В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 8, 2007

Миниатюра № 13 из Радзивилловской летописи

Автор 17:54. Рубрика Исторические комментарии

Миниатюра № 13 из Радзивилловской летописи

В.А. Чудинов

Поскольку существовала русская земля поклонников Яра, варягов, которые даже после их завоевания германцами никуда не исчезли, их взаимодействие с германцами должно было привести к определенным результатам. К числу этих результатов относится постепенной завоевание Вагрии германцами, приведшее к очень медленному, но постоянному онемечиванию населения, которое завершилось только к началу XIX века. Но именно потому, что русская земля со временам стала немецкой, в историографии произошел определенный сдвиг в представлениях, заключавшийся в том, что данная земля якобы искони была немецкой. Поэтому есть смысл рассмотреть русские летописи и понять, как они смотрели на данную проблему, и как эти же положения стали интерпретироваться в последующей русской исторической науке.

Летопись о Яфетовом колене. Рассмотрим Радзивилловскую летопись. На втором листе там говорится: «Афетово бо колено то: варязи, всеи (А - сви), урамане, галичане, немцы, (на обороте) корлязи, венедици, фрягове и прочии, причедят к полуденью, соединять(ся) со племенем Хамовым» (РАЗ, с. 17). Здесь перечисляются варяги (уже частично онемеченные), шведы (то же самое), жители Галиции (славяне), немцы (германцы, когда-то говорившие по-славянски), жители Венеции (венеды, которые были славянами, но позже перешли на итальянский язык), фряги - итальянцы (тоже ставшие итальянцами славяне, но гораздо раньше). Иными словами - либо славяне настоящие, либо славяне бывшие, либо лица, говорившие когда-то по-славянски.

Дань, взимаемая варягами. На листе 8 летописи мы читаем такие строки: «В лето 6367. Имаху дань варязи из замория в чюди, на словенех, на мерях и на всех кривичех. А козаре имаху на полех, и на севере, и на вятичах, имаху по беле и девеци (А - веверици) от дыма» (РАЗ, с. 23). Иными словами, «В году 859. Имели дань варяги из-за моря у чуди, у словен, у мери и у всех кривичей. А хазары имели у полян, и у северян, и у вятичей, имели по белке и веверицы от дыма».

Таким образом, варяги обложили данью чудь, славян, мерю и поголовно всех кривичей. В качестве иллюстрации служит миниатюра № 13, где написано «Имаху варязи дань» А в современном пояснении написано, что художник нарисовал миниатюру на неточный текст данного списка летописи (РАЗ, с. 306). Чем не понравилась миниатюра современным исследователям, совершенно неясно. На миниатюре в центре изображена некая делегация, которая раздает подарки направо и налево. Поскольку варяги упомянуты первыми, можно понять, что слева изображен князь варягов, а справа - хан хазар. Варягам отдаются мёд (в баночке) и меха, тогда как хазарам - только меха в виде дани. Поскольку мёд в качестве дани не упоминается, можно предположить, что художник изобразил не менее, а более того, о чем говорится в тексте.

Впрочем, академическая наука не умеет читать скрытые в рисунках надписи, и потому ограничивается только внешней трактовкою сюжета. А у меня было уже несколько случаев рассмотрения миниатюр Радзивилловской летописи, и на каждом рисунке обязательно содержался врисованный в него текст. Полагаю, что никаких исключений не будет представлять собой и миниатюра № 13. Таким образом, я перехожу к ее рассмотрению, разделив на две части, левую и правую. Сначала я рассматриваю левую часть, рис. 1.

Естественно, что наиболее информативной является голова персонажа. Рассмотрение я начинаю с головы князя Вагрии. Читая с трудом различимые линии от трона за шапочкой, а затем и завитки волос, получаю текст: ХАН ВАГРИИ МИКОЛАЙ КРОДО. Итак, в Вагрии был не князь, но ХАН! Более того - это наш хороший знакомый Николай Кродо! Вот, оказывается, кто собирал дань с Руси в 859 году н.э.! Так что теперь мы получаем представление о годах его правления: середина IX века н.э.

Левая сторона миниатюры № 13 Радзивилловой летописи и мое чтение надписей
Рис. 1. Левая сторона миниатюры № 13 Радзивилловой летописи и мое чтение надписей

На уровне глаз можно прочитать надписи КТО ЯРА, нос, рот и борода дают текст: НАМ И МИРУ ЯВЛЯЛ КАК ПОМОРА. Из этого текста становится ясным, что Н. Кродо пропагандировал Яра не как бога войны, и не как бога любви, но как бога всех поморов. Судя по надписям из самой Вагрии, в этом нет ничего удивительного.

