В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 24, 2014

Рим как колыбель западной цивилизации

Автор 11:50. Рубрика Исторические комментарии

А вот реклама в виде антирекламы, как бы негативное впечатление туриста: «Рим! Колыбель западной цивилизации! Рим! Древний город, набитый памятникам культуры! Рим! Ненавижу Рим... Ненавижу полчища туристов, ненавижу толкотню и давку, ненавижу громкие вопли со всех сторон... Ненавижу духоту, ненавижу пробки в центре, ненавижу беспрерывные подъёмы и спуски... Отдельно ненавижу жуткий разнобой зданий, когда рядом могут стоять остатки античных терм, палаццо XIX века, средневековая церковь и модерновое здание какого-нибудь министерства. Эта смесь меня просто бесит, как в Москве, так и тут...

Ненавижу также большую часть местных отелей, которые заламывают совершенно несообразные со здравым смыслом цены. Чтобы жить более-менее в центре, надо отдать этак сотню евро за ледащий номерок, крохотный и неуютный. Примерно в те же деньги стоило мне проживание в Кении, на берегу Индийского океана в роскоши и с полупансионом, а тут паршивенькая гостиница возле Термини ломит несусветный ценник. Более того, с недавних пор Рим вместе с Флоренцией дотумкал брать пошлину с проживающих. Если тебя, положим, "приютили" четыре звезды, изволь по 4 евро в день выкладывать. Это что ж получается: я, например, нашёл неплохое местечко под названием "Cristoforo Colombo" с ценой в 55 евро за ночь, пусть далеко, сорок минут до центра транспортом, зато комфортно и завтрак хороший. Что ж мне теперь, за двоих отдавать ещё 8 евро в день?!

Особенно ненавижу местных жителей, вечно вопящих как труба Иерихонская. И ведь судя по обстановке, обсуждают они как правило такие "важные" проблемы, как запор любимой собачки или что-то в таком духе. Стоит только сосредоточиться на каком-нибудь шедевре архитектуры, как слышится трель мобильного телефона, за ним следует "Пронто?" - и понеслось "Санта-Мария-Мадонна, пор фаворе, прохлебалло!"

Ненавижу...

Спрашивается, зачем же я регулярно езжу в Италию - только в уходящем году там был три раза? Ответ прост: колыбель цивилизации, памятники культуры, исторические места. В конце концов, судя по подсчётам специалистов, девять из десяти заслуживающих внимания предметов искусства находятся на Апеннинском полуострове...

Вот и приходится периодические навещать Итальянскую республику, только последнее время я стараюсь соблюдать осторожность, приезжая на четыре-пять дней; больше мои нервы не выдерживают. Пару лет назад я отважился на двухнедельный вояж по центральным регионам, да и то удалось справиться с программой только потому, что в середине поездки у меня была намечена небольшая вылазка на Мальту, где мне удалось отдохнуть от итальянцев» [6].

Сквозь вроде бы стандартные строки «колыбель цивилизации» просачивается неприязнь автора к пустопорожним разговорам местных итальянцев, которые эксплуатируют миф о том, что «все дороги ведут в Рим». Правы ли подсчёты специалистов? Так ли обстоит всё на самом деле?

Еще одна рекламная фраза: «Запишитесь на языковые курсы в Риме с EF и узнайте, почему этот город часто называют колыбелью западной цивилизации» [7]. И еще одна: ««Все дороги ведут в Рим» Какими бы путями не попал человек в Рим, он не может не ощутить, что ему представляется возможность открыть для себя историческое, архитектурное и художественное наследие универсальной ценности, ибо римская цивилизация явилась - наряду с греческой - колыбелью всей западной цивилизации.
Рим как бы является свидетелем многовековой истории Запада
» [8].

Промежуточные выводы. Можно было бы привести еще ряд свидетельств о том, что Рим является колыбелью западной цивилизации с сопутствующими утверждениями, однако уже сейчас можно сделать ряд выводов, которые указывают на большие сомнения.

