В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 12, 2014

Скульптуры из Копана

Автор 10:46. Рубрика Чтения новых текстов

Скульптуры из Копана

Чудинов В.А.

1 октября 2014 года Anna Kiran опубликовала 9 фотографий  места: CA-11, Копан Руинас, Гондурас [1]. Меня они заинтересовали, поскольку само слово «Копан» понятно русскому человеку без перевода: этот город КОПАН. И хотя к фотографиям у их автора  комментариев нет, меня они весьма удивили, поскольку я  увидел на скульптурах русские надписи.

kopan1.jpg

Рис. 1. Скульптура черепахи из Копана и моё чтение надписей на ней

О Копане. Википедия пишет: «Копа́н (исп. Copán) - одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса (одно из древних названий городища и окрестностей - Хушвинтик). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в километре от одноименного городка и в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII-VIII веков н. э.) был центром царства Шукууп - самостоятельного государства древних майя, охватывавшего территорию современной юго-восточной Гватемалы и юго-западного Гондураса. Угасание Копана, по-видимому, связано с общим кризисом государств майя в IX веке.

По данным археологов, сравнительно крупное поселение на месте археологического городища Копан существовало уже на рубеже эр. В 426 году н. э. К'инич-Йаш-К'ук'-Мо, происходивший из рода правителей Хушвица (городище Караколь, Белизе), основал копанскую царскую династию. Согласно более поздним копанским надписям, прежде чем воцариться в Копане, К'инич-Йаш-К'ук'-Мо совершил паломничество в далекий Теотиуакан в Мексике, где он получил инсигнии верховной власти. Потомки К'инич-Йаш-К'ук'-Мо правили Копаном на протяжении последующих 400 лет (всего нам известно шестнадцать царей). Дворцовый комплекс на берегу реки Копан, заложенный ещё при основателе династии, со временем превратился в обширное скопление жилищ, храмов, и площадей, известное теперь как Акрополь.

Городище Копан обязано своим названием Диего Гарсиа де Паласио, который в 1576 году составил первое описание древнего города, прозванного «копан» («мост» на науатле) местными жителями». Иначе говоря, местные жители вполне могли переосмыслить русское слово, если они входили в соприкосновение с русской культурой.  

«Известность Копану принесли опубликованные записки и иллюстрации путешественников Дж. Л. Стефенса и Ф. Кезервуда, побывавших на городище в 30-е годы XIX века. Первое систематическое документирование монументов Копана было предпринято Модсли в 1880-90-е годы, а археологические исследования начались с четырех экспедиций Музея Пибоди Гарвардского университета в 1890-е годы. Первые экспедиции в Копан не обошлись без трагедии: один из руководителей гарвардской экспедиции, Джон Оуэнс, умер от тропической лихорадки и был похоронен на главной площади Копана перед Стелой D. В начале XX века, Спинден и Морли продолжили документировать и исследовать надписи и скульптурные изображения Копана и окрестностей. Институт Карнеги осуществил масштабные раскопки и реставрационные работы в 1930-40-х гг. Начиная с 1960-х годов, Институт Антропологии и Истории Гондураса основанный в 1952 году начинает играть ведущую роль в исследовании Копана и разрабатывать долгосрочную стратегию изучения и охраны древнего города».

Чтение надписей на скульптурах Копана. Естественно, что меня заинтересовали надписи на местных скульптурах. Так, на скульптуре черепахи, на передней ее части выше обводной кромки в обращенном цвете можно прочитать слова: ХРАМ МАРЫ И 3-й МОСКВЫ ЯРА МАРЫ, а также РУСЬ СКЛАВЯН. А Русь Славян - это и есть Русь Яра Мары. И, наконец, 23 АРКОНА ЯРА.

kopan2.jpg

Рис. 2. Скульптура дракона и моё чтение надписей на ней

Прежде, чем переходит к рассмотрению другой скульптуры, я хотел бы остановиться на осмыслении данных, полученных на первом изображении. Так вначале я выражение «И 3» прочитал как предлог «ИЗ», и только сравнивая с другими надписями на других изображениях, понял, что небольшая по размерам буква «И» при весьма крупной букве «З» должны читаться как союз и цифра.

Но в таком случае получалось, что этот город индейцев майя был не первой и не второй Москвой Склавян, а только третьей. Если первой Москвой Склавян был Каир, то,  как сейчас называлась вторая Москва Склавян, я пока не знаю. Но становится понятно, что если городов Яра с названием «Москва» было три (Рим, Мадрид, Смоленск), и городов Склавян с названием «Москва» было три (Каир, ?, Копан), то и городов Мары с названием Москва тоже должно быть не менее трёх (Великий Новгород, ?, ?).