Далее рассматриваем бочонок с мёдом. Надпись на нем читается сначала сверху вниз по левой стенке, затем по правой, и только потом - центре. Он гласит: ВАРЯГУ - ДАНЬ. Судя по тому, с каким почтением передается этот бочонок, дающий дань человек не испытывает никакой враждебности к тому, кто ее берет. А на его волосах тоже можно прочитать массу интересных слов. Например, КНЯЗЬ РУРИК РУСИ ЯРИЛОВОЙ. Иными словами, Рюрик уже является князем, но не у нас (а мы помним, что на карте Евсевия нынешняя Россия называлась Русью Славян), а на Руси Яриловой. Из этого можно сделать вывод о том, что Вагрия и Варяжская Русь в IX веке н.э. представляли собой не одно, а два государства. Насколько можно себе представить, север Вагрии (остров Руян и приморскую часть страны) занимала Варяжская Русь, где жили пираты и князь Рюрик, тогда как к югу от нее простиралась Вагрия. И здесь уже правил не князь Рюрик, но хан. Пока неясно, почему-то Рюрик платил дань своему единоверцу и такому же русскому человеку Николаю Кродо. Получается, что пират Рюрик во второй половине жизни решил остепениться и стать русским князем, князем Варяжской Руси.

На кольце со связкой шкурок пушных зверьков можно прочитать: наверху - слова ЯРА ПРОПОВЕДНИК, внизу - МОРЯК ЯРА МОРЯ. Таким, действительно, был Рюрик. Однако о том, что перед приглашением в Русь Славян он возглавлял Ярилову Русь я прежде ничего не читал. Так что здесь мы познакомились с весьма важным новым историческим фактом.

Наконец, внизу бороды можно прочитать цифры. Если бы там было написано 6367, то было бы понятно, что проставлен год «от сотворения мира». Но там, читая снизу вверх, написано 160367 ГОД ЯРА, что крайне удивительно. Получается, во-первых, что существовало некое летоисчисление ГОДАМИ ЯРА, и, во-вторых, что это летоисчисление на 154 тысячи лет превышало «сотворение мира». А в-третьих, «сотворение мира» пришлось на неолит. Кстати сказать, по поводу последнего я бы согласился: это дата разделения единой русской культуры и единого русского языка Евразии на ряд этнических культур и языков. Так что, в каком-то смысле, «сотворение нового мира».

Фигуры спутников Рюрика
Рис. 2. Фигуры спутников Рюрика

Теперь рассмотрим спутников князя Рюрика, рис. 2. Человек в красной одежде, стоящий за его спиной, характеризуется как МОРЯК КРОДОВ, если прочитать завитки волос над его левым глазом, а чуть ниже - ЯРА МОРЯ МУЖ. Иными словами, дань платит подданный своему хану, и не более того. Но тогда получается, что и пиратская вольница, будучи в определенном смысле самостоятельной Яриловой Русью, входила в состав Вагрии. В таком случае сбор дани Вагрией превращался в обычный сбор налогов, которые платились в натуральной форме. И никакого завоевания Вагрией Варяжской или Яриловой Руси на самом деле не было. Возможно, что то же самое было и между Вагрией и Хазарией.

Сосед слева от моряка Кродо имеет надпись на линии верха головы и на бороде, где читаются слова МОРЯК МОРЯ ЯРА. Наконец, последний персонаж слева несет надпись на линии рта, где написано одно краткое слово МОРЯК. Как видим, ни одного персонажа РУСИ СЛАВЯН, то есть, страны на месте нынешней России, на миниатюре нет.

Наконец, рассмотрим правую половину миниатюры, рис. 3, где кто-то передает дань хану хазар. На линии трона и на верхней части шапки у хазарского хана можно прочитать слова: КАЛИФ ИУСИА. Тем самым, вычитывается имя правителя Хазарии, правившего там в 859 году. Однако одно чтение может быть недостоверным. К счастью, это имя повторяется еще раз на шапке в верхней части, но чуть ниже, а в центре шапки встречается слово КАК. Остальные слова читаются под шапкой как кончики выбивающихся волос: ИУСИА КАК КОЗАРИИ ХАН. Таким образом, чтение имени подтверждается новой надписью; и в Хазарии правитель имел также титул хана.

