Расшифровка надписи на перстне жрицы Мары
В.А. Чудинов
22 апреля мене пришло такое письмо: Добрый день, Валерий Алексеевич!
Неделю назад я отдала вам на расшифровку надписи на кольце (печатке). Благодаря вашей лекции, я увидела на оригинале надписи сбоку и самое главное - внутри кольца. Содержание надписи с внутренней стороны невозможно рассмотреть, а тем более сделать отпечатки. Можете посоветовать, каким образом можно рассмотреть внутреннюю часть кольца?
А теперь хотела бы задать вопрос шутки ради. В экспонатах исторического музея ~1тыс. до н.э. янтарные бусы есть в культурах южного Урала, Средней Азии, Северного Причерноморья, а у Балтов в наличии только топоры. Может быть, стоит поменять местами таблички или сами экспонаты?
С уважением - Татьяна Анатольевна.
Я ответил: «Уважаемая Татьяна Анатольевна! К сожалению, заказов мне каждый день дают столько, что я их не могу с такой же скоростью выполнять. Если учесть, что я еще работаю в трех вузах и пишу книги, времени мне катастрофически не хватает. Так что прошу набраться терпения. Что касается внутренней части кольца - его можно рассмотреть под микроскопом (например, в биологическом кабинете любой школы), и если не сфотографировать, то хотя бы зарисовать. А Ваша шутка - превосходна! С уважением - В.А. Чудинов».
Тем не менее, надпись на кольце интересна. Если ее дать в очень контрастном виде, она будет выглядеть так, рис. 2.
Рис. 2. Щиток перстня с надписью
На щитке имеется надпись в три строки. Шрифт надписи я определяю как руница. Первый знак содержит лигатуру из трех слоговых знаков, затем идут одинарные слоговые знаки. Во второй строке лигатурой будет только второй знак, причем слоговой знак руницы в нем расположен в лежачем положении (его следует развернуть на 900 вправо), а над ним находится не полностью закрытый круг - тоже слоговой знак. В третьей, нижней строке, знаки расположены в столбец, причем левый столбец читается сверху вниз, а правый - снизу вверх.
Само чтение этих явных знаков я показываю на рис. 3. Первая строка дана отдельно, вторая и третья - вместе. Надпись гласит: Первая строка: КЪ БОГУ РАЗЕМЪ. Вторая: БОГОВЪ ЛИ Я? Третья: БЕСА ИМУ. Или, возможно, БЕСА ИМЕЯ.
Рис. 3. Мое чтение явной надписи
Первую строчку можно понять, как указание на то, что данный человек умер и отправляется к богу, то есть, на тот свет. Но не один, а в компании с другими умершими. Либо, другой смысл, не в компании, а сразу, немедленно. Вторая строка передает размышления - можно ли данного человек причислить к праведникам? Третья строка дает отрицательный ответ - нет, нельзя, поскольку умерший служил бесу. Таким образом, полный явный текст в современной записи я предлагаю считать таким: К БОГУ СРАЗУ. БОГОВ ЛИ Я, БЕСА ИМЕЯ?
Как обычно, явные надписи можно проверить надписями неявными. Под неявными надписями я имею в виду те микротексты, которые можно прочитать только при большом увеличении. Наибольшее скопление мелких надписей можно заметить вокруг слогового знака КЪ, рис. 4. Первый фрагмент я выделяю на диагональном скосе и обвожу рамочкой. Здесь читаются слова ПЕРСТЕНЬ МАРЫ, что я считаю заглавием среди микронадписей. Тем самым, ситуация становится понятной, ибо вопросами смерти ведала Мара. На втором и третьем фрагментах можно прочитать слова МАСКА МАРЫ. Под словом МАСКА на древних текстах обычно обозначался жрец. Следовательно, данный перстень предназначался не жертвам Мары, а самому жрецу, или, скорее, жрице Мары. Именно жрица и предрекала, видимо, загробную судьбу умершего.
Очень информативен четвертый фрагмент. В прямом цвете здесь можно прочитать довольно длинную фразу: РУНЫ ЛИТЬЕ У МАСТЕРСКОЙ КРАИН У МОРЯ ЯРОВА. Это - знак изготовителя. На современном русском языке он гласит: ЛИТЬЁ С НАДПИСЯМИ В МАСТЕРСКОЙ ОКРАИННЫХ ОБЛАСТЕЙ РУСИ У БАЛТИЙСКОГО МОРЯ. Замечу, что только русские называли Балтику Яровым морем; остальные народы это же море считали Варяжским. Обратив тот же фрагмент 4 в цвете, то есть, перейдя от позитива к негативу, получаем надпись АРКОНА, ЯРОВ ХРАМ. Таким образом, данный перстень Мары был изготовлен на острове Руяне (современном Рюгене) в мастерских храма Яра.
Наконец, рассмотрим пятый фрагмент микронадписей. На нем можно прочитать слова МАРА, АРКОНА, что подтверждает прежние чтения. Тем самым, не остается ни тени сомнения в том, что данный перстень был изготовлен в мастерской храма Яра русского города Аркона на острове Руяне. Иными словами, Татьяна Анатольевна Яговцева получила в наследство величайшую славянскую ведическую реликвию - перстень жрицы Мары, изготовленный в Арконе и содержащий надпись, по которой можно судить о характере решения вопросов, входящих в компетенцию жрицы Мары.
Рис. 4. Мое чтение неявных надписей
Рис. 5. Мое чтение неявных надписей в круге
Помимо слогового знака КЪ в верхней строке существует также слоговой знак МЪ (которым верхняя строка и кончается), под которым видна незавершенная окружность. Я воспроизвожу ее на рис. 5. Она тоже дает серию микронадписей. Прежде всего, читается надпись ХРАМ ЯРА, а далее, в обращенном цвете, ХРАМ МАРЫ и ХРАМ МАКАШИ.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.375 секунд