В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 30, 2011

Стилизация шрифта как проблема эпиграфики

Автор 23:43. Рубрика Методика эпиграфических исследований

Славянский и древнерусский шрифты. Как можно видеть на рис. 1-5 и 1-6, очень похоже на латинский по стилизации выглядел и старославянский шрифт. Почти все буквы имеют толстые вертикальные мачты и толстые диагонали слева направо. Диагонали справа налево тонкие, как в готическом шрифте. Это указывает на то, что данный шрифт был первоначально стилизован под готический, но без верхних ограничительных штрихов. Этот вывод совпадает с тем, что первоначально на славянский язык были переведены те положения Библии, которые содержались в латинской Вульгате, но отсутствовали в греческом тексте. Иными словами, заказ на христианизацию славянских стран первоначально исходил из Рима, а не из Константинополя. Но когда за дело взялись солунские братья (Кирилл и Мефодий), они стилизовали славянскую письменность под греческий шрифт. Насколько отличались между собой древний русский шрифт, которым писали на каменных надгробных плитах и на бетоне пирамид, можно видеть на рис. 3 слева. А справа на рис. 3  изображен шрифт каменного надгробья, стилизованный под греческий.

shrift3.jpg

Рис. 3. Русский исходный шрифт и стилизованный под греческое письмо

Особенности греческого шрифта. Греческий алфавит является соединением заглавных (прописных) и обычных (строчных) букв. Прописные буквы этот алфавит унаследовал от камней, где преобладали прямые линии, образующие прямые и острые углы. Напротив, строчные буквы являлись криволинейными, и возникли они от рукописного изображения линейных букв. Особенно интересно, что мелкие знаки (ударение, придыхание) на камне мало заметны и являются признаками именно очень гладкого материала, оказывающего минимальное сопротивлении е при письме.  Следовательно, рукописное написание предполагало наличие бумаги или пергамена, и возникло весьма поздно. Такая письменность могла насчитывать несколько веков, но никак не несколько тысячелетий. Из этого, в частности, следует, что исконная русская письменность никак не могла возникнуть из греческой, а, напротив, греческая возникла из русской.

shrift4.jpg

Рис. 4. Письмо чжурчженей

Особенности китайских иероглифов. Если рассмотреть шрифт чжурчженей, рис. 4, то можно отметить, что палочки там прямые, одинаковой толщины как в вертикальном и горизонтальном, так и в диагональном расположении. Это означает, что их удобно наносить на поверхность камня и металла. Однако собственно китайские иероглифы, рис. 5 (сайт http://hieroglyphs.ru/) выглядят иначе. Они наносились кистью на поверхность бумаги или ткани, причем наиболее толстая часть линии приходилась на удар кисти, затем размер штриха уменьшался. Диагональные линии превращались в дуги окружностей. Горизонтальные линии должны чуть возвышать и чуть утолщаться к концу. После того, как появилось искусство каллиграфии, наиболее красивым написанием стало считаться соединение всех штрихов иероглифа тонкими линиями стекающей краски наиболее рациональным способом. Иными словами, если в готическом шрифте обыгрывались графические возможности гусиного пера, то в китайских иероглифах - возможности кисти при нанесении краски на ровную поверхность. Это говорит о том, что китайские иероглифы в их современном виде не могут считаться древним письмом. Они - не старше готического шрифта. В самом деле - письмо чжурчженей датируется периодом XII-XIV вв. Следовательно, современная форма китайских иероглифов гораздо моложе.

shrift5.jpg

Рис. 5. Китайские иероглифы

Природные и рукотворные материалы. Понятно, что камень, кость или дерево - это природные материалы, а нож - универсальный инструмент, которые может оставить следы на кости, дереве и мягком камне. Но перо или кисть - это уже специализированный инструмент, которым можно писать или рисовать, но нельзя строгать, резать, колоть, царапать. А бумага, ткань, пергамент или папирус в виде длинных рулонов - материал, сделанный человеком. Таким образом, речь идёт об определённом, достаточно высоком уровне цивилизации. Он был достигнут в античности и средних веках.

А что было до него? Вместо ПИСЬМА существовало ЧЕРЧЕНИЕ.

Царапание и связанные с ним слова. Любой острый предмет может оставить на гладкой поверхности ЦАРАПИНУ. Слово ЧЕРТЁЖ по-сербски выглядит как ЦРТЕЖ. А навощенная дощечка называлась ЦЕРА. Возможно, что ЦАРАПИНА при другом прочтении звучит как ЧЕРТА или КАРТА.

Заметим, что когда-то писчим материалом служили закопченные черепки от разбитых домашних горшков, а пишущим (царапающим) инструментом - те же черепки с острой кромкой. Иными словами, опять универсальный инструмент,  который позже археологи не вполне удачно назвали ПИСАЛО. Не вполне удачно, поскольку этим инструментом не столько писали, сколько царапали. По-русски этот инструмент назывался РЕЧЬ, по-латыни СТИЛУС, то есть, СТЁРКА, СТИРАЛКА. И потому, что на противоположной стороне от жала находилась лопаточка, которой можно было выровнять воск церы, загладить процарапанные строки. Чем реже использовалась лопаточка, находившая наверху стилуса, тем выше считался стиль надписи.

Наиболее интересным писчим материалом оказалась берёзовая кора. Если считать, что арабское слово КОРАН происходит от русского слова КОРА (КОРАН - документ на  КОРЕ), то расцвет «процарапывании» приходится на период арабских завоеваний,  то есть, примерно на VII век н.э. Замечу, что одна из рассмотренных мною Новгородских грамот на бересте называлась не «грамота», а КОРКА. История арабского языка, как и культура арабского народа делится на доисламскую и исламскую, классическую (литературный арабский язык). Существуют надписи на древнем арабском языке такие как:   лихьянские, самудские, сафские, немарская (328 г. н. э.), зебедская (512 г. н. э.) и др. Вполне возможно, что именно тогда возникает расцвет применения стилусов, цер и черепков для школьных упражнений.

shrift6.jpg

Рис. 6. Арабская надпись на стене Кёльна

Я знаю точно, солнце существует, даже если оно не взойдет...

Я знаю точно, любовь есть, даже если я не знал ее...

Я верю в Бога, хотя никогда не видел Его... - Слова, обнаруженные на стене разрушенного бомбежкой города Кёльна, во время Второй мировой войны.

Мы видим, что надпись состоит в основном из закруглений и завитков равной толщины, что весьма характерно именно для царапающих инструментов. Понятно, что и на Руси во многих христианских храмах обнаружены граффити, сделанные на штукатурке прихожанами во время службы.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.173sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

управление:

. ..



20 запросов. 0.318 секунд