В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 15, 2007

Зооморфный лик Мары

Автор 14:47. Рубрика Славянские боги

Зооморфный лик Мары

В.А. Чудинов

В палеолите зооморфным ликом Мары был козлик. В книге Леопольда Севера (1) мы впервые познакомились с ликом Мары в виде коровы, и это была ее, видимо, более поздняя ипостась. Теперь мы познакомимся с иным вариантом того же лика.

Каменная баба с коровьей головой
Рис. 1. Каменная баба с коровьей головой

Каменная баба. Об этой каменной бабе никаких подробностей Л. Север не сообщает, а лишь публикует саму фотографию на с. 162 с подписью венетскими буквами КАМНИТА БАБА, то есть КАМЕННАЯ БАБА. Местоположение этого персонажа тоже не указано. Поскольку вместо человеческого лица на зрителя глядит коровья голова, в данной скульптуре можно заподозрить изображение Мары. И действительно, если прочитать надписи на скульптуре, все они однозначно гласят, что перед нами находится лик МАРЫ. Правда, руки у данного изображения опущены до уровня живота, а на голове находится изображение некоторого зверя. Я подозреваю, что этим зверем является медведь, выполненный не в масштабе. Поскольку медведь в древности являлся зооморфной ипостасью Макоши, изображение медведя на голове у Мары может означать, что Мара когда-то была жрицей Макоши.

Поскольку уже второе изображение Мары выполнено с головой коровы, но с телом человека, можно считать, что таким было каноническое воплощение славянской богини смерти в камне. Становится понятным и то, почему исследователь Леопольд Север не уделил ни первому, ни второму скульптурам с такими особенностями никакого комментария: на молящихся прихожан люди-коровы не похожи, а кем же они являются на самом деле, он не имел ни малейшего представления.

Камень-сова. Среди камней, подписанных венетскими письменами, существует и камень с названием СОВА У ВОДИЦЫ (с.159 книги Л. Севера). Сходство с совой этот камень получил, видимо, из-за большого треугольника, выгравированного на большую глубину наверху камня. В таком случае сова смотрит прямо на нас, но сильно завалилась вправо. Впрочем, возможно и другое решение: что перед нами не птица, а антропоморфное существо с головой коровы, но без рогов. Тогда голова повернута вправо и изображена в профиль, а линия гравировки отделяет голову от туловища и прочерчивает линию уха. Но в таком случае, перед нами должно быть изображение Мары.

Камень-сова
Рис. 2. Камень-сова

Действительно, на голове мы читаем слова КАМНИ МАРЫ, а чуть ниже находится (в вытянутых горизонтальных рамочках) слово МАСТЕРСКАЯ, и чуть ниже - МАРЫ. Таким образом, наше предположение подтверждается. Аналогичные слова многократно начертаны и на туловище данного камня, однако нет смысла читать то же самое.

Мое чтение надписей на камне-сове
Рис. 3. Мое чтение надписей на камне-сове

Обсуждение. Теперь, после подтверждения, есть смысл повнимательнее посмотреть на руки божества. Правая рука обведена темным контуром, но между рукой и головой богини явно находится какое-то животное, возможно, детеныш, чья мордочка передана весьма условно. Для уточнения характера этого существа есть смысл прочитать написанное на нем слово. Это слово будет КОЗЛИК, начертанное на туловище. Другое такое же слово написано на его мордочке. Получается, что миксоморфное существо (то есть наполовину зооморфное, наполовину антропоморфное) держит в своих руках свою же зооморфную ипостась, КОЗЛИКА. И действительно, на палеолитических изображениях козла читались слова МАРА, и никакие другие. Из наличия зооморфного облика Мары следует, что миксоморфное изображение так и не стало антропоморфным, выполняя его функции. Таким образом, если зооморфной ипостасью Мары был козлик (с головы до ног), то ее антропоморфной ипостасью стала женщина с головой коровы.

Но такое божество нам известно по египетской мифологии - это Хатхор, жена бога Гора или Хора. Таким образом, полулюди-полуживотные египетской мифологии, как выясняется, могли быть заимствованы от аналогичного изображения славянских божеств.

Интересна также и такая зооморфная ипостась Мары, как сова. Во-первых, сова сопровождала греческую богиню мудрости Афину и римскую Минерву. Во-вторых, получается, что основные славянские божества имели также и ипостась в виде птиц: Род - в виде утки, Яр - в виде сокола, а теперь и Мара - в виде совы.

Заключение. Книга Леопольда Севера дает нам очень богатую пищу для размышления о ликах и ипостасях славянских богов.

Литература

1. Sever Leopold. Iskal sem prednamce. Dokazi in razmišljanje o starožitnosti slovencev na dolenjskem zahodu. Ljubljana, Turjak: samozal., 2003, 168 р

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.




https://rs-01.ru разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.96MB | MySQL:11 | 0.198sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.347 секунд