В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 4, 2007

Древнейшее упоминание храма Яра

Автор 08:10. Рубрика Языческие храмы


Для сравнения я привел изображение бога Рода с горы Нинчурт. В целом общий типаж лица совпадает, хотя отличий здесь больше, чем на маске бога Яра.

Мое чтение надписи на маске Мары
Рис. 6. Мое чтение надписи на маске Мары

Весьма своеобразен еще более высокий фрагмент, рис. 6. Слева помещена надпись МАСКА МАРЫ, справа - сама маска. Лицо показано в виде желудя, как это обычно было принято для изображения богинь; глаза скорее намечены, чем прорисованы, носа нет вообще, виден лишь полуоткрытый горестный рот. Лицо опирается на сжатый кулак левой руки.

Мое чтение надписи на изображении Макоши
Рис. 7. Мое чтение надписи на изображении Макоши

Для полноты картины не хватает только изображения Макоши. Но и его можно найти несколько выше, хотя и совершенно неканоничным: вместо лица в виде желудя мы видим и сильно обведенные глаза, и яркие поднятые брови, и небольшой красивый нос, и хорошо очерченный рот. Однако вместо волос - свисающие в обе стороны пряли цветов. Такого лика Макоши мне еще не приходилось видеть.

Над изображением - надпись, гласящая МАКАЖЬ, так что сомневаться не приходится. Однако в рамочках мы находим необходимые разъяснения: оказывается, перед нами не маска Макоши и не лик Макоши, а МИМ, который имеет ЛИК ЯРОВ. Иными словами, в качестве Макоши выступает профессиональный артист, мим, и именно его лик, а не лик самой Макоши, здесь и помещен.

Обсуждение. Полагаю, что мне удалось убедить читателя, что речь идет не просто о ноже или кремниевом наконечнике копья. Между тем, пока трактовка такого рода изделий ничуть не отличается от той, которая была в тридцатые года ХХ века, когда работал такой наш выдающийся археолог, как, например, П.П. Ефименко. Кстати, он, в частности, писал о такого рода наконечниках: «Кремневые наконечники солютрейских стоянок с их исключительно совершенной техникой отделки, появляющиеся неожиданно в эпоху, следующую за ориньяком, и затем на долгое время исчезающие из обихода первобытных охотников нашего континента, явились предметом различных догадок. Несомненно, они должны были играть важную роль в существовании солютрейского охотника.

Их появление приходится рассматривать как результат, с одной стороны, совершенствования приемов охоты, с другой - они находят объяснение в значительных успехах техники обработки кремня, которые составляют одну из характернейших черт солютрейского времени.

Расположение масок на кремневой пластинке
Рис. 8. Расположение масок на кремневой пластинке

Высокое качество солютрейского мастерства в этом последнем отношении проявляется одинаково как в тщательном выборе сырого материала, поскольку солютрейский человек стремился разыскивать и использовать наилучшие сорта кремня или заменяющих его пород, так и в самой технике обработки этого материала. Представляется, однако, труднообъяснимым тот факт, что солютрейский охотник владел в изготовлении своих кремневых клинков такими приемами, которые в истории техники мы находим вновь только в так называемом позднем неолите, на ступени оседлого хозяйства с рыболовческой или даже земледельческой базой, где они появляются в связи с общим усложнением материального строя первобытного общества» (ЕФИ, с. 364-365). Как видим, П.П. Ефименко обратил внимание на материальную сторону солютрейских изделий как необычайно сложных по технике исполнения. Но, естественно, никому не пришло в голову видеть в этих изделиях предметы изобразительного искусства.

Что же мы на самом деле увидели на данной кремневой пластине солютрейского времени? Четыре изображения богов, переданные в правильной последовательности их возникновения: Макошь, Мара, Род и Яр. Скульптурные фигуры такого типа, но ориентированные по странам света, назывались в древности «святовидом». Здесь, однако, изображения плоские, ориентированы по возрастам, и симметричны в смысл пола богов. Скорее всего, перед нами иконка, но с несколькими персонажами, к тому же выполненными в технике микрорельефа.

Могу с уверенностью сказать, что не только в неолите, но и в античности, и даже в эпоху Возрождения ничего подобного видеть не приходилось. Замечу, что на общем виде изображение дано почти в натуральную величину, так что размер каждой композиции легко себе представить. Он необычайно мал. Для его создания приходилось, видимо, использовать какие-то оптические приборы, например, линзы.

Таким образом, в ходе моих исследований в русле микроэпиграфики, данное изделие приходится переатрибутировать, признав его, в первую очередь, памятником духовной культуры. Перед нами были продемонстрированы три рельефных цветных маски (Яра, Рода и Мары) и один портрет мима (изображающего Макошь).

Отсюда становится понятным, что изображать солютрейские изделия в мелком масштабе и целой группой бессмысленно. Каждый так называемый «кремневый наконечник» (а на самом деле сложная иконка, стилизованная под кремневый наконечник) нуждается в специальном исследовании каждой его стороны.

Заключение. Процесс исследования был вознагражден сразу несколькими интереснейшими результатами. Во-первых, выяснилось, что культ Яра, а, следовательно, его храмы и мастерские существовали уже в верхнем палеолите, в эпоху Солютре. Далее, оказалось, что на изумительные по красоте микрохолмики изделия и как бы речные русла между ними наносились надписи, причем так умело, что их можно было принять за естественное жилкование камня. В-третьих, оказалось, что какой-то микрорельеф камня был искусно поправлен так, что появились изображения масок и мимов старейших русских богов. Таким образом, данные кремневые «наконечники» оказались древнейшими ювелирными изделиями с рельефными цветными изображениями и подписями.

Литература

ЕФИ: Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Второе дополненное и переработанное издание. Государственное социально-экономическое издательство, Ленинградское отделение, 1938, 436 с.

МОЛ: Молони Нора. Археология. Оксфордская библиотека. М., Росмэн, 1996, 160 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.04MB | MySQL:12 | 0.426sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



21 запросов. 0.592 секунд