В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 8, 2009

К проблеме Ярославлевых камней

Автор 13:20. Рубрика Священные камни

К проблеме Ярославлевых камнейВ.А. Чудинов

В моей книге «Священные камни и языческие храмы древних славян» (М., Фаир-пресс, 2004) имеются надписи «Ярославлев камень». Такова, например, надпись рядом с титульной на Тверском камне, описанном Ф.Н. Глинкой и найденном им в Тверской Карелии, рис. 1.

iarkamen1.jpg
Рис. 1 (22). Ярославлева надпись на Тверском камне

Аналогичную надпись на камне «с божьим следом» можно найти и в другом месте. К сожалению, кроме его нахождения в Бологовском районе Тверской области поместивший его фотографию Игорь Маланин не приводит никаких данных, хотя и сообщает, что по преданию, вода из этого следа излечивает зубные болезни. По дополнительным сведениям, камень довольно крупный, и находится в деревне Медведево (сельсовет Кемцы) на Домашней горе. Название деревни связано с "медведем", то есть, видимо, с бывшим названием камня, так что косвенно можно понять, что перед нами - камень Медведь. А на фотографии наиболее яркий первый знак надписи загорожен мерным шестом. По своим особенностям данный камень весьма похож на предыдущие, так что нетрудно догадаться, что перед нами опять камень Макоши, рис. 2.

Далее, можно дать нашу интерпретацию надписи на камне, найденном тем же И. Д. Маланиным в 1979 году у дер. Молодильно Хвойнинского района Новгородской области. Камень находился на деревенском кладбище, а оно само «оказалось разрушенным жальником, то есть местом захоронения с применением камней-валунов для обкладки могил... На одном из камней, надземная часть которого имела размеры 36 х 30 х 27 см, я обнаружил странное изображение. Покрытая площадь составляла 10 х 15 см, глубина гравировки - до 0,5 см. Нет никаких сомнений в том, что знак выполнен рукой человека, а не является игрой природы. Но что он означает, и когда был вычерчен?

Существует предположение, что слово "жальник" происходит от слов "жалеть", "жалие", "жаль", связанных с плачем по мертвым... Не исключено, что обнаруженный знак на камне был неким магическим изображением, связанным с культом предков. Известный краевед С.Н. Ильин считал возможным отнести это изображение к разряду тотемных знаков и видел в нем часть изображения черепа козла». Но череп козла означает символику Мары, богини смерти. В данном случае меня интересует не это, а еще одна надпись ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ, рис. 3. Так что мы имеем дело с повторяющимся историческим явлением, значение которого не вполне ясно.

iarkamen2.jpg
Рис. 2 (33) Еще один камень Тверской области с надписью «Ярославлев камень»

iarkamen3.jpg
Рис. 3. Камень из деревни Молодилино с надписью «Ярославлев камень»

Подводя итоги, я пришел к такому выводу: «Из анализа камней стало ясно, что Макошь - наиболее древняя и очень почитаемая богиня, ее камни связаны с магией и ведовством, отчасти с целительством, хотя сама богиня к числу своих ипостасей относила и покровительство любви, и только ее камни после крещения Руси были также либо  окрещены (в XI-XII веках) путем выбивания крестов на их лицевой стороне (6-и, 4-х или 3-хконечных), либо просто допущены до христианских культов (Ярославлевы камни). Таких Ярославлевых камней по фотографиям нами обнаружено пять. Кроме того, явно обнаружен один Рогволодов камень и косвенно (по крестам) два Борисовых. При этом возникает впечатление, что до крещения или иного использования в христианских целях камни Макоши пытались приспособить к культу Перуна, для чего и делали на них 2-3 надписи ПЕРУНЪ, однако дальше этого дело не пошло. Так что переделка их в ЯРОСЛАВЛЕВЫ была уже не первой».

В другом месте той же книги я написал: «Только камни Макоши были удостоены особой чести почитаться и при переходе к христианству. Видимо, такую привилегию им выдал Ярослав Мудрый, после чего они стали называться ЯРОСЛАВЛЕВЫМИ КАМНЯМИ. Однако позже, в XII веке этого для реабилитации камней Макоши было уже мало, и они были по приказу полоцкого князя Бориса "крещены", то есть на них начертили кресты и надпись ГОСПОДИ, ПОМОЗИ РАБУ ТВОЕМУ. Еще позже, при сыне Бориса Рогволоде той же операции подверглись лики Макоши в виде плит. При этом крещеный камень был подарком верховного жреца Руси. А крестить камни Макоши следовало ввиду их особых свойств - умения исцелять, умения обучать любви, умения совершать разного рода магические процедуры. Камни других богов такими свойствами не обладали и операции крещения не подверглись, а посему были прозваны Черными, Синими, Чертовыми, Козьими камнями. И лишь камни Макоши уцелели в христианстве; более того, их "выдавали черни" на время даже в дни христианской Пасхи. И хранили в христианской ризнице наравне с христианскими сокровищами, а выдачу населению и возвращение назад записывали. А могли и подарить такой камень в отдаленные районы. И об этом ничто, кроме надписей на самом камне, не повествует».