Правая половина миниатюры и мое чтение надписей
Рис. 3. Правая половина миниатюры и мое чтение надписей

Поперек бороды и на том же уровне справа от шеи имеются два штриха, которые можно разложить на буквы надписи: ХАН РУССКИЙ. Это означает, что хан по своему этническому происхождению является не тюрком, а русским. Но тут же возникает вопрос: из какой Руси? Из Яриловой, или из Руси Славян? Полагаю, что на миниатюре будет дан однозначный ответ и на этот вопрос.

Верх рубашки занимает пространная надпись, начинающаяся красными буквами, а кончающаяся черными. Тут начертано: РУНЫ СКИФСКИЯ ИЛИ РУССКИЯ ЯВНЫЯ. Как известно, в Хазарии использовалось еврейское квадратное письмо. Однако в рассматриваемый период, при калифе ИУСИИ, хазары, надо полагать, перешли на русскую графику. Что же касалось скифской графики, то, как мне удалось выяснить в этом году, она происходила от русской, но носила угловатый характер, и впоследствии, будучи перенесенной скифами в Грецию, дала начало греческому алфавиту. Указание на то, что в Хазарии руны были явными, художник-миниатюрист подчеркивал тем самым, что в свои рисунки хазары тексты не вписывают, то есть, что у них неявных или тайных рун нет. Так что кроме основного текста никакого параллельного рисунчатого текста у них не найти. Для художника такая особенность выглядела странностью.

Наконец, последняя диагональная надпись упирающаяся в левое плечо калифа, гласит РУССКИЙ ХАН, что подтверждает предыдущую надпись того же содержания. Тем самым, в сферу влияния Руси в данный период попала и Хазария.

Любопытно также прочитать надписи, нанесенные на меч калифа. Они гласят: МИР РУСИ С ЯРА, а также ВОИН ЯРОВА МОРЯ. И опять-таки, становится ясным, что никакого отношения этот калиф к Руси Славян не имеет, а является ставленником варягов. В таком случае оказывается вполне понятным, что остальные варяги его поддерживают материально, платя ему дань.

Ну, а кто же платит дань? На голове человека с мехами, начиная с макушки стоящего за ним человека, можно прочитать слова: НА ЯРУ РУСИ. Иными словами, это жители той же страны, что и хан Хазарии, которая тогда единственная и носила имя Русь. А на бороде у дающего дань человека можно прочитать слова: ЯРА МОРЯК. Так что опять мы видим одного из спутников Рюрика.

Обсуждение. Тексты, вписанные в миниатюру № 13 Радзивилловской летописи дают существенное пояснение сложившейся ситуации. А именно: страной № 1 на северо-западе Европы является Русь (Варяжская или Ярилова), наиболее сильную часть которой, Вагрию, поддерживают данью как сами варяжские пираты (Рюрик и его моряки), так и чудь, меря, кривичи и новгородские словене. Однако Вагрии удалось поставить во главе Хазарии своего человека, этнического русского калифа Иусию, который перешел с еврейской письменности на русскую или ее разновидность, скифскую. Его уже поддерживали данью поляне Киева, северяне Чернигова и вятичи Москвы.

Удачливых пиратов возглавлял в ту пору Рюрик, который к тому моменту имел титул князя. Захватить Вагрию или Хазарию в военном отношении ему вряд ли составляло проблему, но ему это не было нужно. Да и на миниатюре он нарисован в почтительной позе и с приветливым лицом, то есть, платит он добровольно. Равно как его моряк не имеет ничего против и хазарского хана. Полагаю, что в рассматриваемый момент и Вагрия, и Хазария переживали не лучшие времена в смысле экономики, и их необходимо было поддержать. Так что сборы налогов осуществлялись со всей Руси Славян. А кто мог бы лучше собрать налоги, кроме пиратов? Вероятно, именно поэтому сбор мехов для Яровой Руси и дружественной Хазарии воспринимался населением как сбор дани. Выражаясь современным экономическим языком, это были прямые поставки товаров в натуральной форме.

Однако кроме некоторых налоговых тягот Русь Славян никакого ущерба от возвышения Вагрии и от создания дружественной ей Хазарии не имела. В летописи не говорится о том, что Русь славян входила в Хазарию или в Вагрию.

