В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 15, 2007

Мастерская Мары из Словении и некоторые ритуальные принадлежности Мары

Автор 15:03. Рубрика Языческие храмы

Мастерская Мары из Словении и некоторые ритуальные принадлежности Мары

В.А. Чудинов

Мы пока еще очень мало знаем о языческих культах, так что всякое нахождение каких-то материальных свидетельств того или иного культа может продвинуть нас вперед в понимании данного предмета. Большое подспорье в этом отношении оказывает книга Леопольда Севера из Словении (1).

Бассейн. На с. 121 Леопольд Север помещает фотографию каменного бассейна из церкви святого Якова на М. Осольнике, рис. 1. Сто лет назад он был переправлен из старой церкви в Шкочьяне. Автор книги полагает, что бассейн принимал участие в водных обрядах язычества. Следовательно, скорее всего данный бассейн связан с обрядами Рода. Впрочем, это предположение еще следует проверить чтением надписей.

Каменный сосуд из собора св. Якова
Рис. 1. Каменный сосуд из собора св. Якова

На поверхности камня имеется очень много мелких и мельчайших надписей, которые по контрасту едва отличимы от фона и, как всегда, то чуть темнее, то чуть светлее. Я пытаюсь прочитать наиболее заметные. Они невелики: САМА, ИСКОРКА, ВАННА, МАРА, МАРА. Из них следует, что речь идет действительно о сосуде, который называется ВАННА, то есть он предназначен, скорее всего, для омовения или даже для полного погружения в воду. А если он называется ИСКОРКА, следовательно, пациент в этом сосуде ощущает какие-то покалывания, вода «искрит», как шампанское. Слово САМА, видимо, означает, что необходимый для пациента эффект производит сама ванна, никакое постороннее лицо здесь не нужно. Наконец, имя Мары говорит о принадлежности данного бассейна богине болезней и смерти. О назначении подобного омовения можно только догадываться. Возможно, что перед смертью пациента в храме Мары в таком бассейне он не только производил омовение перед уходом из жизни, но и получал какую-то анестезию, так что вместо болей у него оставались только легкие покалывания - судить трудно. Во всяком случае, вопреки нашему предположению сосуд оказался посвященным не Роду, а Маре. В таком случае его использование в христианской церкви - ошибка.

Сосуд на ножках. Еще один сосуд, но уже на ножках, опубликован Л. Севером на с. 135, однако без каких-либо комментариев, рис. 2. Возможно, что в таком сосуде можно было вымыть руки; хотя в него же могли наливать вино или лекарство. Опять-таки, какие-либо предположения можно сделать лишь после того, как будут прочитаны надписи.

Я читаю тут надписи МАРЫ (указано их всего две, хотя на самом деле значительно больше), а еще в одном месте - слово ЧАРКА. Иными словами, размеры этого сосуда авторам надписи казались весьма незначительными. Чары и чарки обычно использовались как для употребления вина, так и для приготовления различных видов зелья в плане ЧАРОДЕЙСТВА. Для употребления вина чара явно непригодна: она не имеет ручек, хотя снабжена ножками; однако для приготовления зелья вполне годится. Зелье не обязательно использовали во вред больному; это могло быть снотворное, анестезирующее или дурманящее вещество, то есть любое, вызывающее сходное со смертью состояние.

Сосуд на ножках из Словении
Рис.2. Сосуд на ножках из Словении

Возможный дольмен. Последним рисунком из интересного исследования Л. Севера я помещаю фотографию со страницы 123 его книги, где изображена постройка, весьма напоминающая дольмен.

Дольмен из Словении
Рис. 3. Дольмен из Словении

Правда, несколько смущает крыша из слоистого камня, ибо обычно скальный грунт для строительства бывает весьма однородным. Является ли данная постройка дольменом, можно будет узнать только после прочтения надписей. Подпись Л. Севера гласит, что перед нами - склеп из Великих Липлень, а его кровля весьма напоминает те плиты, которыми наши предки закрывали свои могилы.

Надписей здесь не так уж много. На камне слева от квадратного входа (обычно он круглый) можно прочитать слово МАРА, написанное дважды; на плите кровли можно прочитать слова МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Таким образом, перед нами - типичный дольмен, ибо на всех исследованных нами дольменах надпись была та же самая: ХРАМ МАРЫ и МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. То, что перед нами именно храм, а не мастерская Мары, пока ничем не подтверждено.

Обращает на себя внимание малый размер и очень хорошая вписанность в ландшафт местности данной мастерской. При столь малых размерах использовать ее для лечения пациентов, для изготовления каких-то ритуальных принадлежностей и прочего весьма проблематично. Возможно, в такой мастерской изготавливались различные зелья и снадобья, то есть, мастерская была чем-то вроде ремесленного фармацевтического производства. Форма полуземлянки нам встретилась впервые.

Литература

1. Sever Leopold. Iskal sem prednamce. Dokazi in razmišljanje o starožitnosti slovencev na dolenjskem zahodu. Ljubljana, Turjak: samozal., 2003, 168 р.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.03MB | MySQL:11 | 0.281sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

управление:

. ..



20 запросов. 0.450 секунд