В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Камень ВОЙДИ из Словении

Автор 13:47. Рубрика Священные камни

Камень ВОЙДИ из Словении

В.А. Чудинов

В Словении было обнаружено несколько интересных носителей надписей. Первым из них оказался небольшой камень, найденный господином Севером. Затем в его книге можно было обнаружить еще ряд интересных камней. Есть надпись церкви города Птуй. Сначала, когда ко мне обратились за дешифровкой, я не думал, что последствия такого обращения окажутся крайне интересными.

Камешек Севера. Из Словении 28. 04. 2004 года мне была прислана фотография камня, найденного господином Леопольдом Севером с припиской профессора Антона Пердиха: «Дорогой профессор Чудинов, во вложении находится фотография камня с надписью. Что означает надпись с позиции руницы? Нашедший камень Л. Север полагает, что его необходимо исследовать с помощью увеличительного стекла. От всей души приветствую Вас. А. Пердих». А вскоре мне прислали книгу, изданную в Любляне в 2003 году с дарственной надписью автора. На с. 77 была помещена черно-белая фотография камня с подписью: «Надпись из Ратья. На передней стороне нанесено пять венетских знаков. Три буквы различны, два знака одинаковы… Камень на рисунке дан примерно в натуральную величину» [1, s. 77]. Автор находки прочитал на ней буквы Л (справа), П (чуть левее, хотя это на самом деле две вертикальные линии без крыши, но со случайной царапиной наверху) и У (в виде V). Кроме того, тут усмотрены буквы О, Ц и Ч. Находка была сделана на поле села Ратье. Села с таким названием широко встречаются в Словении, например, поселок Ратике у села Подгорица в Добрепольской долине, и на этих местах, по предположению автора находки, когда-то существовало некоторое святилище богини Рейтии. Итак, согласно Северу, на камне написано по-венетски нечто, что может звучать как ЛОПЦУЧ или ЛОЦПУЧ, а также ПОЛЦУЧ или ПОЦЛУЧ.

Камешек из книги Севера
Рис. 1. Камешек из книги Севера

Чтение основной надписи и аналогии. С моей точки зрения надпись не содержит букв венетского письма и не должна читаться справа налево. На первый взгляд данная галька напоминает стопу человека (повернутую к нам подошвой стопу правой ноги). Полагаю, что профессор А. Пердих был совершенно прав, предполагая, что надпись нанесена руницей, хотя в этом отношении данное предположение противоречит мнению Леопольда Севера. Проще всего можно увидеть, кто прав, А. Пердих или Л. Север, если попытаться прочитать надпись и обнаружить, что если читать ее как руничную, она становится осмысленной. Прочитав ее, можно понять, что она довольно традиционна. Итак, я читаю ее какvoidi1-1.gif, что звучит, как ВОЙДИ! Хотел бы отметить, что в моей книге о рунице [2, с. 285, рис. 208] мы видим ту же самую надпись, ВОЙДИ, выполненную тем же способом, voidi1-1.gif и нанесенную на порог Успенского собора в Рязани. Отмечу, что вместо существительного ВХОД в средние века предпочитали использовать глагол ВОЙТИ в повелительном наклонении. – Итак, я выполнил чтение на уровне обычного, традиционного исследования – то есть прочитал только макроскопические знаки. Но именно это от меня и ожидали А. Пердих и Л. Север.

Чтение надписей среднего размера. Особенностью моего подхода к эпиграфики является то, что я обычно не останавливаюсь на чтении самых крупных надписей, а иду дальше и читаю надписи среднего размера и совсем мелкие. Для чтения надписей среднего размера необходимо обращение рисунка в цвете, то есть переход в черно-белом изображении от позитива к негативу, как это показано на рис. 2, где в центре внизу я помещаю фрагмент основного изображения. Он в данном случае выглядит светлым, а над ним располагается другая темная надпись, которая читается как имя славянской богини болезни и смерти – МАРЫ, стоящее в родительном падеже. На ряде ступеней славянского язычества храм Мары располагался под храмом Макоши в земле [3], тогда как в другие периоды он имел вполне самостоятельное расположение.

Некоторые небольшие надписи располагаются под основной. Прежде всего, это слово ХРАМ. Его нахождение позволяет понять весь текст как законченный, и он гласит: ВОЙДИ В ХРАМ МАРЫ! Здесь первая половина надписи (ВОЙДИ) начертана ярко, темным по светлому и руницей, тогда как вторая половина (В ХРАМ МАРЫ) выполнена неясно, в виде фона вокруг основной темной надписи и кириллицей.

Фотография камня в обращенном цвете
Рис. 2. Фотография камня в обращенном цвете

Ту же самую надпись, но со словом МАРА в родительном падеже, мы можем видеть на надписи в рамочке (повернув ее на 900 влево). Мое чтение – ХРАМ МАРЫ. Теперь можно предположить, что камень являлся приглашением посетить храм Мары, то есть некоторого рода афишей храма Мары.

Чтение микронадписей. Теперь можно перейти к чтению микронадписей, рис. 3. Здесь я читаю слова МАСТЕРСКАЯ — наверху и вблизи второй вертикальной линии знака ДИ. Мы видим также слова ХРАМА и МАРЫ в рамочках. Таким образом, читается обычная ремесленная формула — МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ, очень похожая на те, которые встречаются на многих других изделиях этого храма.

Имеется и другая надпись с тем же самым текстом, МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ, поскольку такова была традиция. На сканере моего компьютера фотография получилась довольно темной, и я не смог получить хорошего изображения знаков VO и I. Но визуально я смог увидеть, что знак VO состоит из надписи МАСТЕРСКАЯ (правая диагональ), а под горизонтальной линией знака I можно увидеть слово МАРЫ. Слово МАСТЕРСКАЯ повторяется также на левой вертикали знака ДИ, тогда как на правой вертикали того же знака можно прочитать буквы кириллицы, содержащие слова ХРАМА МАРЫ.

Мое чтение микронадписей
Рис. 3. Мое чтение микронадписей

На рис. 4. можно видеть композицию букв, из которых состоит большая буква М. Эту надпись из мелких букв я читаю как слова МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ. Больше никаких надписей я на данном камне не нахожу.

Буква М состоит из более мелких надписей
Рис. 4. Буква М состоит из более мелких надписей

Осталось лишь поблагодарить А. Пердиха и Л. Севера за передачу мне интересного материала. Камень оказался написанным не по-венетски, а по-русски, и традиционная крупная надпись показывала, куда следовало направить свои стопы, чтобы попасть в храм Мары. Теперь мы знаем, как выглядели мелкие указатели направления.

Заключение. Подобно тому, как камни с наименованием улицы закладывались в нижних ступенях домов в средневековой Руси, а указатели дорожного движения вставлялись непосредственно в мостовые, так и указатели направления на храм лежали прямо на тропинке. Это естественно, поскольку многие люди при ходьбе смотрят прямо под ноги. Поскольку наиболее крупная надпись означает ВОЙДИ, а сама форма камня напоминает стопу человека, полагаю, что данный камень находился прямо перед входом в храм Мары и как раз обозначал вход.

Литература

1. Sever Leopold. Iskal sem prednamce. Dokazi in razmišljanje o starožitnosti slovencev na dolenjskem zahodu. Ljubljana, Turjak: samozal., 2003, 168 р.

2. Чудинов В.А. Руница и археология Руси. М., «Вече», 2003, 432 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.86MB | MySQL:11 | 0.196sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.343 секунд