В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 9, 2008

Деревянная Мара из Пшады

Автор 10:04. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Деревянная Мара из Пшады

В.А. Чудинов

Как и многие открытия, данное было сделано случайно. !5 августа 2007 года, посетив вместе с моим спутником Александром Владимировичем Поповым участок дольменов около реки Пшада под Геленджиком, мы возвращались назад, и около киосков с прохладительными напитками, в строительном дворе, заметили необычайно толстый обрубок дерева. Стволу было, видимо, несколько сотен лет; мы подошли посмотреть. Такая диковина встречается не часто.

pshada1.jpg

Рис. 1. Общий вид толстого обрубка ствола дерева

Каково же было наше удивление, когда с другой стороны мы увидели древнюю деревянную скульптуру, напоминающую степную каменную бабу. Однако такого типа изваяния мне встречались, и я сразу же узнал в толстом бревне лик богини Мары. Но это было тогда, когда мы стали разглядывать скрытую от прохожих часть ствола. Пока же я просто продемонстрировал сам фрагмент очень толстого ствола дерева, желая перейти к следующей фотографии, однако именно во время подготовки данной статьи мой взгляд упал на сучки. По каменной Маре из-под Алексеевки я знаю, что на скульптурном лике бывают гравировки и рельефы; именно это я решил и обнаружить на данной фотографии. Эта затея удалась, Ия понял, что каждый сучок изображает некий персонаж, рис. 2.

pshada2.jpg

Рис. 2. Изображения, видимые на тыльной части скульптуры

Прежде всего дальний от зрителя сучок напомнил мне голову молодой женщины; острый подбородок скорее угадывается, чем виден, пухлые губки рта слегка перекошены, нос небольшой, пропорциональный; на правом глазу какое-то тёмное пятно. Лохматые волосы не гладкие, а образуют нечто вроде кудряшек. Выше глаз идет надпись: МИМ. Мим, мужчина или женщина, следовательно, носил такую маску; обычно Мара изображается пожилой, но тут она молода и не лишена обаяния.

Сучок поближе и также наверху изображает как бы голову на тарелке. Здесь портрет явно карикатурный: очень короткий курносый нос, седая борода, едва заметные усы, высветленный лоб, опущенные глаза, гладкая прическа прямых волос, и очень узкий череп, словно побывавший в тисках. На левом глаз персонаж подписан: это - ЯР.

Чуть ниже эту голову целует как бы лик Мефистофеля, со звериными ушами и козлиной бородой, выполненный светлым. Надпись на шее гласит: РЯ, при этом первая буква Р изображена зеркально. Персонаж РЯ до сих пор мне известен не был; вероятно, это антипод Яра, подобно тому, как в христианстве Сатана является антиподом (но и порождением) бога-отца Иеговы. Возможно, что у него имеются рожки, которые я отсек. Яр и Ря образуют странную пару, значение которой мне на сегодня неясно. Таковы три антропоморфных лика (№ 1-3). Далее следуют лики зооморфные.

Первым из них является изображение пса на самом крупном нижнем сучке, № 4. Он как бы выглядывает из овальной ямки; сам сучок служит великолепно исполненным носом животного, тогда как морда вырезана на перпендикулярно отпиленном боковом стволе дерева. На уровне глаз написано слово МАРЫ, на шее и правее - слово ХРАМ. Над ним, на верхней поверхности бокового побега с переходом на основной ствол, можно видеть изображение еще одного пса, № 5. Здесь такая же дворняжка, у которой не стоят уши, отдыхает. Третья дворняжка, № 6, бежит; она изображена в полный рост под рисунком РЯ. Сзади, скорее всего, изображен не хвост, а четвертая нога. Там же, чуть ближе четвертой ноги, имеется изображение четвертой дворняги, № 7. Светлыми буквами вдоль спины начертано слово МАРА, что я читаю в обращенном цвете. Собственно говоря, собака является одним из зооморфных ликов именно Мары.

Изображения № 8 и 9 находятся слева внизу, возле выбоины. Слева помещена свинья или, скорее, поросенок, причем подпись на уровне глаз, прочитанная в обращенном цвете, утверждает, что это ЯР. Изображение Яра в виде свиньи мне еще на встречалось. Вероятно, это один из наиболее поздних ликов Яра. У немцев если пословица, Schwein haben, то есть буквально ИМЕТЬ СВИНЬЮ, и это означает ВЕЗЕНИЕ. Полагаю, что эта пословица подразумевала не собственно свинью, а зооморфный облик Яра. ИМЕТЬ ЯРА (в качестве покровителя), видимо, и создало сюжет для возникновения пословицы.

Девятый лик антропоморфен. Изображено лицо пожилой женщины, нос треугольной формы, губы тонкие, и нижняя выпячена сильнее верхней. Глаза на выкате. Мне этот лик напоминает лицо неандертальца. Ясно, что перед нами - МАРА, что и подтверждается надписью на нижней части щеки; надпись я обращаю в цвете. Заметим, что тут изображен парный портрет Яра и Мары, но Яр в зооморфном облике, а Мара - в антропоморфном.

Наконец, можно выявить еще два антропоморфных лика и один зооморфный. Лик № 10 находится правее поросеночка и представляет собой улыбающуюся женскую маску. Лик № 11 напоминает кошачью мордочку; кошка - еще одна зооморфная ипостась Мары. Наконец, на самом правом участке в самом низу видно мужское лицо с маленькой бородкой; на уровне глаз начертано слово РЯ. Трудно сказать, карикатурно ли это лицо, но над носом между бровями у него помещен третий глаз., изображение № 13.