Бунт против варягов. Два следующих года, 860 и 861, в летописи обозначены, но под ними нет никаких сообщений. Зато далее говорится: «В лето 6370. Бывша (А - выгнаша) выряги из заморья (за море) и не да (А- Даша) им дани, и почаша сами собе володети, и не бе у них правды, и восташа род на род, и быша у них усобици, воевати почаша сами на Ся, и реша сами в себе: «Поищем себе князя, иже бы володел нами и рядил по праву». И идоша за море к варягомъ, к руси» (РАЗ, с. 23). Итак, три года (859-861) жители Руси Славян исправно платили дань, однако на четвертый год таким поборам возмутились. Можно предположить, что к тому времени обе страны-потребители восстановили свою экономику, и дальнейшая их поддержка уже становилась себе в ущерб. Вместе с тем, местной сильной власти здесь не было. Поэтому, прогнав варягов в качестве сборщиков налогов, и тем самом объединившись против общей внешней угрозы, местные князьки далее вместо сохранения единения перешли к междоусобицам. А мудрый Рюрик не стал сопротивляться, а позволил своим морякам спокойно уйти восвояси. После ухода варягов за море выяснилось, что усобицы требуют много больших средств, чем взимали варяги, так что жизнь при них показалась Руси Славян более спокойной и гарантированной, чем без них. Ибо хотя варяги и взимали дань, но она была регулярной и не столь великой, как на поддержание усобиц. Так что обращение к варягам явилось не сиюминутным капризом Руси Славян, а единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, что прекрасно понимал и Рюрик, просчитавший такой ход событий вперед и выжидавший время, чтобы быть приглашенным князем. Ибо хотя он мог и завоевать Русь Славян, но в ответ получил бы сопротивление.

Призвание Рюрика. Так что ожидания Рюрика оправдались. «Сице бо тии звахуся варязи рус(и), яко се друзии зовуться свие, друзии же урьмяне, инъгляне, друзии же готи. Тако и си» (РАД, с. 23). Обычный перевод этого места таков: «Те Варяги назывались Русью, как другие называются Шведы, а иные Норманны и Англы, и еще иные Готландцы, - вот так и эти прозывались». Замечу, что летописец тут абсолютно прав, варяги были русскими людьми, и это нам известно не только из чтения других источников, но и из чтения самой миниатюры № 13 Радзивилловской летописи.

«Реша руси чюдь, и словене, и кривичи, и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете у нас княжити и володети». - «Сказали Руси Чудь, Славяне, Кривичи и Весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Под словом наряд, как отмечают многие исследователи, понималось предписание о несении определенных видов деятельности, например, договор с воинами об охране города от врагов. До сих пор существует выражение: наряд милиции. Так что во времена усобицы прекратилась юридическая деятельность, были отменены наряды.

«И избрашася 3-е братья з роды своими, и пояша собе всю Русь, и приидоша словенам перьвое, и срубиша город Ладогу, и Сиде в Ладозе старей Рюрикъ, а другий Сиде у нас (А - Синеусъ) на Белеозере, а третий Труворъ въ Изборьску. И о (А - отъ) тех вярягъ (А - варягъ) прозвася Рускаа земля. Новгород, тии суть людие новгородци от рода варяжеска, преже бо беша словене» (РАЗ, с. 23). То есть, «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли себе всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех Варягов прозвалась Русская земля. Новгород, его люди есть новгородцы от рода варяжского, но прежде были словенами». И опять я вынужден признать справедливость слов летописи. Но «избрание братьев» состоялось еще до обращения к ним конфедерации словен, чуди, кривичей и веси, и, как видно из миниатюры, Рюрик уже был князем в 859 году.

В некоторых переводах слова и пояша собе всю Русь передаются как и взяли с собой всю Русь. Всё население с собой взять нереально, к тому же речь идет о том, что было еще до обращения конфедерации народов Руси Славян к Руси Яровой. Иными словами, до обращения к Яровой Руси там уже всей Русью владел Рюрик. Но если за счет сбора дани он владел фактически не только Руяном (Русью), но и всей Вагрией (которая тоже была Яровой Русью), а также Хазарией, то предложение стать князем еще и Северной Руси Славян ему было не только лестно, но и давно просчитано. А поскольку часть народов конфедерации говорило по-русски, а именно новгородцы и кривичи (о некотором различии в их диалектах мы сейчас говорить не будем), то было вполне логичным вернуть старое имя Руси Славян и этим народам. Но чудь и весь относились к угро-финнам, и в таком случае Русь Славян должна была бы получить название Русь Славян и Неславян - длинно и неточно, поскольку наверняка происходила славянизация неславянского населения. Гораздо проще было восстановить начальное слово этого имени - Русь, что Рюрик и сделал.