Культурные страны. До Рима якобы не было никаких других стран, от которых произошла западная цивилизация. Википедия поясняет: «За́падный мир или западная цивилизация - совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Западной Европы и выделяющих их на фоне других государств мира. К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы, США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иногда также ЮАР, Израиль, Японию и др. Однако истоки западной цивилизации и ведущие её носители постоянно трансформировались в географическом, культурном, лингвистическом и религиозном плане. Значителен также и внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную западную культуру. Важно также осознавать нетождественность понятий «западный» и «европейский», хотя эти термины взаимосвязаны.

Во время холодной войны в СССР и других социалистических странах под западными обычно понимали страны, в которых «вся жизнь организована на основе частной собственности». В целом, так как нет единого критерия отнесения страны к западному миру - сам термин нельзя считать однозначно соответствующим современности».

Иными словами, само понятие «западной цивилизации» не вполне определено. Что же касается конкретных стран, то страны Западной Европы в основном определяются тем, что их религией является христианство католического толка. Что же касается США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, то это - страны, в развитие которых внесла вклад «владычица морей Британия».

«Вопрос, принадлежит ли Россия к западной цивилизации, является в истории, социологии и культурологии дискуссионным. Согласно одному мнению («западничество»), Россия является частью западной цивилизации, но развивается с опозданием по сравнению с другими принадлежащими к ней странами. По мнению других, она является ядром особой цивилизации («православно-славянской» или «евразийской», см. также «Хартленд», «славянофильство»), с одной стороны, являющейся ответвлением западной цивилизации (в частности, имеющей христианские корни), но при этом во многом не похожей на Запад.

Третьи полагают, что Россия находится на стыке цивилизаций и эклектически сочетает их отдельные черты, которые не соединяются в нечто целостное и непротиворечивое».

Я придерживаюсь второй точки зрения - что существовала особая, русская цивилизация. О чём я в моих исследованиях, разумеется, пишу.

В другой работе можно найти несколько большую детализацию: «Признаки европейской цивилизации: ускоряющееся развитие науки и техники, индивидуализм, позитивизм, универсальная мораль, разнообразные идеологии наподобие демократии, либерализма, национализма, социализма, предлагаемые взамен традиционных ценност. Важнейшими частями западной цивилизации можно считать греческую философию, римское право и христианскую традицию. Впрочем, в современном западном мире наметился решительный отказ от христианских ценностей, их замена т.н. общечеловеческими ценностями» [9].

Неиталийские поселения. До Ромула и Рема на территории нынешнего города Рима якобы не существовало никаких неиталийских поселений. В работе [9] С.И. Ковалев пишет: «Население Италии в раннеримские времена было чрезвычайно пестрым. В долине По и несколько южнее жили племена кельтов (галлов): инсубры, ценоманы, бойи, сеноны. К югу от верхнего По, в Приморских Альпах и на генуэзском (лигурийском), побережье находились отсталые племена лигуров. К северу от нижнего течения По и далее к востоку обитали венеты. В Этрурии жили этруски (туски), которых греки называли «тирренами».

К востоку и югу от них, занимая всю среднюю Италию и часть южной, находились многочисленные племена италиков: к востоку от Тибра - умбры; еще дальше на восток до самого моря - пицены (возможно, впрочем, что последние не принадлежали к италикам). По нижнему течению Тибра, к северо-западу от него, жило маленькое племя фалисков, а к югу от него, занимая северную часть Лация, - родственные им латины. Соседями последних являлись эквы, герники и вольски.

К югу от умбров и пиценов, в восточной части средней Италии, находилась большая группа родственных им италийских племен, которая в ученой латинской литературе называлась сабеллами. К ней принадлежали мелкие племена сабинов, марсов, френтанов, занимавшее центральное положение большое племя самнитов и жившие в Кампании оски.

