В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 9, 2008

Деревянная Мара из Пшады

Автор 10:04. Рубрика Пещерные храмы и монументы


Левее от него изображена бегущая собака, персонаж № 22, и ее хвост касается правого уса Яра. Собака бежит так, что передние лапы приподняты, задняя правая касается земли, тогда как левая задняя взмыла высоко вверх. Мордочка острая, уши подняты. Порода напоминает дворняжку, в первом поколении произошедшую от лайки. Нетрудно догадаться, что перед нами - Мара, и что в данном случае мы имеем парный портрет зооморфной Мары и антропоморфного Яра.

Персонаж № 23 примыкает к бороде Яра справа. Он изображает лицо старухи (очень напоминающее персонаж мультфильма о крокодиле Гене - там это была старушка Шапокляк) с длинным носом и очень острым подбородком; глаза опущены, рот полуоткрыт в небольшой улыбке. Персонаж явно карикатурный, и это - тоже Мара. Так что Яра окружают образы Мары с двух сторон. При этом один лик - зооморфный и в полный рост, тогда как другой - антропоморфный, карикатурный, и дано только лицо.

Лик № 24 - это лицо той же Мары, но на бороде у Яра, ниже хвоста собаки, принадлежа, таким образом, изображениям четвертого порядка. Это - уже не карикатурное лицо пожилой дамы, смотрящее вниз; глаза опущены, средней густоты брови - седые, нос невелик, смотрит вниз, полуоткрытый рот выражает скорбь.

Нижняя часть бицепса правой руки мима Яра - это тройной лик № 25. Его левая часть - улыбающейся женское лицо, смотрящее влево, тогда как правая - крупное женское лицо смотрящее вниз с нейтральным выражением лица, тогда как выше находится также женское лицо чуть более мелкое со скорбным выражением, острым носом и очень широко разнесенными глазами.

Лик № 26 - это часть бороды Яра № 21, лик четвертого порядка, изображающий бородатое лицо с сильно вытянутой бородой, оттопыренной нижней губой, маленьким носом и вытаращенными низко посаженными глазами, над которыми нависает чёлка. Видимо, это тоже лик Яра, только карикатурный.

Лик № 27 - собачья морда почти в центре груди мима Яра, выделенная светлой бахромой. Уши дворняги, как обычно, опущены, она изображена в ¾, но сзади, и смотрит вправо. Изображение со спины на ликах богов встречается весьма редко.

Последний лик № 28 находится ниже предплечья правой руки мима Яра. Это - мужское лицо с необычайно длинными усами и редкими бакенбардами при выбритом округлом подбородке. Наряду со вдавленным носом можно отметить низко посаженный выпуклый правый глаз.

pshada6.jpg

Рис. 6. Изображения на тыльной стороны колоды

На тыльной стороне колоды вблизи низа можно обнаружить еще ряд изображений. Галерею открывает облик некрасивой женщины в головном уборе, видимо, в берете, как обычно любили ходить живописцы. Под шеей написано ЯРА, ниже - МАРА. Следовательно, персонаж № 29 - это Мара-художница. Нос картошкой въехал прямо под глаза, бровей нет, зато глаза глубоко вдавлены в глазницы. Лик, скорее, карикатурный.

Лик № 30 соседствует справа. Здесь головной убор изображен лучше; пожалуй, это не берет, а некая тарелка, то есть, шляпа с полями, но без тульи. Рот с двумя нижними зубами удивленно открыт, тонкие брови над большими глазницами приподняты, нос, скорее всего, небольшой, но он плохо просматривается. Это - два крупных персонажа.

Далее идет череда более мелких лиц. В третьей белой рамочке расположены два лика, промежуточные между лицами человека и собачьими мордами, персонажи № 31 и 32. Изображения тусклые и малоконтрастные. Всё же по усам и бороде левое изображение напоминает Яра в его антропоморфном облике, тогда как правое изображение есть зооморфный лик Мары, а всё вместе - двойной портрет двух богов.

В правой черной рамочке находится уже 4 лика, повернутые влево, но изображенные в ¾. Из ни два крупных лица, № 33 и № 36 - видимо, мужские, два мелких - женские. Кроме того, последний лик, № 36, видимо, двойной; справа у него можно заподозрить улыбающееся женское лицо.

Ярусом ниже, слева от рамочки, можно выделить пять ликов. Первый из них - лошадиный, но, возможно, что перед нами - морда осла, лик № 37. На подбородке в обращенном цвете читается надпись МИР ЯРА, что, однако, не поясняет назначение данного персонажа. Зато над верхней губой написано слово МАРА (первая буква А и Р слиты в лигатуру). Таким образом, лошадиный облик - тоже ее.

Второй лик данной композиции, лик № 38, это улыбающееся натянутой улыбкой мужское лицо со всклокоченной бороденкой. Нос вдавлен, брови насуплены, смотрит вправо. Не исключено, что перед нами карикатура. Третий лик, № 39, - женщины, старухи, и чёлочка над левым глазом образует букву Я. А правый ясный и даже подведенный глаз смотрит вправо вверх. Четвертый лик - усатого мужчины - развернут влево: кожа весьма тёмная, усы и маленькая бородка седы, взор направлен в небо. Пятый лик - женский, старухи, с головой, повернутой вправо, практически силуэт с острым подбородком. Можно не сомневаться, что перед нами - Мара. Полагаю, что всё это - групповые портреты Яра с Марой.

Лик № 42 в белой рамочке - это львиная морда. Тут уж не приходится сомневаться, что перед нами ЯР, что и читается на его глазах.

В следующей белой рамке можно видеть три лика кошачьих, и скорее всего - перед нами - львиные морды, лики № 43-45.

