Поездка в Мексику. «Цель была заранее известна: местный музей, в котором хранится коллекция Вальдемара Джульсруда, до сих пор считающаяся в академической среде фальшивкой или подделкой (подробности и детали по коллекции см. на соответствующей странице Фотобанка Лаборатории). Всему виной - динозавры, которые в коллекции не только находятся рядом с человеком, но и взаимодействуют с ним.
Поскольку мы для надежности разыскали музей еще с вечера по приезду, то на следующий день его директор - Мигель - уже ждал нас с самого утра. Видимо, сказались особенности жизни и распространения информации в небольшом городке. А может быть и удивление Мигеля тем, что о его музее знают даже где-то в далекой России... Съемки через стекло - вещь неприятная и малоэффективная. Но Мигель оказался весьма контактным человеком, и через некоторое время мы уже вовсю раскручивали витрины и вытаскивали древние статуэтки на свет (побаиваясь, конечно, что-нибудь разбить). В самый разгар работы по раскручиванию витрин и фотографированию их содержимого неожиданно появился представитель местного муниципалитета (в ведомстве которого находится музей). Познакомившись с нами, успокоился, а затем отлучился ненадолго и вернулся с некоторыми предметами из своей частной коллекции - только похвастаться, поскольку продавать что-либо отказался категорически. Нас более всего привлек керамический сосуд в форме крылатого дракончика, а также нефритовая статуэтка бога огня, на нижней стороне которой отчетливо просматривались следы... трубчатого сверления !!!
Ближе к концу дня произошло, наконец, то, на что мы надеялись и втайне ожидали: Мигель начал доставать статуэтки из "закромов". Впрочем, "закрома" представляли собой целые этажи простых пластмассовых коробок, стоящих у него в кабинете (как-никак коллекция насчитывает порядка 20 тысяч штук!).
Мы уже считали свою задачу выполненной на все сто процентов (тем более, что Мигель дал нам осколок одной из статуэток для анализа в России). Но на дружеском совместном ужине вдруг выяснилось, что Мигель готов на следующий день не только показать нам место находок статуэток, составляющих ныне коллекцию, но и предоставить возможность самим попытать счастья, поскольку у него имелось официальное разрешение на раскопки. Сказано - сделано. После ужина заехали в магазин за шанцевым инструментом, а с утра рванули на место прямо на рассвете. Прекрасная половина осталась в отеле - как-никак праздник 8 марта (но позднее они все-таки присоединились к нам, не без удовольствия помахав кайлом и лопатой).
Часов в 10 утра появились представители местного правопорядка, заинтересовавшиеся тем, что кто-то у них на виду что-то раскапывает. Вежливо поздоровались с нами, сфотографировали нарытые нами ямы и ретировались, вполне удовлетворившись объяснением Мигеля, что "сумасшедшие гринго ищут динозавров"...
Конечно, надеяться с наскока на успех сложно. Динозавров, увы, найти не удалось. Зато керамика и куски обсидиана сыпались как из рога изобилия. К полудню их набралось с несколько килограммов. Самой же удачной находкой оказался кусочек керамической фигурки - человеческий торс, который мы и увезли с собой, как не представляющий исторической ценности для археологов и историков...»
Молодцы А.Ю. Скляров и А.В. Жуков, которые смогли сфотографировать часть коллекции прямо в музеи, а некоторые фрагменты привезли для исследования!
Исследование материалов коллекции.
Предмет полемики - подлинность коллекции, поскольку она содержит экспонаты, изображающие различные виды динозавров и композиции, в которых люди взаимодействуют с динозаврами.
Однако серьезных естественно-научных аргументов в поддержку версии о фальсификации до сих пор предъявлено не было - оценки делались и делаются на основании «несопоставимости» предметов коллекции известным историкам и археологам артефактам этого района мезоамерики, причем подавляющее большинство специалистов, участвующих в дискуссии, никогда не имело дела непосредственно с предметами коллекции.
Тем более значимой и интересной является информация экспедиции А.Склярова и А.Жукова, появившаяся в результате изучения коллекции на месте (в музее Вольдемара Джульсруда в Акамбаро 15 - 27 марта 2009 г. [1], [2]) и последующего исследования некоторых из привезенных образцов методами полуколичественного электронно-зондового анализа с помощью ЭДС и по рентгеновской порошкограмме в лаборатории Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН [3]. Метод электронно-зондового анализа является одной из разновидностей рентгено-флуоресцентного анализа и характеризуется особым способом возбуждения флуоресцентного излучения с помощью пучка электронов. Преимущества использования данного метода автор исследования характеризует так: «В данном контексте важно, что локальность метода электронного зонда весьма высока и как минимум на порядок-два выше, чем при возбуждении рентгеновскими лучами (даже у лучших на настоящее время приборов с рентгеновской капиллярной оптикой диаметр пятна на мишени больше 5 мкм)» [4].
