Рис. 1. Мы перед домом Оноприенко
Перед появлением хозяина мы сделали фотографию. На ней изображены: я, Леонид Васильевич Шершнев и его жена Елена Николаевны Никитюк. На фронтоне сельского дома хозяин начертал свой девиз: «Любите - остальное приложится!» Несмотря на июнь, погода в этот день была прохладной, и мы стоим в осенней одежде. Поскольку мы выезжали из Москвы, в которой стояла 30-градусная жара, нам слабо представлялся июньский холод, и я наивно решил, что мне будет достаточно обычного пиджака; на всякий случай я захватил фланелевую ковбойку, которую не одевал много лет. А она постоянно расстегивалась.
Рис. 2. Хозяин на фоне своей коллекции
Во двор нас проводили родственники хозяина, который появился не сразу, дав нам возможность сначала самим осмотреть его богатейшую коллекцию. Экспозиция, если считать за фасад вид дома со стороны, состояла из четырех фрагментов: перед домом, сбоку от дома, за домом, и перед дальним вторым домом. Осмотр начался с первого фрагмента, перед домом. Здесь камни располагались в виде круговых композиций, где имелась периферия, то есть, собственно окружность, и некий хорошо продуманный центр.
Рис. 3. Ф.А. Оноприенко как экскурсовод
Экспозиция. Когда хозяин начал свою экскурсию, мы уже успели осмотреться. Здесь, на рис. 3, видно, что слева от хозяина находится беседка, являющаяся продолжением и завершением первого фрагмента экспозиции, затем просматривается его участок вплоть до границы с соседским - тут располагается огород; а правее размещается основная часть данного фрагмента. Рядом с хозяином можно видеть нашего гида и человека, который организовал всю нашу поездку - Анатолия Бычкова. Экскурсия началась с того, что хозяин объяснил создание своей коллекции огромной любовью к камням.
Рис. 4. Общий вид центрального фрагмента
Как и на любой выставке, на данной экспозиции имелось пояснение. Сама аллея называлась «Сад камней», и, как видно на плакате, пояснялась словами: «Природа - мастерица. Совершенствование через созерцание окружающего мира всего сущего. ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ желаем здоровья!» - Хорошие, тёплые слова, сказанные пытливым человеком, любителем природы. С другой стороны, несмотря на то, что некоторые камни хозяин считал «деланными», он представлял себе свой сад камней как вернисаж именно природной, а не человеческой фантазии.
Рис. 5. Одна из каменных композиций
На одной из каменных композиций мы видим изображение то ли человечка, то ли креста в ее центре. На верхнем камне, исполняющем роль головы «человечка», можно видеть какие-то тёмные знаки. Основой инсталляции служит каменная плита, на которой расположены камни поменьше; связующим веществом служит цемент. У основания конструкции набросано несколько вытянутых продольно камней, которые не только ее оживляют, но и способствуют более естественному виду замысла автора.
Рис. 6. Некоторые надписи на верхнем камне
Чтение надписи. Мне было интересно проверить свою догадку насчёт наличия надписей на верхнем камне - ведь тогда можно было бы убедиться в том, действительно ли часть камней «делана», то есть, содержит следы человеческой обработки. Поэтому я поместил на рис. 6 крупное изображение камня и с удовольствием обнаружил на двух фрагментах привычные надписи. Так, на нижнем фрагменте в белой рамочке можно прочитать надписи МИМ ЯРА И РОДА. МИР ЯРА, тогда как на верхнем фрагменте - слова ЯРА МИР. Таким образом, перед нами один из культовых камней.
Рис. 7. Другой вид каменной композиции
На другой каменной композиции контраст достигается размещением каменного валуна на круге из мелких камней. Валун является типичным культовым камнем, ибо на его боковой грани чётко видна огромная надпись МИМ ЯРА. А правее и ниже, в том месте, где валун опирается на кладку мелких камней, можно выявить два лика Яра, антропоморфный, в профиль, и зооморфный, анфас. Первый развёрнут влево, и представляет собой красивое мужское лицо с прямым носом, выдающимся вперед подбородком и закрытыми глазами. Зооморфный лик, видимо, представляет собой морду льва. Оба лика подписаны хорошо видными крупными буквами, образующими слово ЯР.
Рис. 8. Третий вид каменной композиции
На третьем виде каменной композиции основанием служит круглый каменный валун. На нем приклеены цементом камни меньшего размера, а на вершине укреплен продолговатый камень, напоминающий по своей вытянутости камень Макоши на Сейдозере Кольского полуострова. Я продемонстрировал ту сторону данного навершия композиции, на которой видны выпуклые буквы, так что верхний камень представляет собой артефакт, умело вплетенный в природные образцы.
Рис. 9. Чтение надписей на верхнем камне
В мою задачу не входит эпиграфическое рассмотрение всех камней данного «сада». Я лишь хотел бы показать, что следы человеческой обработки на них встречаются достаточно часто, так что выставку камней Оноприенко можно одновременно считать уже существующей литотекой. Ну, а на данном навершии выпуклые буквы образуют крупное слово МАЯК и чуть более мелкое слово ЯРА. Так что и этот камень относится к культовым.
Рис. 10. Каменная скульптура
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.367 секунд