Ниже расположен большой фрагмент: Мара прогуливает животных. Слева от него имеется несколько человеческих лиц. Я их поместил справа отдельно. Лик № 46 представляет лицо бородатого и усатого мужчины, в котором нетрудно узнать Яра. Чуть правее расположен так же смотрящий влево лик женщины № 47, но он виден не полностью. Но весьма своеобразен лик старухи, у которой на нос сползли очки, лик № 48. Очки у богини! Это - новость. Причем оправа вполне современная, типа бабочки.

Последний лик, № 49, у меня не поместился на полях. Он представляет собой весьма интересный портрет энергичного мужчины в профиль прямо под портретом старухи в очках; теперь Мара изображена как слабо видящая старуха, а Яр - как добрый молодец.

Наконец, можно рассмотреть и Мару на прогулке с животными. Сама Мара как бы защищается от кого-то; лицо у нее - почти белое, в профиль, черты лица почти незаметны, лик № 50. Зато опять хорошо видны очки, на этот раз несколько иного фасона, прямые сверху и полукруглые внизу. Левой рукой она как бы останавливает кого-то. Но чуть выше предплечья на того же подразумеваемого врага нападает маленький лев, лик № 51. Он дан как вторичный рельефный рисунок. Однако в его косматой гриве виден контурный рисунок светлыми линиями, изображающий кошачью голову, смотрящую на Мару, либо лицо красивой молодой женщины, смотрящий вправо, лик № 52. Это уже лик третьего порядка. А четвероногое существо имеет три жуткие собачьи головы, что напоминает древнегреческого пса Цербера (или Кербера), стража царства мёртвых, лик № 53. Не появился ли этот миф вначале на Руси? Наконец, слева и справа от трехголового пса мы видим последние лица, - опять человеческое, справа лицо старухи, лик № 54, слева - лицо зрелого бородатого мужчины, лик № 55. В них несложно узнать Яра и Мару, хотя эти лица скорее карикатурные, чем нормальные.

Обсуждение. Не так давно, рассматривая скульптура малой Мары из-под Алексеевки, я был удивлен, что на этой небольшой скульптуре имеются, в свою очередь, более мелкие изображения, которых я насчитал 14 или 15. Это меня ошеломило - я не мог даже подозревать, что скульптура является местом для нанесения более мелких изображений, и что она тем самым является своеобразным храмом, поскольку содержит большой иконостас. Каково же было мое удивление на этот раз, когда число изображений выросло до 55, причем наряду с изображениями вторичными появилось много третичных и даже парочка четвертичных! Получается, что для фотографий скульптур необходим цифровой фотоаппарат с высоким разрешением, так что обычные зарисовки скульптур ничего не дадут, и даже пленочный фотоаппарат передаст далеко не все изображения. Так что внедрение новой оптической техники помогло выявить существенно иное качество скульптур дохристианских богов.

Другой момент, который удивил меня ничуть не меньше - это наличие большой фантазии авторов рисунков только на две темы - Мары и Яра. Отсутствует и Макошь, и Род. Я это объясняю для себя тем, что данная скульптура - одна из самых молодых. Вообще-то дерево на открытом воздухе гниет лет за двести; однако у меня нет сомнения в том, что данная колода была обработана специальным составом против гниения, и за все века, которым было от 3 до 5, дерево лишь слегка посерело. За то, что данная скульптура достаточно поздняя, говорит наличие на двух изображениях Мары очков. Как мы знаем, уже во времена князя Владимира лика Рода на Киевском Подоле не было, хотя еще сохранялся лик Макоши. Но что это за богиня, народ представлял себе весьма смутно. Так что данная скульптура, несомненно, относится ко второму тысячелетию н.э. Можно назвать последний срок, после которого в качестве результата реформы Никона дохристианские боги были запрещены как в изготовлении, так и в употреблении для религиозных целей - это примерно середина XVII века. Конечно, до конца этого века кое-где в глубинке еще могли высекать деревянные монументы, но тайком. Однако это прибавляет всего несколько десятилетий. Так что данное изделие можно датировать не позже конца XVII века.

Кроме как счастливой случайностью и Провидением я не могу объяснить причину находки этого уникального наиболее молодого скульптурного лика Мары. Теперь можно себе представить во всех деталях, как именно выглядели деревянные изображения Мары самого последнего периода, после многих веков господства христианства. Ничего более впечатляющего мне до сих пор не попадалось.

Вместе с тем, обращает на себя внимание судьба монумента: его вынесли за пределы дольменов, как если бы он не имел никакого отношения к дольменам (на самом деле все дольмены - это храмы Мары, так что лик Мары - это лик подлинной хозяйки данной местности), более того - отнесли на задний двор хозяйственного назначения, и как мне кажется, приготовились к тому, чтобы распилить на дрова. К сожалению, с хозяевами или ответственными лицами данного комплекса мне встретиться не удалось, а кассир, которой я рассказал о большой ценности данной находки, вообще не имела о ней представления, и к моим просьбам в адрес владельцев сохранить эту «степную бабу» отнеслась как к очередному чудачеству заезжего посетителя, тем более, что на визитке стояла смешная фамилия Чудинов. Так что, как обычно, мой голос остался гласом вопиющего в пустыне.

Заключение. Как известно, закон об охране культурного наследия работает далеко не всегда. Однако, к огромному сожалению, памятники дохристианской эпохи типа рассмотренного, вообще вряд ли кто-либо относит к нашему культурному наследию. Честно говоря, я и сам был несказанно удивлен тому, что в начале XXI века еще можно найти целые неповрежденные статуи в хорошей сохранности. Но то, что пощадило время, вряд ли пощадит рука современника.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.04MB | MySQL:11 | 0.234sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.384 секунд