Одним из подвергнутых анализу образцов является фигурка неизвестного животного (рис.1). Исследователь описывает его так: «Общий вид керамической фигурки (длина 18 см). На левой лапке, шее и голове видны белые выцветы» [3]».
В результате исследования был сделан такой вывод: «Такую оценку - несколько сотен лет - и можно принять как нижнюю границу времени существования выцветов на поверхности образцов из Акамбаро, согласующуюся с экспериментальными данными по инструментальному анализу этих образцов (см. Примечание ниже).
Таким образом, вопрос о фальсификации коллекции Джульсруда можно считать закрытым, и следует сосредоточить внимание исследователей на содержательном объяснении состава этой коллекции.
В связи с этим необходимо иметь в виду и эвереттическую интерпретацию этого феномена как склейки некоторых ветвей альтерверса, высказанную в работе [8] и поддержанную А.Жуковым и А.Скляровым [9, стр.33], которые на настоящий момент являются наиболее квалифицированными и наиболее информированными исследователями этой исторической загадки».
Иными словами, коллекция насчитывает как минимум несколько сотен лет, а как максимум - 4 тысячи лет.
Погонщики динозавров. Аргументы и факты № 17, от 23 апреля 2008 года. Привожу небольшой фрагмент из этой статьи. «На рубеже 60-70-х годов несколько экспонатов из коллекции Джульсруда были отправлены на экспертизу в университеты США. Результаты оказались поразительными: одна фигурка изготовлена в середине V, другая - в начале III, ещё две - в середине и конце II тысячелетия до нашей эры! Древние скульпторы, разумеется, не собирались дурачить потомков.
Около 15 лет назад в США впервые были найдены останки зауроподов с коническими шипами на спине, что стало маленьким открытием. А в коллекции Джульсруда уже полвека хранятся фигурки именно этого вида ящеров с островерхими спинами. Значит, они лепили животных с натуры, и гигантские динозавры не вымерли 65 млн. лет назад, а были современниками древних американцев.
Но для чего же люди лепили ящеров?
Автопортреты разумных рептилий. Предвидя надвигающуюся природную катастрофу и неминуемую гибель, коренные жители Америки (а они, напомню, превосходно знали астрономию и создали календарь более точный, чем наш, григорианский) могли оставить память о себе и окружавшей их жизни. Или жившие на территории древней Мексики представители развитой цивилизации занимались генетическими экспериментами по выведению небывалых существ. Одна из предварительных фаз этой работы - фиксация тех видов, что имелись в природе.
Наконец, совсем уж фантастическая гипотеза: что, если эти ящеры были разумными и гигантские города, построенные в Новом Свете, - их лап дело? Почему бы нет? Исследуя Мексику и соседние страны, наш корреспондент пришёл к выводу, что до высадки Колумба на землях Нового Света кроме индейцев жили представители всех существующих на планете рас. И были они настолько развиты, что умели делать, к примеру, операции на головном мозге. Об этом - в следующем репортаже из Центральной Америки».
О фильме. Переходим теперь к рассмотрению интернета. Вот что пишет некий Ломейко 02.08.2008 на сайте
Мнение Склярова [1]. «В результате достаточно длительных размышлений о тех комментариях, которыми можно было бы снабдить приводимые в отчете фотографии, мы с Андреем Жуковым пришли к решению, никаких комментариев вообще не давать. Пусть выводы и обобщения делает для себя каждый сам. А нам, наоборот, хотелось бы не столько высказать свое, сколько услышать мнение со стороны.
Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали коллекции:
- весьма значительное количество изображений животных всего с двумя конечностями, которые могут быть как передними, так и задними (хотя есть статуэтка дракона/динозавра даже с шестью лапами!);
- довольно большое число фигурок имеют солевую патину, что косвенно указывает на их почтенный возраст и опровергает версию фальсификации;
- у некоторых фигурок на сломах можно заметить кристаллики выступившей соли, что говорит о том, что эти фигурки не только изготовлены, но и повреждены довольно давно;
- создатель (или создатели) фигурок явно были не лишены чувства юмора...».
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.434 секунд