В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 16, 2016

Сказочники из ИА РАН читают граффити на штукатурке

Автор 09:27. Рубрика Чтения новых текстов

Сказочники из ИА РАН читают граффити на штукатурке

В.А. Чудинов

Я решил рассмотреть новости археологии за прошлый год. Меня очень порадовала статья об обнаружении убийц Андрея Боголюбского, и я захотел поблагодарить академических эпиграфистов за их добросовестную и очень полезную работу. Для чего и начал копировать статью и рисунки.

skazochniki1.jpg

Рис. 1. Надпись на правой стене Спасо-Преображенского собора

«При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись 12 века - сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц», говорится в заметке [1], и тут же помещена фотография, рис. 1. - Насчёт поимённого списка убийц у меня сразу же возникли сомнения, поскольку перечислять чьи-либо имена, даже праведников, было не в обычаях того времени.

Древнерусское граффито. «Уникальная надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами - профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым, сообщает пресс-служба Института археологии.

Надпись по своей ценности войдет в десятку самых важных древнерусских надписей. Это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества, фиксирующий акт церковного проклятия убийцам владимирского князя», - говорит Алексей Гиппиус. По его словам, и эту надпись, и другие чуть было не уничтожили во время реставрации. Их спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника Александры Андреевой, Елены Шадунц и их владимирского коллеги  Ивана Селезнева, настоявших на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала. Реставрационные работы на внешних стенах собора, построенного в 1157 году, были начаты летом 2015 года. Тогда же были открыты первые надписи. Одна из них, сделанная в шесть строк на западном фасаде храма, сообщает от смерти некоей Варвары, известной своим попечением о вдовах («много вдовиц ... приучивши милостынею»)» [1].

Очень интересно! О том, что стены Кносского дворца были вычищены абразивом, я подозревал еще в 2010 году, когда посетил его и обратил внимание на состояние стен. А теперь выясняется, что такова обычная практика не только зарубежных, но и отечественных археологов, иначе бы об отходе от неё в данном конкретном случае никто не говорил бы. Иначе говоря, обычная практика археологов при реставрации - это уничтожение древних артефактов, то есть, надписей и ликов. Просто замечательно! Иными словами, то, что шесть лет назад мне казалось научным преступлением, оказывается, является научной повседневностью, и если бы не вмешательство местных научных сотрудников, это преступление было бы совершено и здесь. - Мда, как-то с научным подвигом это уточнение не вяжется.

skazochniki2.jpg

Рис. 2. Якобы «Знак мастера на камне кивория» и моё чтение надписи

Знак мастера или знак князя? В монографии Николая Николаевича Воронина [2:124] на рис. 50 можно видеть любопытный знак, рис. 2. Он поясняется такими словами автора: «Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 года. На одном из камней ступеней кивория мастер вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих». - Опять повторяю: называть чьи-либо имена было не в обычаях того времени.

Автор выразился не вполне понятно: представляет ли данная лигатура знак мастера или княжеский знак? - Я его много лет назад расшифровал, как надпись БОГОЛЮБОВО, выполненную руницей, и как сокращение Б.Г., сделанное рунами Рода. Однако теперь, всматриваясь в этот знак, я обнаружил еще несколько слов надписи. Так, на самом верху можно прочитать подпись: ХРАМ СВЕТА РЮРИКА, чем на деле являлся киворий, слова МИРА МАРЫ на нижней части внутри основного знака, и слова И ХОРА (бога белого света как такового) под основным знаком. Иными словами, ХРАМ СВЕТА являлся в основном храмом бога белого света Хора, и лишь по совместительству храмом Мары, рис. 2. Исходя из этого, данный знак не являлся ни знаком князя Андрея Боголюбского, ни знаком мастера. Подтверждается моё предположение о том, что никаких имён собственных на надписях того времени мы не найдём. Лишь название места и имя бога, которому был посвящен храм.

Археолог Воронин  ошибся в атрибуции сооружения, который он назвал киворием: «Против юго-западного угла собора на площади стояла особенно примечательная постройка ансамбля -киворий. Сейчас на его месте стоит кирпичная часовня XVII века с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом. Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей якобы оделял наградами строителей замка. Раскопки открыли остатки трехступенного круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата». Если чаша была полна воды, то из нее невозможно было доставать никакие награды. Но полагать, что в XII веке в Боголюбово существовали дохристианские постройки, этот археолог не мог, ибо тогда он бы противоречил сложившейся в археологии парадигме. - Однако вернемся к рис. 1.

Особенности надписи об убийстве Андрея Боголюбского. Первое, что бросается в глаза при рассмотрении рис. 1, так это надписи, выполненные археологами на фотографии участка стены. Эта современная пропись закрывает буквы иной надписи, той же или, что не исключено, более древней, буквы которой видны рядом. В своё время так предоставлял результаты своих дешифровок мой коллега Леонид Шершнёв, против чего я возражал, ибо такой способ подачи результата закрывает возможность для других исследователей исследовать данный артефакт. Иначе говоря, переда нами - наложение современной прориси на фотографию древнего изображения.

