В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Апрель 30, 2011

Стилизация шрифта как проблема эпиграфики

Автор 23:43. Рубрика Методика эпиграфических исследований

Стилизация шрифта как проблема эпиграфики

В.А. Чудинов

Эпиграфика, в отличие от палеографии, изучает тексты, написанные на самых разных материалах: металле, дереве, штукатурке, кости и т.д.

Эпиграфика по Википедии. Википедия даёт такое описание: «Эпигра́фика (от греч. επιγραφή - «надпись») - Вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина Палеография. Временем возникновения эпиграфики считается период Возрождения; методика эпиграфики как науки разработана в XVIII-XIX вв. Расшифровка иероглифов Древнего Египта, вавилонской клинописи, микенской письменности значительно расширила в XIX-XX вв. сферу применения эпиграфики.

Наиболее значительные восточно-славянские памятники эпиграфики: надписи XI-XIV вв. на стенах Новгородского Софийского собора и XI-XVII вв. на стенах киевских культовых сооружений. Эпиграфические тексты - один из основных источников политической, социальной и экономической истории. Как правило, время создания надписей соответствует содержащимся в них сведениям».

Эту проблему определения эпиграфики я уже обсуждал (Чудинов 2010). Но в статье Википедии дан список общих работ по эпиграфике, который состоит из такого перечня:

«Карышковский, Пётр Осипович Материалы к собранию древних надписей Сарматии и Тавриды // Вестник древней истории. 1966. № 2.

Полная библиография работ П. О. Карышковского на русском и английском языках на сайте Фридман А.С

Рождественская, Т. В. Древнерусская эпиграфика X-XV веков: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1991.

Федорова, Е. В. Введение в латинскую эпиграфику: Учеб. пособие для ист. и филол. спец. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1982.

Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X- первой половины XIII в. - М., 2000

Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. - М., 2001»

Итак - одно учебное пособие (даже не учебник!), 1 список работ (!), 4 книги по конкретным письменностям и НИ ОДНОЙ монографии по эпиграфике! Такое пренебрежение РАН к эпиграфике достойно осуждения.

Понятно, что никаких разделов данной науки никто и никогда (по крайней мере, на русском языке) не обсуждал.

Однако примерно то же самое можно прочитать и на английском и немецком сайтах. Там обсуждаются конкретные чтения, но отсутствуют теоретические положения.

Понятие стилизации. Вообще говоря, стилизация - это придание одному шрифту внешних признаков другого шрифта. И хотя теории этого пока нет, практики уже освоили стилизацию одного шрифта под другой.

shrift1.jpg

Рис. 1. Стилизация русских букв под разные шрифты

Эти надписи я заимствовал с сайта http://andreykrestovskiy.ru/shrifty/test.html. Как видим, тут имеются стилизации под готический шрифт (рис. 1-1, 1-2, 1-3, 1-4), под старославянский (рис. 1-5 и 1-6) и древнерусский (рис. 1-7 и 1-8), под арабскую вязь, рис. 1-9, под еврейское квадратное письмо, рис. 1-10,  под иероглифы, рис. 1-11 и 1-12. Что любопытно, имеется стилизация даже под граффити, рис. 2.

shrift2.jpg

Рис. 2. Стилизация русских букв под граффити на внешних стенах домов

Стилизация отличается от самого оригинального шрифта А (того, которому она подражает) тем, что все буквы читаются так, как это должно быть на шрифте Б. Шрифт А назовем СТИЛИЗУЮЩИМ, шрифт Б - СТИЛИЗУЕМЫМ. Так, нынешний русский гражданский шрифт на рис. 1-1 и 1-2 имеет чтение ГОТИКА, хотя первая буква Г в готическом шрифте пишется совершенно иначе, а предложенной буквы Г в готическом шрифте просто нет. Буква О пишется в готическом шрифте именно так; далее следует русская буква т, которая в готическом шрифте имеет другое чтение, М. Затем следует буква, имеющая готическое чтение У, но читаемая по-русски И. Две последних буквы имеют готическое чтение, совпадающее с русским. Итак, хотя внешне данная надпись выглядит ГОТИЧЕСКОЙ, она имеет РУССКОЕ чтение.

Разобраться в том, имеем ли мы дело с подлинным, настоящим шрифтом А, или вместо него надпись сделана шрифтом Б, стилизованным под А, может только опытный эпиграфист. Как правило, первые попытки чтения текста на новой находке, а также первая атрибуция этнической принадлежности производится археологами, которые морально не готовы к стилизации. А поэтому их атрибуция и чтение могут оказаться ложными. Я столкнулся с этой проблемой, когда обратился к этрусским надписям, написанным якобы по-гречески. Этрускологи XIX века были убеждены, что этруски иногда пишут по-гречески, хотя смысл таких надписей оказался непонятным. Но в моих чтениях выяснилось, что в ряд греческих букв этруски вкладывали вовсе не греческое, а этрусское чтение, то есть, имела место стилизация (этрусской надписи под греческую).

Специфика стилизации под разные шрифты. Первым из рассмотренных шрифтов был готический. Писали таким шрифтом в основном на латинском языке перьями с такой заточкой, что движений по вертикали оставляло жирную линию, а движение по диагонали - тонкую. Так же были написаны и ограничительные штрихи - сначала наверху тонкой диагональной линией, затем диагональ в обратную сторон жирно, потом основная жирная вертикальная линия, и начертание нижних ограничительных штрихов по приведенной выше схеме. Понятно, что так было удобно писать на бумаге или пергамене. А на дереве, на штукатурке или на камне так писать было очень неудобно.

Из этого, в частности, следует, что готический шрифт является весьма поздним, предназначенным для рукописей с гладким писчим материалом.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.154sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.314 секунд