Таким образом, на тыльной стороны данной деревянной колоды находятся изображении 6 антропоморфных и 6 зооморфных ликов Мары и Яра.

pshada3.jpg

Рис. 3. Лицевая часть скульптуры Мары

Когда мы зашли к колоде с другой стороны, мы смогли увидеть скульптуру богини, лежащую на фоне боковой стены предприятия питания. Обращает на себя внимание отсутствие моделировки лица головы, скорбная поза с опущенной головой и руками; скульптура представлена сидящей. В опущенных руках, вероятно, находился какой-то предмет, возможно, шкатулка, но он передан настолько неточно, что сказать, что это на самом деле, весьма сложно.

pshada4.jpg

Рис. 4. Мое чтение надписей на лицевой части

На лицевой части я надеялся прочитать надписи, и не ошибся, рис. 4. Справа я изобразил монумент Мары в вертикальном положении - так бы он выглядел, когда стоял вблизи дольменов, символизируя владения богини смерти и загробной жизни. Слева я пометил мои чтения. В беленькой рамочке я читаю слово МАРА, в вертикальной черной - написанное в столбец слово МИМ, в горизонтальной черной - слова ХРАМ МАРЫ ЯРОВ. В нижней части скульптуры на подоле - слова МАСКИ, РУНЫ.

Под левой рукой я усматриваю карикатурное изображение женского лица, № 14, которое выношу отдельно. Лицо высечено горизонтально, я ставлю его вертикально и очерчиваю ластиком. Поражает неестественно маленький нос, и полуоткрытый рот с торчащими из него двумя зубами; остальные зубы, видимо, потеряны. Верхняя губа поднята, напоминая усы. Маленькие и близко посаженные глазки под мощными бровями смотрят вниз. Острый подбородок скошен справа. На нем надпись - МАРА ЯРА. В целом вид этого барельефа производит отталкивающее впечатление.

Плохо видимое изображение на груди, обведенное белой рамочкой, в обращенном цвете дает также карикатурное изображение № 15 с перекошенной нижней губой, отсутствующе верхней губой, не закрывающей верхние зубы, с острым клювообразным носом и маленькими глазками под отсутствующими бровями. Надпись на уровне глаз гласит: МИМ, на уровне зубов - МАРЫ.

pshada5.jpg

Рис. 5. Изображение на груди крупным планом

Затем я перехожу к исследованию изображения на груди крупным планом, рис. 5. Оно так же сделано горизонтально, как и большинство других изображений, № 18. Мы видим женское лицо с изломанным носом, полуоткрытым ртом с тонкими губами, острым подбородком, закрытыми глазами и тонкими дуговидными бровями. С этим лицом с тонкими чертами контрастируют необычайно накачанные бицепсы рук, словно у штангиста. Зато рука в области предплечья столь тонка, что состоит только из одной кости. Это заставляет вспомнить бабу Ягу, но у данного образа не «костяная нога», а «костяная рука». Левая грудь скорее не обнажена, а выпирает из тонкой ткани одежды так, что хорошо просматривается сосок. Правая грудь отсутствует вовсе, что заставляет вспомнить об амазонках, которые специально выжигали правую молочную железу, чтобы можно было стрелять из лука. Тонкая ткань блузки под шеей увенчана стоячим воротником с очень небольшим вырезом; застежек не видно, следовательно, блузка надевалась через голову. Замечу, что одежда почти никогда не присутствует на изображениях, поэтому те редкие случаи, как данный, заслуживают особого внимания.

Прически не видно. Зато слева и справа от головы выглядывают обезьяньи мордашки, № 16 и № 17. У обезьянки № 16 во рту виден клык, глаза устремлены вправо, тогда как у обезьянки № 17 глаза устремлены влево. Скорее всего, это мартышки. Изображения обезьянок вместе с изображениями русских богов нам уже встречались.

Возле левой руки основного лика сидит собачка, № 19. Голова ее повернута влево, по виду это такая же дворняжка, что и на остальных изображениях. Но выполнена она весьма рельефно. Из-под правой руки выглядывает еще одна мордашка мартышки, № 20. Голова животного как бы зажата рукой основного персонажа, так что мартышка глядит прямо перед собой несколько вверх. Таким образом, основной персонаж сопровождают четыре зверушки: три мартышки и одна собачка-дворняжка. Сам персонаж подписан: на щеке, на левом глазу (правого нет), и под носом читается слово МИМ, а на левом плече можно прочитать слово ЯРА. Так что перед нами - МИМ ЯРА.

Хотя основной персонаж и его спутники являются частично гравировкой, частично рельефом, то есть фигурами второго порядка по отношению к деревянной скульптуре Мары, на нем имеются контурные рисунки и слабые рельефы, то есть, фигуры третьего порядка. Этот третий порядок изображений мне встречается впервые.

Среди изображений третьего порядка прежде всего выделяется лицо бородатого человека, персонажа № 21. Это лицо расположено прямо под шеей, и его верхом является стоячий воротничок. В его бороде можно усмотреть по крайней мере еще два лица, которые уже оказываются лицами четвертого порядка; они видны совсем слабо и ими можно пренебречь. Легко догадаться, что перед нами - ЯР, что и подписано в рамочке. У данного Яра очень окладистая борода, нормальные усы, хорошо очерченный нос, но правый глаз как бы вылезает из орбиты, тогда как левый глаз закрыт. Брови густые, волосы прически гладкие, рот чуть приоткрыт, будто Яр что-то говорит. Всё лицо покрыто белыми разводами - так обычно видятся предметы на небольшой глубине под водой при ярком солнечном освещении.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.04MB | MySQL:11 | 0.143sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.171 секунд