Однако продолжу цитирование основной заметки [1]. «Следы большого текста, процарапанного на южной абсиде, были найдены уже осенью, в ходе нашей поездки в Переславль, - рассказывает Савва Михеев. - Надпись была покрыта слоями грязи и краски и нуждалась в реставрации. Благодаря энергичной поддержке со стороны директора Института археологии РАН Николая Макарова, ее удалось провести очень оперативно. Уже через десять дней надпись была тщательно расчищена от наслоений новгородским реставратором Татьяной Федоренко. В результате был найден уникальный текст, касающийся событий 800-летней давности - убийства владимирского князя Андрея Боголюбского».

Итак, для проведения расчистки, то есть, для обработки стен водой под давлением понадобилось вмешательство директора московского института археологии РАН. Иначе, в общем-то, рутинную работу было провести невозможно.

Далее сообщаются сведения об Андрее Боголюбском: «Князь Андрей, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, после смерти отца в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С его именем также связана история величайшей святыни - Владимирской иконы Божьей Матери, которую именно князь Андрей принес из Киева во Владимир. Андрей Боголюбский совершил два успешных похода на Волжскую Булгарию. После одного из них он был убит заговорщиками из числа его приближенных. Заговор возник, якобы, после того, как по решению князя был казнен брат его жены. Остальные братья во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя (всего же «неверных убийц было 20», сообщает Ипатьевская летопись) в ночь на 29 июня 1175 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове.

В ответ на вопрос князя, кто хочет его видеть, они назвали имя его  любимого слуги Прокопия, но Андрей не поверил им и бросился за мечом. Заговорщики выломали дверь, и убили безоружного князя - его меч заранее забрал из его покоев один из заговорщиков, княжеский ключник по имени Амбал. После убийства началась смута, которой положил конец младший брат Андрея Боголюбского - Всеволод Большое Гнездо, по приказу которого убийцы были казнены. 

Надпись об убийстве находится ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый - краткое сообщение об убийстве» [1].

Дешифрованный археологами текст надписи. «В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим - вечная мука». Дальше текст не читается. По словам Алексея Гиппиуса, фраза «овому (то есть князю) вѣчная память, а симъ (заговорщикам) вѣчнаѧ мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни заговорщиков.

В левом столбце - список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи - это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество - Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание "Анбал") и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова «стырь» (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Окончание столбца пока остается не прочитанным.

По словам Гиппиуса, в отличие от современных граффити, древнерусские надписи на стенах храмов могли носить совершенно официальный  характер» [1].

skazochniki3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на правой стене

Мои замечания и чтения. Есть ли у меня замечания к чтению этого документа? - Разумеется, есть. Так, на второй строке глагол УБИЕНЪ БЫСТЬ написан как УБИЕНЪ БЫК и далее К...ЗЬ. На деле в пространстве между буквами «Б» и «Ы» слова БЪК как раз и размещаются мелкие недостающие буквы СТЬ слова БЫСТЬ, буква «К» относится к слову КНЯЗЬ, вторая буква ошибочно показана как «К», хотя это - буква «ЮС МАЛЫЙ», а между ними находится буква «N», видимая на граффито, но не закрашенная.

Слово АНДРЕЙ на прориси на третьей строке написано как АНЪДРЕЙ, что сразу вызывает сомнение в правильности его выделения. Вглядевшись в граффито, можно обнаружить, что буква «Д» реально существует между буквами «N» и «Ъ», никакой буквы «Ъ» на граффито нет (это - фантазия эпиграфиста), между выделенными буквами «Ъ» и «Д» находится буква «Р» граффито, огромная буква «Е» размещена на граффито выше и между выделенными буквами «Д» и «Р» и продолжается за «Р», и к ней примыкает буква «Й». Так что слово  АНЪДРЕЙ прочитано эпиграфистом неверно. А над буквой «Н» («И») на граффито видно слово БОГОЛЮБСКАЙ, совершенно проигнорированное эпиграфистом. А это уже не лезет ни в какие ворота.

На пятой строке в слове СВОИМИ не прочитана буква «С», которая расположена левее низа орнаментального хвоста буквы «З» слова КНЯЗЬ на четвертой строке. Соседнее слово ПАРУБКАМИ прочитано плохо, как ПАРУБКЫ, хотя и буква А, и буквы МИ отчётливо видны на граффито, а вот буква «Ы» нафантазирована эпиграфистом. А следующие два слова, И СЛУГАМИ, эпиграфистом не замечены. Отметив, что слово ПАРУБКАМИ  означает ОРУЖЕНОСЦАМИ, а не СЛУГАМИ, иду дальше.