Южная ветвь этой группы (луканы и бруттии) занимала западную часть южной Италии - Луканию и Бруттию. В Апулии и Калабрии жили мелкие племена давнов, япигов, мессапиев и др., по-видимому, не принадлежавшие к италикам. От них дошло некоторое количество надписей, содержащих главным образом собственные имена. Такие местные диалектологические надписи имеют большое значение для решения проблемы о племенном составе древнейшей Италии.

Берега южной Италии вплоть до Кампании были заняты греческими колониями. Здесь находились города Кумы, Неаполь, Посидония, Элея, Регий, Кротон, Тарент и др. Плодородная Сицилия служила ареной ожесточенной борьбы между греками, колонизовавшими восточную половину острова (города Сиракузы, Леонтины, Катана, Тавромений, Мессана), и карфагенянами, занявшими западную половину (Дрепан, Лилибей, Агригент и др.). Внутри острова жили туземные племена сикулов и сиканов. Сардиния и Корсика с их местным населением сардов и корсов также были объектом карфагенской и греческой колонизации.

Чем объясняется такая сложность этнического состава Апеннинского полуострова? Вопрос об этногенезе Италии - один из самых трудных в науке. При решении его мы начнем с фактов наименее спорных. Одним из таких фактов является, например, то, что греки и карфагеняне были в Италии элементом пришлым. Их появление там, пути распространения и дальнейшую историю можно проследить довольно хорошо. Точно так же можно считать общепринятым, что лигуры и сикулы - остатки древнейшего туземного населения, когда-то широко распространенного в Италии и Сицилии».

Как видим, ни о каких славянских племенах тут речь не идёт А далее автор констатирует: «Но на этом кончается область бесспорного: дальше - все спорно. По отношению к основному массиву населения Италии (галлам, италикам и этрускам) большинство современных ученых стоит на миграционной точке зрения, восходящей своими корнями еще к грекам и римлянам. Согласно господствующим взглядам, галлы, италики и этруски пришли на полуостров извне. Они истребили или оттеснили в горные части страны коренное «доисторическое» население и заняли его место. С галлами это произошло уже на глазах истории. Они появились из-за Альп в V в., распространились по долине По, вытеснив оттуда этрусков, а в начале IV в. продвинулись еще дальше на юг».

Иначе говоря, помимо италиков, предками римлян были кельты, греки и этруски. Вообще говоря, речь идёт не столько о территории Рима, сколько о территории всей Италии, и область Рима в этом отношении не составляет исключения.

«Появление италиков господствующая точка зрения объясняет следующим образом. Они мигрировали в Италию с северо-востока двумя волнами. Первая волна появилась в долине По в начале II тысячелетия. Это были строители свайных поселений (палафитов) на реках и озерах северо-восточной Италии. Около середины II тысячелетия жители свайных построек переходят на сушу в областях к югу от По. Остатки их поселений называются «террамарами» (terra marna - «земля для удобрения»). В их плане археологи находят черты позднейшей римской строительной техники: ров и вал, перпендикулярное расположение улиц по странам света. Жители террамар уже владеют бронзовой техникой, знают земледелие, скотоводство, ремесла и сжигают своих покойников. Их считают отдаленными предками фалисков и латинов.

Вторая волна италиков появляется на полуострове позднее - около конца II тысячелетия. Их главное отличие от первой группы видят в том, что они не сжигали, а погребали своих покойников. Их считают предками умбро-осков.

Около 1000 г. в Италии возникает железная техника. Это - «культура Виллановы», названная так по имени местечка около г. Болоньи, где впервые развивается техника железа. Отсюда культура Виллановы распространяется по Этрурии, Лацию, Кампании и северной Апулии. Носителями ее были те же италики, продвигавшиеся все дальше к югу.

Наконец, в конце VIII или в начале VII в. в рамках культуры Виллановы в Этрурии археологически можно установить появление новой своеобразной культуры, которую называют «этрусской».

Получается, что представителей культуры Виллановы современная историография относит к италикам, и, следовательно, италиками были и римляне. Так ли это, я хотел бы проверить, ибо здесь у меня закрадываются большие сомнения.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.155sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.301 секунд