментарий. Насколько я понял, изображение богини заимствовано из сайта Брянского краеведческого музея, хотя более точного адреса мы не видим. Это - упущение автора данной статьи Андрея Александровича Тюняева.

Далее, каждый знак принимается им за самостоятельную букву, хотя и неизвестного алфавита. Лигатуры ему неизвестны в силу отсутствия эпиграфического опыта. Поэтому предположений о том, что перед нами несколько знаков, слитых в лигатуру, и потому несколько странного вида, мы здесь не находим. Как правило, так поступают новички.

А.А. Тюняев не останавливается также и на стадии неизвестного алфавита, а «дотягивает» полученные значки до букв греческого алфавита, который ему знаком. Каких-либо пояснений, почему он так поступает, он не дает. Могу себе представить, что как предыдущий, так и последующий шаг в его сознании четко не отпечатался, поскольку, как ему могло показаться, это «само собой разумеется».

Сама стадия транслитерирования с точки зрения эпиграфики выглядит чудовищно. Так, например, исходный знак третьей строки совсем не похож на изображенный рядом знак, который, опять-таки, не имеет ничего общего с двумя следующими знаками, а все они никак не напоминают восьмерку. То же самое можно сказать о пятом, шестом и седьмом знаках. Мне это напоминает подбор нот на пианино популярной песенки человеком, который это делает впервые. Не чувствуя высоту каждой последующей ноты, он эмпирически перебирает клавиши, пока не найдет нужной высоты звука.

На его взгляд, вся надпись состоит из 8 знаков. На мой взгляд, знаков в полтора раза больше, причем большинство знаков представляет собой лигатуру из 2-3 более простых знаков. Каким образом он разбивает надпись на отдельные знаки, и почему каким-то знакам отказывает в том, что они являются элементами надписи, он не поясняет. А сами знаки он не нумерует. Иными словами, он пропускает все необходимые предварительные операции перед самим чтением.

Совершив такое количество элементарных ошибок, он не должен удивляться тому, что у него получился совершенно непонятный результат, абсолютно непроизносимое словечко ЕКБХТСПО. Но ничего другого получиться и не могло. Примерно так получалось и у других начинающих эпиграфистов. Например, И.А. Фигуровский прочитал на перстне надпись КНЯЖИНЪ как СВЧЖЕНЬ. Так что данное чтение А.А. Тюняева пополняет копилку эпиграфических курьёзов.

Замечу, что изображение фигурки женщины из Костёнок археологической науке известно давно. Например, она приводится в учебнике по археологии профессора Д.А. Авдусина с подписью «Искусство позднего палеолита» (АВД, с. 41, рис. 4-5). Здесь же говорится: «Из бивней мамонта, костей животных, сланца вырезали фигурки животных, реже з- людей (в основном женщин)» (с. 40). О существовании на спине фигурки явной надписи не говорится ничего, соответствующее место спины как бы перевязано той же веревкой, что и передняя часть. Я привык читать неявные надписи, и существование надписи явной явилось для меня приятной неожиданностью. Профессор Авдусин также не указывает на дату в 42 тысячи лет - это уже время среднего палеолита.

Моё чтение и интерпретация. Естественно, что только на констатации неуспехов своих предшественников я не останавливаюсь, а предпочитаю показать, как следовало бы прочитать правильно.

Прежде всего, я нумерую все знаки, как это показано на рис. 3 вверху. Это не означает, что все знаки не являются лигатурами, но дает возможность сразу прикинуть размер надписи. Сами знаки мне вовсе не напоминают греческие буквы, а очень похожи на руницу, хотя вторая половина надписи выполнена, скорее всего, протокириллицей. В процессе написания в этом году моей книги (ВСЕ), я понял, что в палеолите кроме руницы и протокириллицы никаких систем письма не было. Это существенно облегчило мне все последующие дешифровки, поскольку обычно наиболее сложной частью чтения бывает определение как типа письменных знаков, так и конкретного вида письма.

