В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 18, 2008

Каменная Мара с острова Хортица

Автор 01:20. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Каменная Мара с острова Хортица

В.А. Чудинов

В последнее время судьба оказалась благосклонной ко мне в плане знакомства со скульптурными ликами богини Мары. Сначала я выявил этот лик на фотографии в книге, присланной из Словении, затем сфотографировал большую и малую Мару в Алексеевке, летом 2007 года обнаружил лежащий деревянный лик Мары близ реки Пшады под Геленджиком и вот теперь мне прислали пятое изображение с Украины. Моим корреспондентом был Вадим Зубко из Запорожья, который, в частности, писал: «Огромное спасибо вам за ответ! Сразу скажу, что к "группировке" Галины Лозко не имеем никакого отношения! Мы имеем тесные связи с двумя крупнейшими Родноверческими организациями: "РПВ" (Родная Православная Вера), и "РПК" (Русское Православное Коло). Более того, могу сказать, что организация Галины Лозко уже давно пользуется дурной славой на Украине! Ее деятельность сопрягается постоянными провокациями с ярко выраженным культом личности. Поэтому, прочитав вашу книгу "Правда о сокровищах Ретры" ничуть не удивился вашему рассказу, об истории создания первого выпуска данной книги, и, так или иначе, связи всех тех событий с госпожой Лозко. Также скажу, что я, и большая часть здравомыслящих людей, по крайней мере, на востоке Украины, разделяет теорию о северной прародине человечества. Мы являемся сторонниками формулы единения всех братьев Славян от Востока до Запада. И когда некоторые спрашивают: «кем ты себя считаешь?», я всегда говорю: моя страна от Балтики до Владивостока! Я не Грек и не Варяг, я Славянского Славного Рода! Ведь, Арктическая теория вовсе не противоречит теории известного у нас академика Юрия Шилова об Аратто-арийской культуре на территории современной Украины. Вопрос ведь в том, что было до, так называемой Аратты? Ну, а теперь о главном! Я отсылаю вам первую часть фотографий, сделанных на острове Хортица.  Также, хочу поделиться с вами информацией и несколькими фотографиями, с малоизвестного «Перунова Капища»!  Оно расположено немногим более 70-ти км к югу от Днепропетровска, село Никольское на Днепре, где в конце прошлого века историков заинтересовало древнее строение, кромлех, имеющее немалую историческую ценность. Сооружение, состоящее из вкопанных по кругу каменных глыб (1,5-2 метра в высоту и 1-1,5 в ширину, точные размеры и расположения смотрите на прилагаемых картах-чертежах). Стоит отметить и то, что данное сооружение выложено не просто гранитными глыбами, а очень умело обработанным, по форме напоминающий русский щит-каплю. Лицевая сторона обработана так, что имеет некоторую выпуклость, в то время как внутренняя несколько выбрана, вследствие чего она как бы вогнута, что только приближает к мысли о его схожести с упомянутой формой щита. В начале прошлого века это место было ископано псевдо-учеными, вследствие ничего материально-ценного, не найдено и попросту было забыто до наших дней. За все прошедшее время, здесь практически все заросло деревьями и кустарниками, и нам пришлось приложить немало усилий, чтобы очистить это место!  Буквально в 400-500 м от него находится мемориал на предполагаемом месте последнего боя и гибели Великого князя Святослава Игоревича, погибшего на этих землях. Из этого вытекает вопрос, возможно, засада кочевников не зря была здесь? Возможно, они были уверены, что Святослав обязательно посетит, в те, наиболее трудные для него времена эти места? (Фотографии более крупного плана, каждого элемента, я обязательно пришлю вам через недели три-четыре, когда у нас начнется сезон поездок).  Жду ваш ответ! С уважением, и наилучшими пожеланиями Вадим». И далее следовала серия рисунков, из которой меня заинтересовал рис 1.

hortiza1.jpg

Рис. 1. Каменный лик якобы «Полочанки» с острова Хортица под Запорожьем

Общий вид скульптуры. Впервые нам встретилась скульптура, видимо, чуть выше человеческого роста, что можно предположить, исходя из размеров таблички. Подписанное слово «Полочанка» меня не удивляет: атрибуция производилась, скорее всего, археологами (именно они и дали датировку), которые обычно все каменные изображения приписывают половцам. Следовательно, на их взгляд, перед нами «Половецкая каменная баба». Но поскольку словосочетание «Половецкая баба» звучит двусмысленно, его переделали в «Полочанку». Тем не менее, по иконографии это - именно Мара. Правда, обычно ее лицо не моделировано, голова наклонена вперед, а руки скрещены на животе и как бы спрятаны в муфту. Здесь же лицо моделировано, в чём я усматриваю известное новшество и отступление от канона.

Мара показана в полный рост, голова - неоправданно большая (такая диспропорция вместе с моделированием лица наводит на предположение о том, что сам рельеф лица был сделан значительно позже скульптуры богини, возможно именно в XII веке); из-под подола видны ноги (на некоторых вариантах изображения Мары ноги также видны). Черты лица Мары носят признаки примитивизма: нос совершенно параллельный, без расширения внизу и ноздрей и без сужения к переносице; последняя в виде ямочки вообще отсутствует. Рот прямолинейный, губы не обозначены, глаза очень велики и заполняют практически всю глазницу, брови не обозначены.

Как бы ни относиться к этому изображению, но рельеф лица Мары на этой скульптуре нам встречается впервые. Наша предварительная атрибуция должны быть подтверждена нахождением на данной скульптуре надписей и ликов других богов.