Наконец, число «23» перед названием Арконы написано так, что номер понять трудно. Если читать крупные цифры, получается «32», как я и прочёл сначала; если читать мелкие цифры поверх них (как бы после исправления), получается «23». Посмотрим, какие цифры в качестве номера вторичной Арконы можно будет прочитать на следующих изображениях.

kopan3.jpg

Рис. 3. Изображение малого дракона  и моё чтение надписей

На изображении большого дракона, рис. 2, я сначала читаю надпись на кирпичах храма чуть поодаль, точнее - на самом правом кирпиче нижнего ряда кладки. Тут написано: ХРАМА МАСКА ЛИКА МАРЫ. Возможно, что дракон является одной из зооморфных ипостасей Мары, и эта скульптура находится перед храмом Мары.

На носу у дракона я читаю надпись: ХРАМ МАРЫ, что и подтверждает моё предположение, а на лбу я читаю слова:  МАСКА МАРЫ, что подтверждает и другое предположение. Следовательно, на территории Копана, именуемой как Копан, Руинас находится храм Мары с зооморфными ипостасями русской богини Мары.

Затем я перехожу к чтению надписей на теле малого дракона, рис. 3. на теле имеется два нароста, на левом из них я читаю сначала надпись наверху, на среднем выступе, 3 МОСКВЫ СКЛАВЯН, а затем ниже: 23 АРКОНЫ ЯРА.  При этом слева внизу цифра «2» изображена очень крупно, и похоже, что на ней поселился более светлый по тону лишайник, тогда как цифра «3» приклеилась к ней справа в наклонном положении.

kopan4.jpg

Рис. 4. Изображение дракона с повернутой назад головой и моё чтение надписей

На правом наросте еще раз написано слово АРКОНА, но цифру перед ней прочитать весьма сложно. На горизонтальной поверхности самого тела, на левом округлом ее начале, читаются слова: МОСКВА, РУСЬ ЯРА МАРЫ. Иначе говоря, Москва, Русь Славян.

На передней поверхности тела яркими тёмными буквами написано: ХРАМ МАРЫ, я правее, более крупными буквами я читаю текст: ЯРА РУСЬ, МОСКВА СКЛАВЯН. Таким образом, подтверждаются все те надписи, которые были прочитаны прежде, что весьма важно для их принятия в качестве достоверных.

Далее я перехожу к чтению надписи в центре, на фрагменте, выдающемся вперёд. Тут большими буквами написаны новые слова: РУСЬ СВЯТАЯ, а также дана (но уже правее, затрагивая и правую часть передней стенки тела) датировка: 35 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату: 891 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что скульптура сделана в конце IX века н.э.

kopan5.jpg

Рис. 5. Стегозавр (реконструкция Генриха Хардера)

На рис. 4 изображен дракон с повёрнутой назад головой, отдалённо напоминающий динозавра (типа стегозавра, рис. 5). Его хвост уложен в несколько витков, образуя сзади как бы чемоданчик, витки которого создают крупные буквы надписи РУСЬ ЯРА МАРЫ (на поле дешифровки не показано).

А на его горбе имеется пластинка, по кромке которой располагаются надписи. Я читаю сначала левую кромку, где написано: 50 (на начальной горизонтальной части)-53 ГОД ЯРА. РУСЬ ЯРА МАРЫ. Скорее всего, перед нами находится датировка создания скульптуры, которая в привычном для нас летоисчислении даёт дату 906-909 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, это уже Х век.

На горизонтальной верхней части пластины читаются слова 23-32 АРКОНА, МОСКВА СКЛАВЯН. И опять, цифра 32 показана крупно, а цифра 23 - мелко и как бы поверх нее. Из этого можно сделать предположение, что, подобно Великому Новгороду, который сначала был вторичной Арконой № 17 (северная часть), затем стал вторичной Арконой № 30, Копан, напротив, был вначале вторичной Арконой № 32, а затем стал Арконой № 23. Такое могло быть, если письменность майя в то время имела направление письма справа налево (а в IX веке н.э., которые в академической историографии принимается за VIII век до н.э.). Замечу, что ряд европейских письменностей того времени (латинская, древнегреческая, этрусская) имели направление письма  именно справа налево. Тогда надпись 32 как раз и обозначала современную запись 23, что позже и было исправлено.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.03MB | MySQL:11 | 0.517sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.722 секунд