Иными словами, он объединил Русь Ярову (Руян и Вагрию) с Русью Славян в единое административное образование с общим название Русь. Оно еще не было единым государством, поскольку слишком сильна была местная власть (усилившаяся за счет усобиц), поэтому летописец совершенно справедливо называет ее Русской землей. И правильно указывает на то, что именно от варяг это образование стало называться Русью. Все последующие недоразумения русской историографии основаны на двух вещах: 1) наши историки не смогли прочитать на карте Евсевия старое название конфедерации вятичей, кривичей, словен и других славянских племен как Руси Славян - в силу незнания руницы и, 2) не отождествляли Вагрию с Варяжской Русью именно в качестве русского государства, поскольку на гербе Пруссии не читали неявные надписи в силу неумения их читать, хотя они были написаны кириллицей. Таким образом, они не подозревали, что а) варяги - это настоящие русские люди, к тому же - московиты (вятичи), и что б) название Русь по отношению к Руси Славян - это просто восстановление старого имени (хотя и в расширительном смысле).

Родственные отношения Рюрика. В летописи они переданы как очень обобщенные - братья. Однако, как я выяснил, читая надписи на одном этрусском саркофаге, братьями были Рюрик и Трувор, тогда как Синеус являлся им отцом. Это абсолютно ничего не меняет в русской истории, но позволяет понять, почему он вскоре умер - вероятно, был уже в возрасте. Мог не перенести и смерть отца на чужбине младший брат, Трувор. Ибо, как говорит летопись, «По двою же лету умре Синеусъ и брать его Труворъ, и прия всю власть Рюрикъ один» (РАЗ, с. 23). Иными словами, «Через два же года умер Синеус и брат его Трувор, и принял всю власть Рюрик один». Таким образом, в 864 году умерли и Синеус, и его сын Трувор. О такой мелочи, как места их захоронений, не говорится ничего; однако можно понять, что за два года правления, к тому же, возможно, и неполных, оба правителя вряд ли могли успеть получить какую-то надежную опору среди местного населения. А оставить могилу среди людей, которые два года назад бунтовали именно против варягов, было небезопасно. Похороны в Вагрии, конечно, прошли бы с почетом, и место считалось бы надежным, однако возвращение праха властителя из завоеванной земли было бы сочтено за то, что его правление не удалось. Поэтому захоронение было произведено в надежном месте, не менее надежном, чем Вагрия, но весьма удаленном и от Руси Славян, и от Яровой Руси. Этим местом стала Этрурия.

Заключение. Миниатюра № 13 из Радзивилловской летописи помогла понять, что именно имелось в виду, когда шла речь о Вагрии и Руси - та самая Варяжская или Ярова Русь, которая была в середине IX века намного более известна, чем Русь Славян. Летописец же, для которого события данного периода отстояли на несколько веков, не заглядывает глубже и, возможно, не знает, что когда-то конфедерация народов словен, кривичей, чуди и веси называлась Русью Славян, так что новое название просто Русь было лишь частичным восстановлением древнего имени. Но он правильно отмечает, что этим мы были обязаны варягам, или также Руси. Опять-таки летописей не отмечает, что та, вторая для нас, но первая для современников Русь имела название Руси Яра, поскольку именно это название фигурирует в миниатюре, равно как имена хана Вагрии Николая Кродо, хана Хазарии калифа Иусиа из той же Вагрии, и князя Рюрика как сборщика дани у одних славянских и неславянских народов и поставщика дани в Вагрию и Хазарию. Таким образом, летописные миниатюры оказались не просто историческим источником, как о том писали Арциховский (АРЛ) и Рыбаков (РЫВ), но источником более полным и точным, чем сама летопись.

Литература

АРЛ: Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944

РАЗ: Радзивилловская летопись. Текст. Исследование. Описание миниатюр. РАН. СПб, «Глаголь», М., «Искусство», 1994, 416 с.

РЫВ: Рыбаков Б.А. Миниатюры Радзивилловской летописи и русские лицевые рукописи Х-XII веков // Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., 1984, с. 188-240

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.99MB | MySQL:20 | 0.469sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



29 запросов. 0.653 секунд