Чтение надписей и выявление ликов богов.  К чтению надписей и выявлению ликов я приступаю на увеличенных фрагментах изображения.

hortiza2.jpg
Рис. 2. Моё чтение надписей на изображении головы Мары

Чтение я начинаю с головы Мары. Большой горизонтальной рамочкой я обвожу наиболее крупную надпись правее рта богини, и в выделенном фрагменте читаются вполне ожидаемые слова МАРА ЯРА. Подобная же надпись, то есть, МАРА ЯРА, выявляется высоко на лбу у основания волос над левым глазом. Левее в квадратной рамочке очерчен зооморфный лик - львиная морда, смотрящая анфас, с надписью ЯР. Правее левого глаза, под ним, изображено в профиль, смотрящий влево, лицо пожилого мужчины с усами большой окладистой бородой. Правее линии рта можно прочитать надпись РОД. Как видим, изображения других богов на голове Мары имеются, хотя их очень мало.

hortiza3.jpg
Рис. 3. Моё чтение надписей на фрагменте скульптуры Мары в районе рук

Переходя к фрагменту скульптуры в районе рук, я выявляю вначале слева внизу в квадратной рамочке двойное изображение, головы бородатого человека в профиль, повёрнутой влево, и странного карикатурного лица, смотрящего анфас. На уровне глаз человека, но правее, видна надпись ЯР, такая же надпись ЯР может быть прочитана справа от левого глаза странной физиономии, тогда как в качестве ее рта служит надпись АР. - Белой вертикальной рамочкой чуть выше я выделяю, вероятно, львиный лик анфас, на котором на глазах читается надпись ЯР. Наконец, справа от основного фрагмента в вертикальной прямоугольной рамочке можно видеть лицо красивого бородатого и усатого мужчины в профиль, на этот раз развернутое вправо; его глаз несёт ту же надпись ЯР.

hortiza4.jpg
Рис. 4. Моё чтение надписей на нижнем фрагменте скульптуры Мары

На нижнем фрагменте скульптуры в горизонтальной прямоугольной рамочке можно прочитать слова: МИР ЯРА. Кроме того, тут можно выявить ряд вторичных ликов. Так, самый левый и довольно тусклый лик в черной рамочке содержит женское лицо анфас, на котором с трудом виден прямой вертикальный нос и горизонтальный рот, остальное скорее угадывается. Надпись можно прочитать в прямом и обращенном цвете на уровне переносицы и рта: МАРА ЯРА. Второй лик, чуть ниже и правее, дан в профиль с поворотом вправо, он изображает мужское лицо, на верхней части носа которого написано слово ЯР. Третий лик находится левее и ниже, это - карикатурное женское лицо анфас с неправильным овалом, очень коротким носом, близко посаженными глазами и опущенными уголками губ. На уровне глаз и рта - аналогичная первой надпись МАРА ЯРА.  Правее и чуть выше - еще одна карикатура; теперь изображено мужское лицо анфас  (возможно, чуть левее находится еще одно мужское лицо поменьше, развернутое вправо) с улыбающимся ртом, очень тонким носом и непомерно большой бородой. Глаз, видимо, четыре. На их уровне читается надпись МИМ ЯРА.

Обсуждение. К сожалению, показан только вид спереди; виды сбоку и со спины отсутствуют. Однако даже основной фотографии высокого разрешения вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что, вопреки подписи на табличке, перед нами находится изображение не половчанки, а русской богини болезней, смерти и загробного мира Мары. Изображение дано в полный рост, и, вероятно, превышает размер человека.

Вместе с тем, имеется ряд отличий от канонического скульптурного изображения Мары, что я объясняют весьма поздним периодом изготовления данной скульптуры, возможно, действительно в XII веке, три века спустя официального принятия христианства. К этим отличиям я отношу: 1) наличие моделированного лица вместо сплошного эллипсоида и отсутствие наклона головы вниз; 2) своеобразное узкое начертание носа в виде вертикального полуцилиндра с параллельными линиями границ; если на самой скульптуре нос еще весьма широк в верхней части, то на вторичных ликах он очень узок, как на христианских иконах, 3) весьма плохое качество изготовления изображений львиной морды в качестве зооморфного лика Яра; возникает впечатление, что художники уже не помнят этого зверя и не могут реалистично изобразить голову этого животного, 4) весьма малое количество вторичных ликов на передней части скульптуры Мары (всего 10), 5) изображение ног под достаточно высоко поднятым подолом платья и 6) очень крупные и явно выбитые резцом буквы, поясняющие назначение всей скульптуры Мары. Невольно возникает впечатление о деградации методов обработки камня, о наличии плохо выделанной поверхности скульптуры, о переходе от мелких и затейливых надписей предыдущего времени к грубым и крупным, о стремлении к минимализации вторичных ликов и о подражании ведических скульптур христианским образцам, а именно - христианскому изображению ликов (особенно носа и глаз). Это, вместе с определенной археологами датой, безусловно, даёт нам не только новые сведения, но и помогает понять направление, в котором развивалась ведическая религиозная пластика в период усиливающейся христианизации Руси. Возникает впечатление, что вместо мастеров скульптуры данный монумент изготавили ученики или вообще дилетанты. Кстати, я не обнаружил на скульптуре, хотя и вглядывался, обычных для такого случая надписей МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ. Конечно, это наблюдение пока предварительное, поскольку мне неизвестны боковые стороны и задняя сторона, однако если оно верно, то можно считать, что неканоничность данного изображения подтверждается отсутствием соответствующей надписи.

С другой стороны, обнаружение каждого нового лика Мары весьма сильно расширяет наши представления о славянских богах и служит еще одним опровержением бытующего в современной археологии мифа о том, что якобы у восточных славян вообще не было каменных изображений их божеств.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.02MB | MySQL:11 | 0.218sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.365 секунд