Таким образом, была выдвинута гипотеза о связи данных камней с Ярославом Мудрым. Но далее эта гипотеза не прорабатывалась. Задачей данной статьи является приведение хотя бы косвенных доказательств в ее пользу.  Кроме того, была обойдена молчанием проблема отсутствия на Ярославлевых камнях выбитого креста, который вполне явно виден на Борисовых и Рогволодовых камнях. Возможно, в данном исследовании удастся решить и ее.

Статья Ф.Б. Успенского. В ней говорится: «В1044 году Ярослав Мудрый эксгумировал останки двух князей: Олега (умер в 977 году) и Ярополка (умер в 980 году). Согласно летописи, останки были перенесены в Десятинную церковь и похоронены там вторично: «Выгребоша 2 князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви Святыя Богородица». К тому времени в Десятинной церкви уже покоились княгиня Ольга (в крещении Елена), князь Владимир (в крещении Василий) и его греческая супруга Анна» (УСП, с. 407).  Это - весьма интересное свидетельство того, что только с Ярослава Мудрого можно говорить о том, будто христианство в княжеской верхушке носит закономерный характер. Но с момента официальной даты крещения Руси прошло уже 56 лет.

Автор статьи комментирует данное событие таким образом: «Ярополк и Олег приходились дядьями Ярославу; таким образом, Ярослав перезахоронил останки двух своих близких родичей по мужской линии, умерших еще до официального принятия христианства на Руси. После эксгумации, как видно из летописи, кости князей были «крещены». При всей непрозрачности глагола «крестить» в данном контексте это позволяет считать, что Олег и Ярополк умерли некрещеными и первоначально были похоронены в соответствии с языческим обрядом» (там же). Я же усматриваю здесь определенного рода практику изменения события задним числом, которая присутствовала уже у Рюриковичей и расцвела пышным цветом при династии Романовых. Теперь выяснилось, что Олег и Ярополк стали христианами не только посмертно, но и до даты официального крещения Руси. Следовательно, Ярослав Мудрый мог теперь считать всех своих родственников христианами. Иными словами, вот дата действительной, стопроцентной христианизации русских князей, правящей элиты, которая случилась на 56 лет позже пиар-акции князя Владимира.

«Одна из трудностей, возникающих при рассмотрении летописного свидетельства, заключается в отсутствии очевидного образца, на который мог бы ориентироваться Ярослав, осуществляя перезахоронение и крещение останков. Изолированность поступка Ярослава в контексте эпохи объясняется обычно его недопустимостью с точки зрения канонических правил, запрещающих совершение этого таинства над умершим. Крещение покойника было запрещено в 397 году 26-м правилом Карфагенского собора» (УСП, с. 407-408). - Наиболее простым кажется разрешение данной трудности допущением, что сам Ярослав, приняв христианство, всё-таки жил законами старой ведической общины, став христианином, так сказать, чисто формально.

Однако у автора статьи более интересное решение. Он пишет: «Оглашение, или prima signatio, предоставляло человеку особый статус, давало возможность, не будучи крещенным, принимать участие в церковной службе и вступать в полноценное общение с христианами. Позднее по исландским законам ребенок, умерший без крещения, но получивший prima signatio, должен был быть похоронен на краю церковного двора, где «освященная земля смыкается с неосвященной землёй». Человек, получивший оглашение, пользовался многими преимуществами члена христианской общины, не порывая при этом полностью с языческим миром. Подобный двойной статус в переходный период приносил его обладателю немалую политическую выгоду» (УСП. с. 413).

Называя вещи своими именами, получается, что Ярослав Мудрый узаконил двоеверие. Оглашенный как бы получал двойное гражданство в каждой из религий. При этом, как я понимаю, он освобождался от обязанности носить символ веры - восьмиконечный ведический или четырехконечный христианский крест. Но в таком случае и камни, бывшие в ведической религии целебными культовыми реликвиями Макоши, становились одновременно и церковной атрибутикой христиан, причем выбивать на камнях крест, как это приказал полоцкий князь Борис, уже не было никакой нужды. Достаточно было просто называть эти камни Ярославлевыми. В этом, на наш взгляд, и заключалась особая мудрость князя Ярослава.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.215sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.375 секунд