На шестой строке у эпиграфиста вдруг встречается указательное местоимение, свойственной скорее сербскому, чем русскому языку - слово «ОВОМУ». Однако в подлиннике написано слово БОГОЛЮБСКАЙ. Точно так же придуманы и слова: «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ», вместо них в оригинальном тексте написано: УБИТ И НАЙМИТАМИ МИТРОПОЛИТА РИМА И МАРЫ МИМЫ.   Тут уже не только 9 слов не прочитаны эпиграфистом, а нафантазированы три иных слова, но текст, порочащий католического митрополита, заменен текстом с христианской формулой: ЕМУ - ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ. Так что помимо чисто эпиграфического брака мы здесь видим прославление христианства (пусть и католического)\, вместо его осуждения.

Над седьмой строкой мы видим слово: НАЙМИТАМИ, не замеченное эпиграфистом. Это - десятое непрочитанное слово. Но вместо остатка слова ПАМЯТЬ - букв «МЯТ»,  в оригинале написано: ХРАМА ВОЙСКА МАРЫ РЮРИКА. Так что еще 4 слова эпиграфистом не замечены, а слово ПАМЯТЬ представлено, как ПАМЯТ.

На седьмой строке вместо слов: А С НИМЪ написано слово СКЛАВЯН. А вместо слова ВЕЧНАЯ в оригинале читаются слова: И ВОИНАМИ МАРЫ МИМЫ МИРА ЯРА РЮРИКА. Иными словами, вместо 4 придуманных слов не были приняты во внимание 8 слов.

На восьмой строке вместо придуманного слова МУКА были не приняты во внимание слова РИМА РЮРИКА. Далее помечены не упомянутые  в заметке слова ЧЛВ В ПОМЫ, что непонятно. Вместо первого непонятного слова были пропущены слова: ХРАМА МАРЫ РЮРИКА,  вместо слов В ПОМЫ - слова: И РИМА.

Полустрокой ниже в обращенном цвете можно прочитать слова: СКИФИИ ОТ МИРА ВАРЯГА. А на девятой строке я читаю, слева: РЮРИКА ЯРА ВОИНА, а справа - ВАГРИИ ЯРА. На десятой строке вместо непонятного слова ДОЛЗЬ я читаю слова: РИМА РЮРИКА.

Что же получается? Вместо текста: МЕСЯЦА ИЮНЯ 29 УБИЕН БЫСТЬ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКАЙ СВОИМИ ПАРУБКАМИ И СЛУГАМИ. БОГОЛЮБСКАЙ УБИТ И НАЙМИТАМИ МИТРОПОЛИТА РИМА И МАРЫ МИМЫ. НАЙМИТАМИ ХРАМА ВОЙСКА МАРЫ РЮРИКА СКЛАВЯН И ВОИНАМИ МАРЫ МИМЫ МИРА ЯРА РЮРИКА РИМА РЮРИКА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА И РИМА СКИФИИ ОТ МИРА ВАРЯГА РЮРИКА ЯРА ВОИНА ВАГРИИ ЯРА РИМА РЮРИКА.  Это то, что поддаётся чтению и то, что реально написано. Как любой читатель, эту надпись смог прочитать и я. В ней 52 слова и одно число.

Но археологи Московского института археологии предложили такое чтение: МЕСЯЦА ИЮНЯ 29 УБИЕНЪ БЫК К ... ЗЬ АНЪДРЕЙ СВОИМИ ПАРОБКЫ, ОВОМУ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, А СИМ - ВЕЧНАЯ МУКА. ЧЛВ В ПОМЫ ДОЛЗЬ. С точки зрения числа слов прочитана более короткая надпись из 20 слов и 1 числа, причём 4 слова непонятны, слова БЫК К..ЗЬ ПАРОБКЫ, то есть, 3 слова прочитаны с ошибками, а 7 слов придуманы. Иначе говоря, из 52 слов только 3 прочитаны на данной надписи верно, иначе говоря, 1/17 или 6 %. А на 94 % надпись прочитана неверно!

Более того: исключено упоминание НАЙМИТОВ МИТРОПОЛИТА РИМА, как я понимаю, для того, чтобы не ссорится с археологами-католиками зарубежных государств. И далее, исключено упоминание НАЙМИТОВ МАРЫ МИМЫ ХРАМА ВОЙСКА МАРЫ РЮРИКА СКЛАВЯН И ВОИНАМИ МАРЫ МИМЫ МИРА ЯРА РЮРИКА РИМА РЮРИКА ХРАМА МАРЫ РЮРИКА И РИМА СКИФИИ ОТ МИРА ВАРЯГА РЮРИКА ЯРА ВОИНА ВАГРИИ ЯРА РИМА РЮРИКА, как я понимаю, для того, чтобы вообще не поднимать тему существования могущественных ведических храмов. И, кроме того, сразу возникает вопрос: чем так насолил Андрей Боголюбский, что наёмных убийц против него послали и воины Рюрика, и русские ведисты,  и католическое духовенство?

Итак, я констатирую наличие ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДАННОГО ГРАФФИТО СО СТОРОНЫ АРХЕОЛОГОВ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН! Нам предложили совсем не тот текст, который был нанесен на стену собора.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.11MB | MySQL:11 | 0.173sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.316 секунд