kostianki3.jpg
Рис. 3. Мое чтение надписи на спине фигурки из Костенок

Итак, я выделил 12 знаков, а затем, строкой ниже, разложил сложные знаки как лигатуры на составляющие их простейшие знаки руницы. Составляющие лигатуры знаки у меня получили наименование от «а» до «г». Уже пятый знак я читаю как лигатуру двух букв протокириллицы, а, начиная с седьмого знака, всё остальное написано протокириллицей. Сама надпись гласит: ВЯЖИ БОГА РОГОВА ВО РАМУ, ИМУЧИ РАЯ (надпись РАЯ - зеркальная) ОТ МАКАШИ. На современном языке эта надпись звучит почти так же: ВЯЖИ БОГИНЮ ИЗ РОГА ВНУТРЬ РАМЫ, ИМЕЯ РАЙ ОТ МАКОШИ. По типу надпись - техническая, предназначена для сотрудников храма, которые были обязаны привязать фигурку к раме - видимо, в виде деревянной коробки. Тогда фигурка могла висеть в раме вертикально. Стоять ни одна фигурка не могла - не найдено ни одного скульптурного изображения со ступнями, а на обломках неправильной формы фигурка стоять не может. Таким образом, впервые мы получаем сведения о том, что фигурки богов в палеолите не лежали, а висели в рамках, будучи к ним привязанными. Но деревянные рамки в земле не хранятся, они сгнивают. Поэтому нормальное положение фигурки в храме нам до сих пор известно не было, можно было подумать, будто фигурки там лежали.

Почему упомянута богиня Макошь? Вовсе не потому, что она здесь изображена, а в силу того, что все художественные изделия исполнялись в мастерских храма Макоши. За это, то есть, за надлежащее хранение фигурки, видимо, и назначалось обещание рая. Правда, я сомневаюсь, что написано именно МАКАШИ, подозреваю, что МАКАЖИ, и хотя по сути это одно и то же, но вариант МАКАЖИ существовал в более древние времена. Однако, надпись сделана в этом месте настолько неразборчиво, что Ж и Ш легко спутать. Но изображена, судя по иконографии, конечно же, богиня Макошь.

Из особенностей русской фразы меня более всего обрадовала форма действительного деепричастия настоящего времени, ИМУЧИ (в современном русском языке - ИМЕЯ). Кроме того, винительный падеж тогда выглядел как родительный, то есть ИМЕЯ РАЯ вместо современного ИМЕЯ РАЙ. Употребление деепричастий на известных мне до сих пор надписях отсутствовало, так что данная надпись - просто счастливая находка. Но и в плане того, что перед нами - явная надпись, можно констатировать то же самое. Первая явная надпись была опубликована в 1979 году и относилась к пещере Мадлен (SAT), теперь перед нами - вторая. Но если период Мадлен продолжался от 20 до 10-го тысячелетий до н.э., то Костёнковская находка по крайней мере на 22 тысячи лет старше.

Заключение. Я весьма признателен А.А. Тюняеву за выявление явной надписи на фигурке Макоши из Костенок и за попытки ее чтения. Им верно была произведена атрибуция фигурки именно как изображение Макоши, выявлена надпись, и даже сделана попытка ее прочтения. К сожалению, дальше не хватило опыта, который приходит со временем. Однако чем больше будет таких попыток, тем дальше сможет продвинуться данный исследователь. К сожалению, надпись оказалась не чисто буквенная, а смешанная, состоящая как из букв, так и из силлабографов, к тому же осложненных лигатурами.

Сама же надпись вносит новую информацию в наши представления о расположении фигурок в храме и об употреблении деепричастий в русском языке палеолита.

Литература

АВД: Авдусин Д.А. Основы археологии. М., «Высшая школа», 1989, 335 с.

ВСЕ: Чудинов В.А. Вселенная русской письменности до Кирилла. М., «Альва Первая», 2007, 672 с.

SAT: Settegast Mary. Plato Prehistorian // World Archaeology № 10 (1979), рр. 350-366

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.06MB | MySQL:11 | 0.465sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.647 секунд